Открытый урок самопознания для 9 класса

Соболева Людмила Дмитриевна

учитель самопознания КГУ «Средняя школа №24» ОО по г. Усть-Каменогорску УО ВКО

План урока самопознания

(в режиме онлайн)

Школа: КГУ «Средняя школа №24» отдела образования по г.Усть-Каменогорску  управления образования ВКО  

Дата 3.09.2021г     Урок № 1  

Педагог  Соболева Людмила Дмитриевна  

Класс 9 «Б»         Кол-во уч-ся 20                    Тема: Выбор пути

Ценность: истина   

Качества: позитивное мышление, вера в свои неограниченные возможности, стремление к поиску истины в себе.

Ресурсы: (материалы, источники)

Самопознание для 9 класса общеобразовательной школы/ Калачёва И.В., Калиева Г.И.,Леканова Т.В. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек» 2019,     ozin-ozi-nany  эл.библиотека, эл.версия учебника

Сборник «Русские народные пословицы и поговорки», Москва, 1983;

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/04/06/rabota-s-poslovitsami-i-pogovorkami-master-klass-dlya-uchiteley,z1fm Пианино-классика. «Эмоции» my. mail.ru  поиск по запросу Инструментальная музыка «Для души» И.Крутого; фонограмма песни  «БУДУ!» сл.М.Танича, муз. С.Алиева, презентация к материалам урока Microsoft Rower Point

Цель: расширение представлений учащихся о предназначении человека через ценность ИСТИНА Задачи: —   раскрыть важность позитивного мышления в процессе познания себя при выборе жизненного пути; —   развивать веру в свои неограниченные возможности;
 —  воспитывать стремление к поиску истинного предназначения, настойчивости в достижении поставленной цели.
Ход урока: Орг.момент.   Позитивный настрой «ЗВЁЗДНАЯ   СТРАНА»      Сядьте правильно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох-выдох.       Сегодня я вас приглашаю в волшебное путешествие в сказочную страну. Мы с вами выходим из этого класса, садимся в звездолёт и отправляемся в путешествие. Представьте себе, что вы попали в Звездную страну (пауза). Вас окружают разноцветные красивые звездочки: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и оранжевые (пауза). Звездочки не только по цвету, но и по размеру все разные: есть совсем крохотные, есть чуть побольше, а есть еще и совсем большие (пауза). Самое главное, что среди этих звездочек не было ни одной, которая бы в точности походила на другую (пауза). Вы тоже, ребята, как эти разноцветные звездочки, не похожи друг на друга (пауза). Душа же каждой звездочки заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны (пауза). Звездочки, как маленькие дети, умеют видеть в себе и друг в друге только хорошее и доброе. От этого они светятся удивительным волшебным светом. Почувствуйте, как волшебный свет любви наполняет вас (пауза). Звездная страна от этого чудесного сияния стала необыкновенно красивой и неповторимой (пауза). Каждый из вас тоже должен научиться видеть в себе только хорошее и верить в свои безграничные возможности. Нам пора возвращаться. Попрощайтесь с жителями Звёздной страны, помашите им рукой. Возвращайтесь по звездной тропинке в свой класс. На счёт 3 откройте глаза. — Кто хочет поделиться впечатлениями? Домащнее задание: Учитель: я просила вас побеседовать с представителями старшего поколения вашей семьи: родителями, бабушками, дедушками о том, как они выбирали свою профессию.   Сообщение темы урока: Выбор пути.   Примечания     Инструментальная музыка «Для души» И.Крутого;   Дети приходят в состояние внутреннего покоя. Это помогает им увидеть, что каждый из них – индивидуален, неповторим.   Дети по желанию делятся впечатлениями.     Опрашиваются 2-3 ученика. Запись в тетрадь даты, темы, ценности, качеств
Позитивное высказывание (цитата). В природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.                                                                                                                    Леонардо да Винчи Справка: Итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Годы жизни 1452-1519 гг. — Как вы понимаете это высказывание? Слайд презентации. Небольшая справка о Леонардо да Винчи   Работа с цитатой: — проговаривание — осмысливание — объяснение — запись в тетрадь
Беседа: -Что значит для человека найти своѐ дело?  -Если бы каждый человек занимался своим делом, получал ли он радость от выполняемой работы? -Почему так важно делать в жизни то, что по душе?   Рассказывание истории (беседа) Редко кто определяется с профессией с самого детства. Это когда способности к чему-то очень уж заметны. Так, с самого малого возраста, определился будущий великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Пять лет было мальчику, а он так играл, обладал такой фантастической музыкальной памятью, всем на удивление. Иногда, правда, и эти способности с возрастом пропадают или перестают развиваться. Особенно если их не развивать.
А маленький Моцарт работал. Ему это даже не в труд было, потому что он любил дело. Это было Его Дело.
И двенадцати лет в Болонской академии музыки получил звание академика. Надо было выполнить задание, и на это давалось три часа. Звания домогались опытные, заслуженные мастера, и задания давались не шуточные. Легко сказать: экзамен на академика! Каждого запирали в комнату на три часа, чтобы не было никакого обмана. И Моцарта заперли. А он через полчаса стучит: отоприте! Думали, испугался мальчик, разволновался! А он протягивает исписанные листы — все сделал! И сделал прекрасно.
Какой светлый, жизнерадостный и глубокий талант был Моцарт! И труженик великий. «Работа – моё первое наслаждение», — говорил В.А.Моцарт.  Он умер совсем молодым -тридцати пяти лет, а оставил после себя столько, с чем другому не справиться и за семь жизней: более 600 музыкальных произведений. И мы до сих пор, слушая его божественную музыку, радуемся, размышляем и грустим. Беседа: —   Кто является героем рассказа?  (композитор В.А.Моцарт) —  Что вас удивило в этом рассказе? (в 5 лет исполнял сложные произведения, в 12 лет стал академиком) —   В  каком возрасте определился с выбором профессии Моцарт? (с детских лет) —  Почему Моцарту удалось создать такое большое количество музыкальных произведений? (он любил то, чем занимался; понял, что сочинение музыки – его дело) —  Какую истину в себе открыл Моцарт? (работа была для него наслаждением) —   Можно ли сказать, что Моцарт нашёл своё дело? — Какими качествами обладал композитор? (позитивное мышление, вера в свои неограниченные возможности, стремление к поиску истины в себе + волевые качества целеустремлённость, трудолюбие, настойчивость, умение не останавливаться на достигнутом, а двигаться дальше) —  Встречались ли в вашей жизни люди, которые также, как Моцарт, любили своё дело? Расскажите о них. —    Почему так важно делать то, что тебе по душе? (будешь делать всё с радостью, с удовольствием – большая производительность труда)   Резюме: Любимое дело есть у каждого человека. Оно внутри. Главное не бояться его там отыскать. Все великие люди потому и стали великими, что занимались своим делом – Любимым Делом. Они полностью и без оглядки реализовывали свое призвание. Человека уважают за то, что он что-то умеет. Нет бесполезных, не нужных человечеству профессий. Важно найти такую, в которой раскроются ваш талант, способности, а главное, призвание. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший: что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации); что он есть (знающий свои личностные и физические особенности); что он может (знающий свои склонности, способности, дарования). Значит, нужно так изучить себя, окружающую действительность, приобрести такую сумму знаний, чтобы открыть для себя глубокий смысл избранного пути. Знать, во имя чего совершаются те или иные действия, какую пользу принесѐт та или иная деятельность, отвечает ли выбранное дело вашему предназначению. Предназначение – это то, что вы можете дать этому миру, что-то в него внести или чем-то послужить. Ваше предназначение позволяет вам реализовать в жизни ваши таланты, цели и желания в плане деятельности.
        Рассказ учителя сопровождается слайдовой презентацией о композиторе
Творческая деятельность Задание 1. Упражнение «Скорлупка и ядрышко» (групповая работа) Пословица похожа на орешек: в ней есть «скорлупка» и «ядрышко». «Скорлупка» – это то, о чем говорится напрямую. «Ядрышко» пословицы– это скрытая в ней мысль. Она не высказывается прямо, а прячется за «скорлупкой». Чтобы понять скрытую мысль, нужно поразмышлять.      Соотнесите «скорлупки» пословиц с их «ядрышками» (устно объясните: в каких случаях так говорят?)  Запишите качества характера, о которых говорится в пословицах.   № групп Скорлупки (пословицы) Ядрышки (в каких случаях так говорят?)  О каких качествах характера говорится в пословице 1 Не за своё дело не берись, а за своим – не ленись.   Трудолюбие Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.   Добросовестность   Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.   Умение беречь время Чтоб в почёте быть, надо труд свой полюбить.   Любовь к делу 2 За много дел не берись, а в одном отличись.   Умение доводить начатое дело до конца С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.   Терпение Труд – дело чести, будь всегда на первом месте.   Достоинство От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется     Настойчивость Задание2 (индивидуальное) Выбрать из предложенных пословиц одну и написать по ней небольшое рассуждение. Усталость пройдёт, а доброе дело останется.К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.Покой пьёт воду, а беспокойство – мёд».Не стыдно хлеб достать трудом, стыдно хлеб достать стыдом.Шить горазд и подшивать горазд, а щетинку вставлять – надо мастера искать.Всяк спляшет, да не всяк скоморох.Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает.Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто попадает. Презентация работ.   Деление на сессионные группы   Каждая группа должна объяснить  4 пословицы,                                                                                       Пословицы на слайде     Опрос 3-4 человек, остальные посылают фото своих работ в группу по предмету по WhatsAPP      
Слушание  песни «БУДУ!» сл.М.Танича, муз. С.Алиева.   Маленький мальчишка маленький кораблик
Сделал из тетрадного листа.
Он поплыл и скоро-скоро
Утонул на повороте,
Но не утонула с ним мечта.
Он поплыл и скоро-скоро
Утонул на повороте,
Но не утонула с ним мечта.

Если очень хочешь, своего добьешься,
А мальчишке снились якоря.
Стал мальчишка капитаном,
И давно его качают
Вовсе не бумажные моря.
Стал мальчишка капитаном,
И давно его качают
Вовсе не бумажные моря.
ПРИПЕВ: Надо-надо-надо всюду-всюду-всюду
Надо-надо- надо, надо верить чуду.
Говорите всюду, всюду-всюду-всюду
Вместо буду или нет: буду-буду-буду-буду.

Где ты, где ты, где ты, мальчик сероглазый,
Капитан игрушечной ладьи?
Почему, как твой кораблик,
Все плывут-плывут за мною
Давние мечтания мои?
Почему, как твой кораблик,
Все плывут-плывут за мною
Давние мечтания мои?
ПРИПЕВ.
Если очень хочешь своего добьешься,
А мальчишке снились якоря.
Стал мальчишка капитаном,
И давно его качают
Вовсе не бумажные моря.
Стал мальчишка капитаном,
И давно его качают
Вовсе не бумажные моря.
ПРИПЕВ: Буду верить чуду, буду-буду-буду…
Всюду-всюду-всюду буду верить чуду…   — О чём эта песня? (О том, что мальчик верил в свои неограниченные возможности, стремился позитивно мыслить, найти истину в себе, свой смысл жизни. И ему это удалось!)
Фонограмма песни «БУДУ!» сл.М.Танича, муз. С.Алиева.  
Домашнее задание 1) Прочитать текст «Воспоминания О.Ф.Демченко», «Абылхан Кастеев».   С.10-14 учебника
Заключительная минута урока   Вы идете по дороге знаний и подходите к перекрестку, от которого расходятся в разные стороны тысячи дорог. И надо обязательно найти ту, по которой пойдете дальше по жизни. А дорога эта – поиск профессионального пути – дело сложное и важное. Чтобы не сделать ошибки, хорошо бы посоветоваться с кем-либо. Советчиков может быть много, но вот выбор каждому из вас придётся сделать самостоятельно.   Сядьте удобно, закройте глаза. Вспомните всё то, о чём мы с вами говорили на уроке.       Под музыкальное сопровождение: Пианино-классика. «Эмоции»                         (аудиопоиск)