Методика обучения аппликации детей раннего возраста.


Федотова Наталья Владимировна

учитель  по  изобразительному  искусству ГККП «Ясли-сад «Гулливер» г. Петропавловск

Методика обучения аппликации детей раннего возраста

                                                                           Это трудная работа –
                                                                                          Бантики крутить без счёта!
                                                                                           Их потом приклеить нужно,
                                                                                                  Чтобы стали клумбой дружной!
                                                                           Получаются цветы
                                                                               Небывалой красоты!
                                                                                                             Богданова Ольга Владимировна

        Аппликация  –  одна  из  любимых  детьми  видов  изобразительной  деятельности:  детей  радуют  яркие  цвета  бумаги:  удачное  ритмическое  расположение  фигур;  большой  интерес  вызывает  у  них  техника  раскладывания  и  наклеивания  [1].  Аппликация  формирует  определенные  знания  и  умения.  Специфика  аппликации  дает  детям  возможность  усваивать  цвета,  строение  предметов,  их  величину.  В  аппликации  есть  такая  возможность,  как  передвигать  вырезанные  элементы,  сравнивать – накладывая  друг  на  друга.

В  аппликации  мы  знакомим  детей  с  бумагой  как  художественным  материалом,  создаем  условия  для  экспериментального  освоения  ее  свойств  и  способов  воздействия  на  бумагу (легкая,  тонкая,  рвется,  разрезается,  приклеивается) [2]. 

            Программой  воспитания  и  обучения  детей  раннего  возраста  (от 1 года  до  3  лет)    непредусмотрена  аппликация  у  детей  с  1  года  до  2  лет.  А  вот  с  2  до  3  лет  дети  занимаются  сухой  апликацией  без  наклеивания,  тоесть  раскладыванием  готовых  форм  на  определенной  поверхности.  Но  благодаря  заботлевым  мамам  и  любищим   бабушкам  можно  заниматься  с  ребенком  аппликацией  и  с  1 года.

         Организуя  работу  по  обучению  аппликации  в   младшей  группе,  необходимо  учитывать  высокую  эмоциональную  мозбудимость  детей  этого  возроста.  Говорить  с  малышами  надо  мягко,  указания  формировать  в  виде  предложения,  а  не  котегорического  требования.  Занятия  должны  достовлять  детям  радость;  недостаточная  чуткость  педагога  вызывают  протест  у  ребенка  и  отрецательное  отношение  к  деятельности  [3]. 

        Прежде  чем начать  заниматься  аппликацией,  надо  создать  развивающею  среду (уголок  эстетической  деятельности)  сюда  входит:  бумага  разного  цвета  и  фактуры,  картон,  бархатная  бумага, фланелиграф,  трафареты,  заготовки  для  раскладывания,  схемы,  клейстер,  салфетки  хлопчатобумажные,  бросовый  материал  (бумажные  салфетки  разных  цветов,  газеты,  крупные  пуговицы,  поролон…)

         Так  с  чего  же  начать?   На  первых  занятиях  надо  познакомить  ребенка  с  материалом,  с  которым  предстоит  работать  (бумагой).

 Затем  научить  ребенка  группировать  данные  заготовки  по  цвету,  по  величине  и  по  форме. Когда  ребенок  овладеет  этими  навыками,  предлагаем  ребенку  схемы  для  выкладывания  готовых  форм  в  определенном  порядке.

 Далее  обучаем  ребенка  предметным  изображениям    начиная  с  простых  состоящих (нарядим  елочку,   поможем  маме  консервировать…) ,  подводя  к  более  сложным (грибок,  морковка  для  зайчика,   домик  для  лисички,  машина,  светофор…);  также  для  раскладывания  можно  использовать  не  только  бумагу,  но  и  бросовый  материал:  ватные  диски,  крупные  пуговицы…

Можно  предложить  детям  раскладывание  более  крупных  геометрических  фигур  на  полу (гусеница,  паровоз…),  что  ведет  к  более  трудоемкой  работе  и  развитию  усидчивости,  старательности  и  фантазии.

Обучив  ребенка  и  закрепив  навык  раскладывания,  мы  пойдем  дальше  мы  научим  ребенка  отрывать  кусочки  от  бумаги,  салфеток,  ваты  –  сминать,  скатывать  и  приклеивать. Такой   нетрадиционный   методом  работы  с  детьми  по  аппликации  доставляет  ребенку  радость,  делает  его  уверенным  и  самостоятельным,  ребенок   можем  сделать  из  салфеток  или  бумаги:  зайчика,  тучку…;  из  ваты:  одуванчики,  снег  на  дереве…;  из  газеты:  барашка,  собачку… Ребенок  отрывает,  скатывает,  опускает   комочек  в  клейстер  и  прижимать  к  основе.

Еще  один  хороший  способ  проведения  аппликации  это  при  помощи  двухстороннего  скотча.  На  основу  приклеивается  двухсторонний  скотч,     а  ребенок  выкладывает  на  него  заранее  приготовленные  детали,  это  может  быть  не  только  цветная  бумага,  но  и  картон,  поролон,  пуговицы,  вата…  Специфика  изобразительной  деятельности   заключается  в  возможности  делать  свои  работы  из  разнообразных  материалов.

        В  процессе  изобразительной  деятельности  дети  приобретают  способность  всматриваться,  вслушиваться,  ощущать,  анализировать  предметы,  явления,  видеть  в  них  общее  и  отличное.  У них  развивается  внимание,  усидчивость,  тренируется   рука  и  глаз.  По  мнению  ученых,  развитие  руки определяет  развитие  мышление  ребенка [4].

        Движение  рук  управляется  несколькими  механизмами:

а)  чувствительность  пальцев  обеспечивает  восприятие   формы,  веса,  температуры,  шероховатости,  твердости  и  мягкости  предметов;

б)  механизм  регуляции  тонуса  и  силы  сокращение  мышц  позволяет  выполнять  движение  точно  и  быстро;

в)  кинетическая (двигательная)  память  обеспечивает  автоматизацию  навыков;

г)  зрение  и  мышление  позволяет  ребенку  ориентироваться  в  расположении  предметов в  пространстве,  оценивать  их  параметры;  выполнять  целенаправленные  движения;  планировать  и  исправлять  ошибки.

        Чем  старше  становится  ребенок,  большую  роль  приобретает  влияние  мелких  движений  пальцев  рук  на  формирование  его  психических  процессов.  Уровень  развития  психических  процессов  находится  в  прямой  зависимости  от  степени  сформированности  мелкой  моторики  рук [4].

Литература.

  1.  Комарова Т.С.,  Сакулина Н.П.,  Халезова Н.Б  « Методика  обучения  изобразительной  деятельности  и  конструированию».  Москва  «Просвещение»  1991 год  [стр.175].
  2. Лыкова И.А. «Изобразительная  деятельность  в  детском  саду  ранний  возраст»  Москва  Творческий  центр СФЕРА «Карапуз»  2009 год [стр. 4]. 
  3. Линькова Н.Н,  Ермаганбетова Ф.А.  «Методические  рекомендации  к  программе  воспитания  и  обучения  детей  раннего  возраста  (от 1  года  до  3  лет)  «Алғышқы  қадам»»  Астана.  Республиканский  центр «Дошкольное  детство»  2009  год   [стр.214].   
  4. Жукова О.Г. «Планирование  и  конспекты  занятий  по  изодеятельности  детей  раннего  возраста»  Москва,  ООО «Издательство  АЙРИС-пресс»,  2006  год [стр. 4-5].