Методика обучения аппликации детей раннего возраста.
Федотова Наталья Владимировна
учитель по изобразительному искусству ГККП «Ясли-сад «Гулливер» г. Петропавловск
Методика обучения аппликации детей раннего возраста
Это трудная
работа –
Бантики
крутить без счёта!
Их потом
приклеить нужно,
Чтобы стали клумбой дружной!
Получаются цветы
Небывалой красоты!
Богданова Ольга Владимировна
Аппликация – одна из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркие цвета бумаги: удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника раскладывания и наклеивания [1]. Аппликация формирует определенные знания и умения. Специфика аппликации дает детям возможность усваивать цвета, строение предметов, их величину. В аппликации есть такая возможность, как передвигать вырезанные элементы, сравнивать – накладывая друг на друга.
В аппликации мы знакомим детей с бумагой как художественным материалом, создаем условия для экспериментального освоения ее свойств и способов воздействия на бумагу (легкая, тонкая, рвется, разрезается, приклеивается) [2].
Программой воспитания и обучения детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) непредусмотрена аппликация у детей с 1 года до 2 лет. А вот с 2 до 3 лет дети занимаются сухой апликацией без наклеивания, тоесть раскладыванием готовых форм на определенной поверхности. Но благодаря заботлевым мамам и любищим бабушкам можно заниматься с ребенком аппликацией и с 1 года.
Организуя работу по обучению аппликации в младшей группе, необходимо учитывать высокую эмоциональную мозбудимость детей этого возроста. Говорить с малышами надо мягко, указания формировать в виде предложения, а не котегорического требования. Занятия должны достовлять детям радость; недостаточная чуткость педагога вызывают протест у ребенка и отрецательное отношение к деятельности [3].
Прежде чем начать заниматься аппликацией, надо создать развивающею среду (уголок эстетической деятельности) сюда входит: бумага разного цвета и фактуры, картон, бархатная бумага, фланелиграф, трафареты, заготовки для раскладывания, схемы, клейстер, салфетки хлопчатобумажные, бросовый материал (бумажные салфетки разных цветов, газеты, крупные пуговицы, поролон…)
Так с чего же начать? На первых занятиях надо познакомить ребенка с материалом, с которым предстоит работать (бумагой).
Затем научить ребенка группировать данные заготовки по цвету, по величине и по форме. Когда ребенок овладеет этими навыками, предлагаем ребенку схемы для выкладывания готовых форм в определенном порядке.
Далее обучаем ребенка предметным изображениям начиная с простых состоящих (нарядим елочку, поможем маме консервировать…) , подводя к более сложным (грибок, морковка для зайчика, домик для лисички, машина, светофор…); также для раскладывания можно использовать не только бумагу, но и бросовый материал: ватные диски, крупные пуговицы…
Можно предложить детям раскладывание более крупных геометрических фигур на полу (гусеница, паровоз…), что ведет к более трудоемкой работе и развитию усидчивости, старательности и фантазии.
Обучив ребенка и закрепив навык раскладывания, мы пойдем дальше мы научим ребенка отрывать кусочки от бумаги, салфеток, ваты – сминать, скатывать и приклеивать. Такой нетрадиционный методом работы с детьми по аппликации доставляет ребенку радость, делает его уверенным и самостоятельным, ребенок можем сделать из салфеток или бумаги: зайчика, тучку…; из ваты: одуванчики, снег на дереве…; из газеты: барашка, собачку… Ребенок отрывает, скатывает, опускает комочек в клейстер и прижимать к основе.
Еще один хороший способ проведения аппликации это при помощи двухстороннего скотча. На основу приклеивается двухсторонний скотч, а ребенок выкладывает на него заранее приготовленные детали, это может быть не только цветная бумага, но и картон, поролон, пуговицы, вата… Специфика изобразительной деятельности заключается в возможности делать свои работы из разнообразных материалов.
В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз. По мнению ученых, развитие руки определяет развитие мышление ребенка [4].
Движение рук управляется несколькими механизмами:
а) чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твердости и мягкости предметов;
б) механизм регуляции тонуса и силы сокращение мышц позволяет выполнять движение точно и быстро;
в) кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;
г) зрение и мышление позволяет ребенку ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки.
Чем старше становится ребенок, большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук [4].
Литература.
- Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Халезова Н.Б « Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию». Москва «Просвещение» 1991 год [стр.175].
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду ранний возраст» Москва Творческий центр СФЕРА «Карапуз» 2009 год [стр. 4].
- Линькова Н.Н, Ермаганбетова Ф.А. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) «Алғышқы қадам»» Астана. Республиканский центр «Дошкольное детство» 2009 год [стр.214].
- Жукова О.Г. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности детей раннего возраста» Москва, ООО «Издательство АЙРИС-пресс», 2006 год [стр. 4-5].