Открытый урок “Пересказ мордовской сказки “Как собака друга искала”
Ахметбекова Айя Нурбековна
Воспитатель
ГККП «Детский сад № 5 «Еркетай» города Степногорск при отделе образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области»
Цель: формировать у детей навык самостоятельного связного пересказа текста; формировать навыки грамматически правильного оформления высказываний; развивать умение анализировать содержание произведения ( с помощью наглядной схемы-плана); развивать монологическую речь; активизировать словарный запас детей; воспитывать любовь к животным. воспитывать интерес к художественной литературе, желание принимать участие в обыгрывании сказки;
Оборудование: конверт, иллюстрации к сказке “Как собака друга искала”; наборное полотно; квадраты-блоки ; карточки с силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей сказки и отдельных предметов, связанных с сюжетом произведения, фишки.
Полилингвальный компонент: собака –ит – dog,, медведь – аю – bear, волк – қасқыр – wolf, человек – адам – person, заяц – қоян – hare.
Ход занятия:
- Организационная часть.
«Круг радости»
Сюрпризный момент. Почтальон принес конверт. Воспитатель предлагает отгадать от кого. Отгадывание загадки:
«Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек»
– Как вы считаете, зачем собака прислала нам письмо? ( предположения детей)
Сообщение темы и цели занятия.
- знакомство с текстом.
Чтение воспитателем сказки с демонстрацией иллюстраций к сказке.
Словарная работа.
III. Беседа по содержанию сказки. Билингвальный компонент.
1. Как жила собака в лесу?
2. Какого друга хотела найти собака?
3. Что сказала собака зайцу (волку, медведю)?
4. Что подумала собака о зайце (волке, медведе)?
5. Где собака встретила волка?
6. Где она встретила медведя?
7. Где ночевали медведь и собака?
8. Как помогает собака человеку? И др.
- Составление наглядной схемы
(Воспитатель сообщает, что блоки-квадраты обозначают отдельные части сказки, следующие друг за другом)
— В этих квадратах с помощью картинок попробуем изобразить то, о чем говорится в сказке.
1.Кто главный герой сказки?
2.Кого встретила собака вначале?
3.Кто пробегал мимо собаки и зайца, когда они легли спать? И т. д.
(Воспитатель предлагает выбрать силуэтные изображения к этой части сказки и разместить их в первом блоке-квадрате (центральный персонаж — собака — заяц — место ночлега — мышь).
Заполнение последующих блоков по направляющим вопросам.
- Кого потом встретила собака? На кого стала лаять собака ночью?
- Кого пошла искать собака, когда она ушла от волка? Кто разбудил собаку в берлоге у медведя?
- К кому убежала собака от медведя? Где стала жить собака? Чем закончилась сказка?
V. Повторное чтение текста (с установкой на пересказ).
VI. РЗ. Пересказ сказки.
1 уровень – по одному фрагменту;
2 уровень – пересказ всего текста с опорой на наглядность;
3 уровень – пересказ всего текста без опоры на наглядность;
VII. Лексическое упражнение «Кто внимательный?»
(За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого большее число фишек)
1. Вспомним, как говорится в сказке про зайца. Что подумала о нем собака — какой он друг? (ненадежный)
2. В каком овраге встретила собака волка? (в глухом овраге)
3. как назвала собака медведя при встрече? (медведь-богатырь)
4. Как лаяла собака ночью? (громко)
5. Как называется домик, в котором живет собака? (будка, конура)
6. Вспомните, как передвигаются животные, о которых говорится в сказке: мышь, лягушка, уж? (бежит, прыгает, ползет) и т. п.
VIII. Подведение итогов.
Текст сказки
Когда-то очень давно собака жила в лесу. Жила она одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боится.
Вот как-то раз встретила собака в лесу зайца. Говорит ему собака:
– Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
– Давай,— согласился зайка.
Пошли собака и заяц вместе. Вечером они нашли себе местечко для ночлега — в траве под кустом и легли спать. А ночью бежала мимо них мышь. Собака услышала шорох, да как вскочит, как залает громко! Заяц проснулся, уши у него трясутся от страха.
– Зачем лаешь? — говорит заяц собаке.— Вот услышит волк, придет сюда и нас съест!
Ненадежный это друг,— подумала собака про зайца,— волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится.
Утром попрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге. Говорит собака волку:
– Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
– Что ж, давай,— отвечает волк.— Вдвоем веселее будет.
Пошли волк и собака вместе. Ночью легли они спать в волчьей норе. Вдруг около норы лягушка прыгнула. Собака услышала, да как вскочит, как залает громко. Тут волк проснулся и давай бранить собаку:
– Зачем лаешь? Вот услышит медведь, придет сюда и разорвет нас на части.
“И волк боится,— подумала собака.— Уж лучше мне с медведем подружиться”.
Утром пошла собака искать медведя. Встретила его в малиннике и говорит:
– Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
– Ладно,— говорит медведь.— Пойдем ко мне в берлогу. Легли они вечером спать. А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж ползет. Вскочила собака и залаяла. Медведь испугался и стал бранить собаку:
– Перестань лаять! Придет сюда человек, шкуры с нас снимет.
“И этот трусливым оказался”,— подумала собака. Сбежала она от медведя и пришла к человеку.
– Человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не бранит ее за это — спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.