Открытый урок по русской литературе, 8 класс «Анализ эпизода. (по повести-феерии А.Грина «Алые паруса»)
18.06.2021
Мельник Людмила Анатольевна
учитель русского языка и литературы Северо-Казахстанская область Кызылжарский район КГУ «Шаховская СШ»
Открытый урок в 8 классе по русской литературе
Краткосрочный план
Раздел | VIII. Мечты и реальность | ||||||
ФИО педагога Мельник Л.А. | Школа: Шаховская СШ | ||||||
Дата | |||||||
Класс 8 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | |||||
Тема урока Анализ эпизода. (по повести-феерии А.Грина «Алые паруса») | |||||||
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 8.2.4.1 анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета; 8.4.1.1 участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора. | ||||||
Цели урока | Вы сможете: проанализировать эпизоды произведения, объяснить их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета и композициипринять участие в обсуждении произведения, обосновать свою точку зрения, оценить поведение, поступки героев, | ||||||
Ход урока | |||||||
Этап урока/время | Действия педагога | Действия учеников | Ресурсы | Оценивание | |||
Начало урока Середина урока | 1.Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя Актуализация знаний Что обозначает алый цвет? Почему паруса алые? Объясните смысл названия «Алые паруса» (Паруса – символ мечты, надежды, а алый цвет в этом произведении толкуется как радость, ликование, победа добра над злом.) Какой жанр произведения «Белые паруса»? Феерия(от fee – фея) – 1. театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. 2. перен. Волшебное сказочное действие. (то есть в этом произведении есть волшебное сказочное действие) .(Грин назвал свое произведение «Алые паруса» феерией, потому что в жизнь Ассоль, главной героини, приходит сказка по воле сказителя и преображает ее.) Учащиеся вытянут карточку, на которой будет изображен фрагмент из фильма «Алые паруса» (режиссер Александр Птушко). Что изображено на карточках? (фрагмент фильма). А как в произведении это называется?-эпизод Сформулируйте тему урока Постановка целей: Сегодня на уроке вы сможете: Учащиеся объединяются в пары( мини-группы) Задание I 1-расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгене. Почему он сторонился земляков? Как отношение жителей поселка к Лонгрену отразилось на его дочери? (подтвердите цитатами из произведения) 2-Расскажите о детстве Ассоль. Почему она не могла подружиться с детьми своей деревни? Что ее отличает от них? (подтвердите цитатами из произведения) 3-Расскажите о людях и нравах деревни Каперны. Что было предсказано Ассоль? Как стали относиться к ней в Каперне после этого? (подтвердите цитатами из произведения) Дескрипторы:1- отвечают на вопрос, 2-приводят в доказательство цитаты Ребята, вы рассказали, что узнали об Ассоль, Лонгрене, жителях Каперны. Из уже прочитанного можно увидеть проблемы, которые поднимает А.Грин в этом произведении. Давайте попробуем их определить. Пару минут посоветуйтесь в парах и на доске запишем эти проблемы: (А.Грин поднимает много проблем, одна из них: стремление к мечте, своей цели. Также писатель поднимает следующие вопросы: проявление доброты, черствости и равнодушия, смысла жизни, добро и зло, жестокость, жадность, месть, мнение окружающих и судьба человека. Основа проблематики – моральные ценности Задание II Дайте название фрагменту фильма. – Найдите в тексте границы этого эпизода. расскажите этот эпизод – Подумайте, какую роль играет эпизод для раскрытия проблематики всего произведения? Критерии: 1. Близко к тексту пересказать эпизод 2.раскрывать связь эпизода с проблематикой произведения; 3.свободно владеть монологической речью Дескрипторы: -пересказывает эпизод; -находит проблемы произведения в эпизоде; Задание III Давайте попробуем определить элементы композиции данных эпизодов Экспозиция повести – знакомство с отцом Ассоль и самой главной героиней. Завязка – предсказание незнакомца о встрече с принцем Выступление пар(групп) (После выступления пары задают вопрос другой паре(группе) по содержанию урока) Возвращение к целям урока | Приветствуют друг друга Отвечают на вопросы Формулируют тему урока, определяют цели Работают над заданием в парах От каждой пары (мини-группы)ученик записывает на доске проблемы произведения Ученики определяют общие проблемы Совместно составляют критерии Учащиеся определяют композицию произведения Выступление спикеров | Слайд корабля с алыми парусами Слайд «Феерия-это…» Фотографии фрагментов фильма «Алые паруса» Фрагменты фильма Текст произведения Учебник Фрагмент произведения (можно фильма) | ФО Комментарии учителя Взаимооценивание Наблюдение учителя Взаимооценивание Комментарии учителя(поощрение) самооценивание Взаимооценивание (обратная связь) | |||
Конец урока | Рефлексия Д/з-дочитать произведение | ||||||