«Использование интерактивных методов на уроке истории изобразительного искусства»

Казиева Венера Кайржановна

преподаватель художественного отделения ГККП «Детская школа искусств» отдела образования Бурлинского района управления образования акимата Западно-Казахстанской области»

Казиева Венера Кайржановна

преподаватель художественного отделения

ГККП «Детская школа искусств» отдела образования Бурлинского района управления образования акиматаЗападно-Казахстанской области»

«Использование интерактивных методов на уроке истории изобразительного искусства»

Современное общество ставит перед учителем новые требования. Изменения стали нормой нашей жизни. Меняется общество, меняется школа, меняется ученик,  меняется учитель. 

Вашему вниманию, хочу  показать методы и приемы интерактивного обучения, применяемые на уроках истории изобразительного искусства.

История изобразительного искусства – важная дисциплина, обогащающая процесс обучения изобразительному искусству на художественном отделении детской школы искусств. Преподавание этой дисциплины помогает формированию широко развитой творческой личности, расширяет их мировоззрение, закрепляет знание теоретических основ изобразительного искусства, способствует развитию художественного восприятия у детей.

Общение с большим искусством начинается для учащихся со знакомства с искусством Древнего мира в 1 классе. С глубокой древности первобытный человек испытывал потребность не только в пище и тепле, но и в красоте. Творцы крупнейших древних цивилизаций, таких как Египет, Вавилон, Греция и Рим, оставили потомкам потрясающие доказательства своего таланта.

Во 2 классе история рассматривает важнейшие этапы развития искусства стран Западной Европы, начиняя с романского стиля – первого крупного художественного направления средневековья после заката великой Античной эпохи, далее готический стиль, затем эпоха Возрождения – величайший всплеск человеческого гения и гуманизма, в котором проявились черты преемственности античного искусства. Искусство стран, ставших законодателями в искусстве XVII,  XVIII, XIX веков: барокко в Италии и

Фландрии, реалистическое искусство Голландии и Испании, классицизм, романтизм и реализм XIX века во Франции.

           В 3-ем классе раздел истории искусств посвящен развитию русского искусства в XVII и XIXвеках, начиная с периода Петровских реформ, давших возможность усвоить уроки западноевропейских мастеров барокко, классицизма и создать неповторимую школу русского искусства, непревзойденные образцы русского барокко, классицизма, романтизма и особого явления реалистического искусства в его высшем выражении – передвижничества.
Выпускной IV курс по разделу истории искусств знакомит обучающихся сискусством родной земли: древними памятниками культуры на территории Казахстана, казахским народным прикладным искусством и профессиональным казахским искусством, возникшим в XX веке. Также обучающиеся кратко рассматривают новейшее современное искусство Казахстана, его особенности. Выпускники должны знать искусство Казахстана, понимать его образное своеобразие, видеть развитие лучших национальных традиций в современном искусстве.  

            И вот о все об этом нужно доступно рассказать, записать лекции.  В своей практике, я увидела такую проблему наших детей, что мало они читают книги и значит соответственно на уроке не успевают записать лекции. Им становится скучно на уроке. Как же заинтересовать учащихся?  Тогда начинаю применять методики и формы интерактивного обучения:

— дискуссионные – обсуждение той ли иной проблемы, обмен идеями, мнениями.

— репродуктивные – воспроизводство готовых сведений (показ видеофильмов, слайдов, показ иллюстративных материалов).

— игровые – игра как метод обучения.

— поисковые – получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования.

— проектные–умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

            Один из  примеров приведу,в  разделе первобытного искусства, учащимся 1 класса,  даю название мультфильма, где они должны вспомнить эпизод из первобытного искусства – «Ледниковый период» — мамонт со своими друзьями попадает в пещеру и видит настенную роспись. Тогда учащиеся начинают работать в дискуссионном формате, начинают понимать что такое фреска? (Это роспись по сырой штукатурке), т.е. учащиеся начинают изучать терминологию изобразительного искусства, а это входит в мою задачу учебного процесса.

            Во 2 классе  уже темы и  терминологии изобразительного искусства усложняются, поэтому педагог должен научить их проводить сравнительный анализ художественных направлений и творчества отдельных художников, а также композиционный колорит и колористический анализ произведений, сравнение произведений живописи, скульптуры, архитектуры. Как же дальше их заинтересовать на уроке? Применяю игровую форму, например собрать пазл эпохи Возрождения –  «Сикстинскую Мадонну», мастера Рафаэля. Также учащимся даю задание – подготовить слайды конкретного художника с его работами. Тогда учащиеся быстрее запоминают репродукции великих художников эпохи Возрождения.

           В 3 классе мы уже более подробно рассматриваем репродукции на слайдах, подготовленным самим учащимся, где применяется поисковый метод интерактивного обучения. По разделу русского искусства, мне повезло с учащимся моего класса посетить северную столицу Санкт – Петербурга, Российской Федерации. Где была обзорная экскурсия по архитектурным сооружениям Санкт- Петербурга, посещение музеев Кунсткамеры, Эрмитажа. Такими выездными посещениями пробуждает интерес к познанию искусства и культуры других стран. При посещении музеев формируются навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее, развивает чувство ритма и гармонии.

            Выпускники 4 класса самостоятельно работают в проектной форме интерактивного обучения. Работая над темой самообразования «Изобразительное и декоративно- прикладное искусство в казахском национальном стиле», применяю эту тему и по истории изобразительного искусства. Так прививаю учащимся изучение с истоков казахского народного искусства.Этнографическое описание казахов можно найти в трудах исследователей XVIII —  XIX вв. Как известно, большое значение для изучения Казахстана имело созданное в 1845 году Русское географическое общество, обратившее значительное внимание на изучение быта и культуры народов России. На местах появляются корреспонденты, которые печатали свои статьи и заметки в местных «ведомостях». О казахах писали П.И.Лерх, П.В.Маковецкий, А.Янушкевич, г.н.Потанин и многие другие.

Их работы были научного, краеведческого или очеркового характера. Одни из них содержат информацию о жилище казахов, другие – об одежде, головных уборах, третьи – о кошмах и коврах. Для изучения казахского народного прикладного искусства они представляют определенную ценность, как и этнографические рисунки некоторых из них или выполненные художниками, побывавшими в Казахстане.

Ориенталист И.Клапрот зафиксировал в рисунках обычаи и народные праздники казахов.В ГИМе (Москва) хранятся альбомы художников е.Корнеева и Орловского из рисунков, выполненных в 1807 – 1821 годах. Они посвящены быту казахов долины реки Урал. С 1847 по 1854 год путешествовал по Казахстану и Сибири английский художник Томас Аткинсон. Яркая характеристика быта казахов изложена в XV – XVIII главах его капитального труда «OrientalandWesternSiberia». Значительная часть его этнографических рисунков хранится в Государственной публичной библиотеке имени М.Е.Салтыкова – Щедрина. Они детально воспроизводят быт казахского аула, убранство юрты костюм и утварь.

По репродукциям Томаса Аткинсона учащимся даю задание изобразить быт казахского народа. Здесь идет сравнительный анализ. Учащиеся самостоятельно оценивают свои выполненные работы.

В конце своего выступления, хочется сказать, что по предмету история искусств, со своими выпускниками проходим лекции, о народном искусстве Казахстана, и конечно, я тоже задаю учащимся, выполнять зарисовки, по быту казахов — великих этнографов, путешественников, художников, таких как Томас Аткинсон, Чокана Валиханова, Н.Г.Хлудов, А.Кастеев. Таким образом, учащиеся лучше запоминают великих людей и их работы.Каждый из нас ответственен за сохранение и возрождение нашего общего богатства, и лишь совместными усилиями можно оживить то, что тысячелетием бережно передавалось из рук в руки.
            Вывод:

В результате прослушивания курса лекций обучающийся должен усвоить основы знаний о путях развития изобразительного искусства древних государств; а такжеотличатьпроизведения по периодам истории развития. 
            Для обобщения усвоенного материала необходимо каждый семестр завершать контрольным ( зачѐтным) занятием, на котором применять разнообразные формы контроля: письменная работа по карточкам вопросникам тестирование, сочинение по картине, стилевая классификация и композиционный анализ заданного произведения, устный опрос по репродукциям, игровая форма семинара ( команда команде готовит вопросы – «мозговой штурм») и т.д. Педагог самостоятельно осуществляет выбор из арсенала форм и средств обучения и контроля знаний.