«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через реализацию экологических проектов».

Бедарева Маргарита Олеговна

воспитатель КГУ «Детский сад №62 для детей с нарушением речи» отдела образования по городу Усть — Каменогорску управления образования Восточно — Казахстанской области

Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе (5-6 лет)

Тәрбиеші/Воспитатель: Бедарева Маргарита Олеговна
Білім беру саласы/ Образовательная область: Социум
Ұйымдастырылған оқу іс-әрекет түрі//Раздел организованной учебной деятельности: Основы экологии
Тақырыбы/ Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через реализацию экологических проектов».
Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта «Жизнь диких животных наших лесов зимой».
Білімділік міндеті/ Образовательная задача: Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой природе через проектную деятельность. Расширять представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса;
Дамытушылық міндеті/Развивающая задача: Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь через составление описательного рассказа о животных, умение анализировать, делать выводы, логическое мышление, зрительное внимание и восприятие, а также развивать умение слушать друг друга.
Тәрбиелік міндеті/ Воспитательная задача: Воспитывать интерес к жизни животных, любознательность, бережное отношение к животным.
Көрнекі құралдар/ используемый материал: проектор, презентация, накидки и шапочки по количеству детей, конверт, разрезная иллюстрация диких животных, энциклопедии, человеческие следы от ботинок (картинки), баннер(иллюстрация библиотека), проекты детей, волшебный куб и др.
Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент: Аң- дикое животное. Орманда- в лесу.
Аю- медведь. Түлкі- лиса. Қасқыр- волк. Қоян – заяц. Кірпі- еж. Белка-тиін. Бұлан – олень.

ҰОӘ Кезеңі/
Части ОУД Педагоктың іс-әрекеті/
Деятельность педагога Балалардың іс-әрекеті/
Деятельность детей
Кіріспе
Вводная Ребята, в одной из передач по телевизору говорили о знатоках природы.
Как вы думаете, кто это такие знатоки природы?

А вы являетесь знатоками?
Мы проведём игру «Что? Где? Когда?» и узнаем являетесь ли вы знатоками. Делают круг.
Дети здороваются с гостями: здравствуйте, сәлеметсіз бе, hello.
Дети, знатоки – это умные, знающие люди, они очень сообразительные. Они умеют работать в команде, слушать друг друга.
Ответы детей.
Проявляют интерес.
Негізгі
Основная Сегодня ваша команда будет играть против команды телезрителей.
Давайте выберем капитана.
Капитаном команды будет?
Почему?
Итак, игроки готовы?
Внимательно послушайте правила игры.
На столе у вас лежат конверты. В этих конвертах задания от телезрителей. Телезрители задают вопросы команде. Вам даётся время на обсуждение. После чего, капитан выбирает знатока, который ответит на вопрос. Затем телезритель даёт свой ответ.
Всем понятны правила игры?
А тему игры мы узнаем, когда вы соберёте разрезную иллюстрацию.
Расскажите, что у вас получилось?
А как эти животные называются?
Почему их так называют? Молодцы, хорошо.

Дети выбирают капитана команды.
Ответы детей.
Потому что он умный и сообразительный.
Дети слушают правило игры.

Ответы детей.
Дети подходят к столу, собирают разрезную иллюстрацию.
Дети рассказывают, что у них получилось. Называют животных на казахском и английском языке.
Ну что же, уважаемые знатоки, позвольте пожелать вам удачи и успехов!
Итак, начинаем  1-ый раунд игры.
Внимание на экран!
Против команды знатоков играет
1-ый телезритель.
В экране появляется названный человек:
«Уважаемые знатоки! В конверте под №1 лежат припасы лесного зверя (орешки, сушеные грибы и ягоды). Чьи они? Расскажите об этом животном.
Вам даётся время, чтобы подумать, тихим голосом обсуждайте и высказывайте своё мнение. Минута пошла. Звучит музыка… Музыка замолкает.
Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать? 
А теперь, внимание на экран!
Телезритель: Правильный ответ (эти припасы готовит себе на зиму белка).
Молодцы, ребята вы правильно ответили!
Счёт 1: 0 в пользу знатоков.

2-ой раунд
Внимание на экран! Против команды знатоков играет 2-ой телезритель. «Уважаемые знатоки! Ответьте на вопрос «Какие домашние животные похожи на диких?». Вам даётся время, чтобы подумать, тихим голосом обсуждайте и высказывайте своё мнение. Минута пошла. Звучит музыка…. Музыка замолкает.
Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать? 
А теперь, внимание на экран!
Телезритель: Правильный ответ (свинья похожа на кабана, волк -на собаку, заяц – на кролика и т.д).
Молодцы, ребята вы правильно ответили!
Счёт 2:0 в пользу знатоков.

3-ий раунд
Внимание на экран! Против команды знатоков играет 3-ий телезритель. «Уважаемые знатоки! Посмотрите на тень животного, скажите, кому из перечисленных животных она принадлежит, и расскажите мне о нём».
Вам даётся время, чтобы подумать, тихим голосом обсуждайте и высказывайте своё мнение. Минута пошла. Звучит музыка…. Музыка замолкает.
Капитан команды, кто будет отвечать? 
А теперь, внимание на экран!

Отвечать будет…
Защита проекта (макет).
Ребёнок. Белка — дикое животное небольшого размера до 30 см. Этот лесной зверёк имеет вытянутое тело, маленькие ушки-кисточки и красивый, пушистый хвост. Домик у белки в дупле и там же её кладовая: орешки, ягоды, грибы, жёлуди и шишки. Два раза в год белка линяет. Хвостик линяет один раз в год. Если белку кто-нибудь потревожит, то она перенесёт бельчат в зубах в безопасное место. Белочка — красивое животное, его нельзя пугать и уничтожать.

Отвечать будет…
Ребёнок отвечает: (волк похож — на собаку, заяц – на кролика, кабан – на свинью, рысь – на кошку, и она занесена в Красную книгу Казахстана)

Отвечать будет…
Ребёнок это тень принадлежит волку.
Телезритель: Молодец! Ты всё правильно и интересно рассказал.
Молодцы, ребята! Счёт: 3:0 в пользу знатоков. А сейчас, давайте прервемся и не много отдохнём.
Физминутка (видео-зарядка с пандой)
Отдохнули давайте продолжим.
4-ый раунд.
Внимание на экран!
Против команды знатоков играет 4-ый телезритель. «Уважаемые знатоки! Возьмите конверт под № 2 «Угадайте, чьи это уши? Прочтите стихотворения об этом животном».
Вам даётся время, чтобы подумать. Минута пошла. Звучит музыка. Музыка замолкает.
Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать? 
А теперь, внимание на экран!
Телезритель: Вы большие молодцы, быстро справились с заданием.
Молодцы, ребята! Счёт: 4:0 в пользу знатоков.
5-ый раунд. 
Внимание! Против вас играет 5-ый телезритель. Вносится чёрный ящик. Из него достается альбом с 5 экологическими знаками.
Телезритель: Что означают эти знаки?
Время пошло! Звучит музыка…Музыка замолкает. Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать? 
А теперь, внимание на экран! Правильный ответ. Телезритель: (1 знак означает: нельзя ломать ветки, 2 знак означает: нельзя уносить животных из леса, 3-ий знак означает нельзя мусорить, 4-ый знак нельзя убивать животных
5-ый знак – нельзя разводить костёр, 6 – знак нельзя вырубать деревья, 7 – знак в лесу нельзя громко слушать музыку6 – знак нельзя вырубать деревья, 7 – знак в лесу нельзя громко слушать музыку)
Ведущий: Молодцы, ребята! Счёт: 5:0 в пользу знатоков.
6-ой раунд.
Внимание на экран!
Против команды знатоков играет 6-ой телезритель. В экране телевизора появляется названный человек: «Уважаемые знатоки! Возьмите конверт под № 3«Какое животное изображено на этой модели, расскажите, что знаете о нём».
Время пошло, обсуждайте, думайте!
Звучит музыка… Музыка замолкает.
Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать? 
А теперь, внимание на экран!
Телезритель: Всё верно это медведь.
Молодцы, ребята! Счёт: 6: 0 в пользу знатоков. Защита видео-проект (рассказ о волках).

Дети выполняют разминку

Отвечать будет…
Ребёнок защищает свой проект через чтение стихотворения о лисе.

Отвечать будет…
Ребёнок рассказывает, что обозначает каждый знак (фото проект) (1 — знак нельзя ломать ветки, 2 — знак означает, что нельзя уносить животных из леса (у них изменится запах и мать его после этого может не признать. Малыш просто погибнет, 3-ий знак означает нельзя мусорить, 4-ый знак нельзя убивать животных. 5-нельзя разводить костёр, 6 – знак нельзя вырубать деревья, 7 – знак в лесу нельзя громко слушать музыку)

Отвечать будет…
Ребенок рассказывает о медведи (видео-проект).
У медведя мощное тело и очень высокий рост. Он имеет крупную голову с небольшими глазами и ушами.

Начинаем 7-ой раунд!
Внимание, звонит телезритель, включаю громкую связь. Телезритель: Уважаемые знатоки, отгадайте загадку и расскажите об это животном подробнее. Ребёнок загадывает загадку про ежа (аудио проект-загадка).
Капитан команды, кто будет отвечать? 
Молодцы, ребята!
Счёт: 7: 0 в пользу знатоков.

Начинаем последний 8-ой раунд!
Внимание на экран. Против вас играет 8-ой телезритель. В экране телевизора появляется названный человек: «Уважаемые знатоки! Ответьте на вопрос: « Почему животные не мёрзнут зимой?»
Время пошло! Обсуждайте! Думайте, отвечайте на вопрос. Звучит музыка… Музыка замолкает.
Ваше время прошло. Капитан, кто будет отвечать? 
А теперь внимание на экран! Правильный ответ… (Телезритель зачитывает правильный ответ: животным на зиму тоже нужна теплая одежда, но рукавичек, шапочек, пальто у них нет, поэтому звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую).
Ну что ж, уважаемые знатоки, наша игра подходит к концу.
Как вы думайте вы настоящие «Знатоки природы»?
Почему?
Я с вами согласна! Вы сегодня все активно участвовали на протяжении всего занятия, хорошо отвечали на вопросы. Вы – настоящие знатоки природы. Я хочу вас наградить грамотами.
Награждает каждого ребенка грамотой (звучит музыка). Хвост у зверя короткий и едва заметный под густой шерстью. На огромных сильных лапах миши располагаются длинные острые когти. Любит мишка и ягоды, и грибы, и траву, и желуди, и орехи. Так же употребляет зверь мясную пищу и рыбу. Он ест насекомых, лягушек, ящериц и даже мышей (и других грызунов). К зиме медведь успевает накопить запасы в виде подкожного жира и отправляется на отдых в берлогу (спячка) 

Дети отгадывают загадку.

Отвечать будет…
Ребёнок рассказывает про ежей.
(защита проекта в виде презентации).

Отвечать будет..
Защита проекта (эксперимент-«Почему животные не мёрзнут зимой»).

Ответы детей.
Ответы детей.

Қорытынды
Заключительная «Лестница успеха»
Ребята, если вам сегодня понравилась игра возьмите эмблему знатока и прикрепите ее на лестницу успеха на красную ступеньку, если вы справились, на зелёную ступеньку, если затруднялись, и если вы считаете, что не справились с заданиями на синею ступеньку.
Дети прикрепляют эмблемы на ступеньки.
Объясняют свой выбор.