Учебно-проектная деятельность при дистанционном обучении в школе


Уразбаева Сыркуль Урунтаевна

учитель Карабалыкская средняя школа имени Абая Кунанбаева

УразбаеваСыркульУрунтаевна – соискатель учёной степени кандидата педагогических наук, учитель физики высшей категории, педагог – мастер

КГУ «Карабалыкская СШ имени А.Кунанбаева отдела образования Карабалыкского района». Управление образования акимата Костанайской области.

87754359837, syrkul-nur@mail.ru

Учебно-проектная деятельность при дистанционном обучении в школе

Ключевые слова: дистанционное обучение, учебно-проектная деятельность, структура учебно-проектной деятельности, самостоятельность, инновации.

Keywords: distance learning, educational and project activities, professional competence, independence, innovation.

Аннотация. Формирование учебно-проектной деятельности в учебном процессе организуется на основе рефлексии способа проектирования информации на уроке и при организации самостоятельной работы учащихся по предмету в условиях субъект-объект-субъектном взаимодействия.

Организация учебно-проектной деятельности учащихся при дистанционном обучении – это один из способов формирования самостоятельности учащихся, посредством моделирования информационного проекта, используя глобальную сеть. Формирование учебно-проектной деятельности, при этом, рассматривается как прием формирования творческой учебно-познавательной деятельности, обеспечивающий познавательную активность школьников, их направленность на получение продукта проектной деятельности, имеющего практическую ценность.

Считаем, что реализация учебно-проектной деятельности при дистанционном обучении – это путь обеспечивающий формирование способностей самостоятельно добывать знания, есть структура деятельности, включающая реализацию действий: определять цели учебно-проектной деятельности, подбирать источники информации, находить оптимальные условия решения проектных задач, оценивать результаты учебно-проектной деятельности, самостоятельно систематизировать, обобщать и представлять результаты проекта.

Annotation. The formation of educational and project activities in the educational process is organized on the basis of reflection of the method of designing information in the classroom and in the organization of independent work of students on the subject in the conditions of subject-object-subject interaction.

The organization of educational and project activities of students in distance learning is one of the ways to form students ‘ independence by modeling an information project using a global network. The formation of educational and project activities, in this case, is considered as a method of forming creative educational and cognitive activities that ensure the cognitive activity of schoolchildren, their focus on obtaining a product of project activity that has practical value.

We believe that the training and project activities with distance learning is the way of providing formation of abilities independently to extract knowledge, there is a structure of activities involving the implementation of the action: determine the objectives of the training project activities, to select information sources, to find optimal conditions for implementation of the project tasks, to evaluate the results of training and project activities, self-organize, summarize and present the results of the project.

Основной целью образования в новом столетии становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию для принятия грамотных решений, умение рационально и целесообразно жить и работать в быстро меняющемся обществе.

Отмечаемые на сегодняшний день изменения в системе образования современного общества характеризуются переходом от обучения в закрытой образовательной среде к «сетям знаний» открытой образовательной среды. Одной из приоритетных задач системы образования становится разработка концептуальных моделей информатизации образования  научной деятельности и их научно-методическое обеспечение, построение системной цифровой модели образования на различных уровнях.

Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики.

Метод проектов – педагогическая технология, в основе которого лежит развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, творчески представлять результаты проекта.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых ученики самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Школьники приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;  развивают у себя поисковые умения (умение выявления проблем, сбора информации, разыскивание фактов, проведения анализа фактов, построения реальной поисковой модели и представление результата поиска).

Для организации учебно-проектной деятельности школьников в дистанционном формате мы выбираем интернет-платформу, с наиболее подходящей по функциональным возможностям инфраструктурой и образовательному контенту,  использует любые доступные средства связи.

Формирование учебно-проектной деятельности в учебном процессе организуется на основе рефлексии способа проектирования информации на уроке и при организации самостоятельной работы учащихся по предмету в условиях субъект-объект-субъектном взаимодействия.

Организовать и реализовать самостоятельную учебно-проектную деятельность учащихся при дистанционном обучении является не простой задачей учителя. На современном этапе образования возникает проблема управления самостоятельной работой школьника как формой организации личностно-объектно-личностной взаимодействия.С другой стороны, учебно-проектная деятельность дает возможность учета качественного своеобразия формируемой деятельности, мотивационное обеспечение, организацию обратной связи, организацию контроля и самоконтроля, учет индивидуальных особенностей учащихся, организацию учебного процесса по овладению объектом управления. Прежде всего, необходимо рассматривать приемы активизации самостоятельной деятельности и определиться со структурой учебно-проектной деятельности, которую должен реализовать школьник.

На уроках с помощью разнообразных форм дистанционного обучения главной задачей считается развитие самостоятельности действий ученика. Эти   действия выполняется без непосредственного участия учителя, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленных целей, используя глобальную информационную систему, получают результат умственной деятельности в виде учебного проекта.

Организовывая учебно-проектной деятельности учащихся при дистанционном обучении, находим  один из способов формирования самостоятельности учащихся, посредством моделирования информационного проекта, используя глобальную сеть. Формирование учебно-проектной деятельности, при этом, рассматривается как прием формирования творческой учебно-познавательной деятельности, обеспечивающий познавательную активность школьников, их направленность на получение продукта проектной деятельности, имеющего практическую ценность.

Когда мы говорим о формировании у школьников самостоятельности, мы имеем в виду две тесно связанные между собой задачи. Во-первых, развитие у учащихся самостоятельности как психического новообразования формирующееся в учебно-познавательной деятельности. Во-вторых, научить самостоятельно, применять имеющиеся знания и способы действия в учебно-проектной деятельности.

 Формирование учебно-проектной деятельности при дистанционном обучении в школе обеспечивает развитие самостоятельности, как психического новообразования. Обеспечивает формирование действий и операций, раскрывающих сущность учебно-проектной деятельности.

Считаем, что реализация учебно-проектной деятельности при дистанционном обучении – это путь обеспечивающий формирование способностей самостоятельно добывать знания, есть структура деятельности, включающая реализацию действий: определять цели учебно-проектной деятельности, подбирать источники информации, находить оптимальные условия решения проектных задач, оценивать результаты учебно-проектной деятельности, самостоятельно систематизировать, обобщать и представлять результаты проекта.

Список литературы

  1. Куксо Е.Н. Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе. Издательство: Издательские решения – 2016. – 252 с.
  2. Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы / И.А. Тавгень. – Мн.: БГУ, 2010. – 218 с.
  3. Уразбаева С.У. «Методическое управление самостоятельной работой учащихся как основа профессиональной компетентности современного учителя».  СБОРНИК материалов II Международной научно-практической конференции  «Иновации в образовании; поиски и решения»,II том, Астана.- 2015. 278с.
  4. Уразбаева С.У. «К вопросу инновационной профессиональной деятельности современного учителя». СБОРНИК материалов III Международной научно-практической конференции  «Иновации в образовании; поиски и решения»,I том. Астана. – 2016. – 187 с.
  5. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютера. – №36 -2011.–264 с.