Конспект комплексного занятия по ФЭМП, обучению грамоте, окружающему миру в старшей группе. «Всезнайки спешат на помощь».


Кушерова Гульжан Олжабаевна

воспитатель ГККП «Детский сад №6 «Мерей» п.Шантобе при отделе образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области

Конспект комплексного занятия по ФЭМП, обучению грамоте, окружающему миру в старшей группе.

Тема: «Всезнайки спешат на помощь».

ОО коммуникация, основы грамоты:

Цель: умение проводить звуковой анализ слова.                                               

Задачи: обозначать фишками гласные и согласные звуки (твёрдые, мягкие); развивать мелкую моторику рук, умение определять последовательность звуков в слове.

ОО познание,Основы математики:

Цель: Формирование представления о цифрах и геометрических фигурах.

Задачи:Развивать разговорную речь, память, внимание, логическое мышление. Умение работать в коллективе.

ОО социум, ознакомление с окружающим миром:

Цель: Развитие интереса к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

Задачи: Образовывать названия детенышей животных, притяжательные прилагательные. Систематизировать представления детей о соли и её свойствах. Воспитывать интерес к полученным знаниям. Умение работать в коллективе.

Материал и оборудование: карточки с изображениями: животных и их детёнышей, предметов, похожих на цифры, цифры, геометрические фигуры из картона, частей тела животных, карточки для звукового анализа слова: «вода», телеграмма, мешочек с нарезанным ёлочным дождиком, мольберт, презентация по теме, стрелка из картона, ключи, замки из картона«темница», соль. Костюм Почтальона, кукла «Королева знаний», аудиозаписи: ритмичной, спокойной, весёлой, таинственной музыки; по количеству детей: фишки-квадраты красного, синего и зелёного цветов, счетные палочки, пластиковые стаканы, тарелочки, салфетки, ложечки, фартуки, медали.

Ход занятия(Слайд № 1)

Звучит ритмичная музыка. Вбегает Почтальон.

Почтальон.

Телеграмма! Телеграмма!

Я пришёл к вам с почты прямо.

Лист скорее принимайте,

О чём пишут вам, узнайте.

Ну, а мне уже пора,

До свидания, ребятня!

Передаёт телеграмму и под музыку уходит.

Воспитатель (В.). Интересно! Телеграмма от Королевы знаний. Что же она пишет?! (Читает.)  (Слайд №2)

Приветствую вас, детвора!

В страну мою пришла беда:

Напал на нас волшебник зла,

В темницу заточил меня

За крепкими замками,

За восемью дверями.

Чтобы двери те открыть,

Волшебника вам нужно победить,

Мою страну, меня освободить!

Ребята, поможем Королеве знаний? (Да.) Тогда нам нужно попасть в волшебную Страну знаний и выполнить все задания, которые будут встречаться на нашем пути.

Воспитатель, осыпая детей из мешочка «волшебным порошком» (нарезанным ёлочным дождиком), произносит слова:

Тирли, вырли, анукас —

Страна знаний встретит нас!

Вот мы и в волшебной Стране знаний! Но как же нам найти Королеву?

Воспитатель обращает внимание детей на экран. (Слайд № 3) На нём — слайд с изображением камня, от которого расходятся три стрелки с надписями.

В. (читает). Налево если ты пойдёшь — дракону в лапы попадёшь. Прямо если ты пойдёшь — ничего ты не найдёшь. Направо пойдёшь — по Стране знаний пройдёшь. Ребята, по какой дороге мы пойдём? (По той, которая ведёт направо.) Тогда в путь!

Дети поворачиваются направо.

В. Мы в Городе вопросов и ответов, и нас ждёт первое задание.

Игра «Вопрос—ответ»

Дети строятся в круг, в центре — воспитатель со стрелкой в руках кружится на месте, проговаривая слова:

Стрелку я свою кручу,

Знать ответ скорей хочу.

Отвечает мне лишь тот,

Кого стрелка изберёт.

Вопросы детям:

Сколько дней в неделе?

Стрекоза, муравей, жук — это…

Если сегодня вторник, то завтра…

Назови геометрические фигуры.

Что есть у куста?

Как называется наш посёлок?

Кем ты приходишься бабушке и дедушке?

Назови символы нашей страны.  (Слайд №4)

Билингвальный компонент: ту – флаг, әнуран – гимн, елтанба – герб.

У какого животного длинная шея?

Назови диких животных.

В. Молодцы! Перейдём к следующему заданию.

Игра «Взрослые и малыши»  (Слайд  №5)

Воспитатель показывает карточки с изображением животных и их детёнышей (лошадь — жеребёнок, курица — цыплёнок, овца — ягнёнок, собака — щенок, корова — телёнок и др.). Дети рассматривают, называют их и выполняют задание: если на карточке взрослое животное, то поднимают руки и тянутся вверх, если детёныш, то приседают и обхватывают колени. Игра начинается с совместного проговаривания слов:

Если взрослый — потянись,

А детёныш — опустись.

Думай быстро, кто какой —

Кто малыш, а кто большой?

В. В этом городе мы со всеми заданиями справились. Продолжаем путь дальше. Следующий город — Город цифр и геометрических фигур. Только что-то здесь никого не видно. А, я поняла! Жители этого города очень любят играть в прятки! Давайте их поищем.(Слайд № 6)

Задание «Найди цифру»

Полингвальный компонент:(1-5)

Воспитатель показывает карточки с изображением предметов, похожих на цифры. Детям необходимо их узнать и назвать.

Задание «Картина из геометрических фигур»

Звучит спокойная музыка. Коллективная работа. Составь картину из геометрических фигур. Дети вместе составляют картину.

В. Молодцы, и с этими заданиями справились. И получаете ключи!

Физкультминутка

(выполняется под весёлую музыку)

На зарядку солнышко поднимает нас,

Тянем руки вверх мы по команде «Раз!»,

(Поднимают руки.)

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «Два!».

(Опускают руки.)

Соберём в корзину ягоды и грибы —

Дружно наклоняемся по команде «Три!».

(Наклоняются вперёд.)

На «Четыре!» и на «Пять!»

Будем дружно мы скакать.

(Прыгают на месте.)

В. Ну что же, пойдём дальше. Город, в котором мы находимся сейчас, — Город слов и загадок.(Слайд № 7)

Задание «Чей? Чья? Чьё?»

Воспитатель показывает карточки с изображением частей тела животных. Детям нужно ответить, какому животному они принадлежат, и образовать с названиями этих животных притяжательные прилагательные.

Хвост лисы — хвост (чей?) лисий.

Ухо зайца — ухо (чьё?) заячье.

Лапа медведя — лапа (чья?) медвежья.

Гребешок петуха — гребешок (чей?) петушиный.

Рога оленя — рога (чьи?) оленьи.

Морда волка — морда (чья?) волчья.

В. Задания выполнены! Чем ближе мы подходим к темнице, тем труднее задания. Но не стоит сдаваться! Давайте отдохнём:

Музыкальная гимнастика для глаз.

В. Следующий город — Город звуков.(Слайд № 8)

Задание «Звуковой анализ слов»В.

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по карточке, на которой вверху — одно из изображений: вода, а внизу — окошки по числу звуков в его названии, фишки-квадраты красного, синего и зелёного цветов. Детям необходимо выполнить звуковой анализ слова.

Для следующего задания подготовим наши пальчики.

(пальчиковая гимнастика)

У тебя есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

(Хлопки в ладоши.)

Десять дружных и весёлых,

Быстрых чудо-мальчиков.(Сгибание и разгибание пальцев обеих рук.)

Будут-будут наши пальчики трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам лениться.

(Поочерёдное загибание пальцев сначала левой, затем правой руки.)

В. Продолжаем наш путь. А этот город, ребята –  город Исследований.

(Слайд № 9)

Ребята, мы попали в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).

Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадывает загадка про соль:

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с солью.

Давайте с вами пройдём за столы. Возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечки, наберите немного воды и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют? (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).

В. А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко»

-соль белого…….цвета

-соль не имеет……запаха

-соль на вкус…..солёная

-если на соль дуть, то частички соли разлетаются, значит соль…….сыпучая

-соль в воде…..растворяется  

В. И с этим заданием вы справились, молодцы! И получаете ключи. Вот мы и у темницы, в которую заточили Королеву знаний. (Воспитатель с детьми подходят к «темнице».) Ребята, за то, что вы справились со всеми заданиями, вы получаете ключи, которыми должны открыть замки темницы. Возьмите их и откройте замки. (Дети «открывают» нарисованные на «темнице» замки.)

Из «темницы» вынести куклу -Королева знаний.  (Слайд № 10)


Королева знаний (Озвучить куклу… аудиозапись):

 Здравствуйте, ребята! Спасибо вам, что пришли мне на помощь. Вы уверенно и правильно выполнили все задания, помогли освободить мою страну от злого волшебника, поэтому как самым смелым, умным, сообразительным и быстрым, я вручаю каждому из вас медаль «Лучшему знатоку». (Королева знаний награждает детей.)

В. Спасибо, Ваше Величество! Были рады Вам помочь. Ну, а теперь нам пора возвращаться.

Звучит таинственная музыка.

Тирли, вырли, анукас —

Детский садик встретит нас!

В. Ребята, вам понравилось наше путешествие? В каком городе Страны знаний вам было интереснее? Какое из испытаний вы хотели бы пройти ещё

раз? Наше путешествие закончилось.