Статья «Я и мир вокруг»


Солнцева Светлана Викторовна

педагог дополнительного образования КГУ «Лисаковская специальная школа- интернат для детей с особыми образовательными потребностями»

Солнцева Светлана Викторовна.

Педагог дополнительного образования КГУ «Лисаковская специальная школа- интернат для детей с особыми образовательными потребностями».

«Я и мир вокруг».

Для того, чтобы сформировать у детей с ООП устойчивый интерес к познанию окружающего мира, педагог дополнительного образования должен обеспечить достаточный уровень их знаний в этом направлении.

В младшем школьном возрасте ребёнок радуется и удивляется как неизвестному, так и многократно испытанному, бескорыстно исследует мир. Именно в этом возрасте нужно помочь ему в формировании целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. Дети учатся задавать вопросы обо всём, что их окружает и искать в доступной им форме ответы на них.

При подготовке и проведении каждого занятия кружка «Мир вокруг» я большое внимание уделяю тому, чтобы дети приобретали умения и навыки не в готовом виде, а через их собственные наблюдения, рассуждения, экспериментирование, через игровую занимательную форму. Задача эта не так проста, учитывая ограниченные познавательные возможности моих воспитанников: неумение использовать имеющийся опыт, обдуманно выбирать средства для решения задачи, а также неуверенность в своих силах, стремление обойти встречающиеся трудности и недоразвитие речи. Поэтому постепенно я стараюсь привить им инициативу и осознанную потребность беречь себя и всё живое вокруг них.

Одной из основных задач педагога дополнительного образования при ознакомлении детей с окружающим миром является организация наблюдений за природными явлениями и объектами. Прогулки помогают накапливать опыт, реальные впечатления, поднимают настроение детей, а также оказывают влияние на их восприятие красоты увиденного.

Во время прогулки педагог организует участие школьников в элементарной трудовой деятельности, в проведении простых опытов. Выполнение несложных трудовых поручений (сбор семян цветов и деревьев, полив растений) повышают желание трудиться, развивают чувство ответственности.

Самые интересные и запомнившиеся наблюдения мы с детьми заносим в «Экологический дневник». Научить школьников правильно вести дневник задача непростая. Но такая работа помогает интереснее организовать школьников. Замысел занятий познавательного цикла заключается в создании условий для активации разносторонней познавательной деятельности кружковцев. Выполняя задания, развивающие воображение, внимание, наглядно-образное мышление, они проявляют заинтересованность в работе, учатся усваивать дисциплину, у них обогащается речь.

При распределении заданий учитываются типологический уровень ребёнка, а также индивидуальный темп практической деятельности.

Для того, чтобы получаемые на кружке знания не шли в разрез с реальной жизнью, важно постоянно ставить детей в ситуацию аргументированного выбора. В такую ситуацию ребёнок попадает выполняя задания типа: «Определи хорошие и плохие поступки», «Найди три ошибки художника», «Какой ребёнок правильно себя ведёт», «Хорошо-плохо» и т.п. Задания такого типа позволяют видеть в одном и том же явлении хорошие и плохие для понимания детей стороны, а также дают возможность постепенно подвести ребёнка к мысли о противоречивости нашего мира и хоть немного научить его решать свои жизненные задачи в будущем.

Немаловажную роль в ознакомлении с окружающем миром играют дидактические игры. Каждая дидактическая игра имеет своё содержание и целенаправленность. Играя, дети включают свою фантазию, у них просыпается любознательность и наблюдательность, желание узнать больше. Здесь присутствует игровой соревновательный момент. Учащимся раздаётся речевой материал, способствующий решению коррекционных задач: загадки, скороговорки, чистоговорки. После завершения игры выполняются элементарные трудовые поручения – сбор и расстановка оборудования по местам, что формирует такое качество, как стремление доводить начатое дело до конца.

На последнем этапе каждого занятия ребята включаются в творческий процесс, и с помощью рисунка, лепки, аппликации пытаются наглядно представить и изобразить явления и объекты живой и неживой природы, с которыми они познакомились на кружке. Творческая деятельность помогает корректировать недостатки психофизического развития детей с нарушением интеллекта, затрагивает их чувства, повышает эмоциональный тонус.

Как педагог дополнительного образования, всю работу кружка я стараюсь строить на проблемно-поисковом подходе, создавая вместе с детьми на конкретном примере целостный образ окружающего.

Сегодня обстановка такова, что каждый человек должен с осознанной бережливостью относиться к себе и тому удивительному и прекрасному, что нас окружает.