Урок музыки в 5 классе на тему «Обрядово-бытовые песни казахского народа. Колыбельная песня»


Мухина Марина Александровна

учитель музыки Средней школы-лицей №23 им. А.Ермекова г.Актобе

Раздел долгосрочного плана Школа: СШЛ №23, г.Актобе, Казахстан
2.Традиционные обрядово-бытовые песни казахского народа и современная музыка ФИО учителя: Мухина Марина Александровна
Класс: 5                                                Предмет: Музыка
Тема урока Обрядово-бытовые  песни казахского народа. Колыбельная  песня.
Цели обучения, которые необходимо достичь на уроке 5.1.2.4. – Использовать музыкальную терминологию в ходе выполнения устных и письменных заданий. 5.1.1.1. – определять музыкальный жанр и художественные средства выразительности, анализировать прослушанное произведение. 5.1.3.1. – передавать характер и художественный образ музыки в ходе исполнения песни. 5.3.1.1. – Презентовать свою работу, оценивать и совершенствовать её.  
Цели урока Все учащиеся: Осознают связь музыкального искусства с казахскими традициями. Могут классифицировать семейные, обрядово-бытовые песни. Большинство учащихся: Осознают связь казахских обрядово-бытовых песен с музыкальным искусством, могут выразить своё мнение. Могут классифицировать традиционные семейные и обрядово-бытовые песни, слышать их интонации и сравнивать с современными традициями. Некоторые учащиеся: Знают несколько видов обрядово-бытовых песен, могут их исполнять, сравнивать их интонации.  
Критерии оценки Выразительно исполняют колыбельную песню. Могут презентовать и оценивать свою работу.
Языковые цели Учащиеся: Используют соответствующую анализу и обсуждению колыбельной песни терминологию, могут дать пояснение своей работе и предложения по  улучшению исследовательской работы.   Вопросы для обсуждения: В процессе слушания колыбельной песни я  … Когда мама исполняла колыбельную,  … Если бы …, я бы улучшил свою работу.
Привитие ценностей Научить учащихся слушать казахские обрядово-бытовые песни, прививать культурные ценности через колыбельные песни.
Тип урока Комбинированный
Применяемые технологии Технология развития критического мышления, стратегия «Ассоциация» Технология развивающего обучения
Оборудование Для учителя: SD- проигрыватель, SD-диски, иллюстрации с изображением обрядов и колыбели, портрет Абая, люлька (бесік),  музыкальный инструмент баян. Шкала успеха: – Я огорчён, что ничего не понял. – Я рад, что понял и много узнал. – Я очень доволен, что много узнал и могу научить другого. Смайлы для оценивания работы учащихся на уроке. Для учащихся: учебник, тетрадь, ручка, маркеры, карточки с характеристикой звучания музыки. Раздаточный материал с фрагментами колыбельных песен. Цветные листы бумаги формат А4, клей. Стикеры для оценивания на шкале успеха.
Межпредметные связи Музыка, литература, история  
Предварительные знания Знания, полученные на предыдущих уроках и  в начальных классах.
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало урока Приветствие на трёх языках: Сәлем! – Hello! – Привет! В жизни каждого человека песня занимала и занимает огромное место, так как она сопровождает человека повсюду – и в горе, и в радости. Учитель обращается к учащимся: ? – Вспомните, что такое песня? ? – Какие бывают песни? Учащиеся отвечают. Учитель: Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Существуют песни бытовые: колыбельные, шуточные, лирические, песни-причитания; песни, оплакивающие умерших; песни-сказы; песни-былины, повествующие о далёком прошлом; обрядово-бытовые песни.   Учебник музыки, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, интернет-ресурсы. Наглядный материал                                    
Середина урока (Д, К, Э) задание: Поиск информации. Стратегия «Ассоциация» на тему «Обрядово-бытовые песни». Учащиеся ищут информацию об обрядово-бытовых песнях, в том числе о колыбельной песне. Обрядово-бытовые песни связаны с древними обычаями и сложились в далёком прошлом. Для древнего человека мир казался полным разных таинственных духов. Люди пытались повлиять на духов, на силы природы заклинаниями и песнями. Например, когда шумел первый весенний гром и шёл дождь, хозяин обегал несколько раз с ковшом  в руках свою юрту и приговаривал: «Молока много, а углей мало». Этот обряд помогал верить в то, что летом будет много молока, скот будет сытый, и, напротив, не будет засухи и пожаров. ? –  Какие обряды вам известны? Назовите. (Учитель обращает внимание учащихся на доску) Задание: Определить, какие обряды изображены на иллюстрациях и подписать их. Учитель: Много у казахов было песен, стихов, связанных с обрядами. До нашего времени дошли обрядовые песни, исполнявшиеся при рождении ребёнка, на свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече Нового года и т.д.. Каждое значительное событие в жизни человека, семьи, рода  сопровождалось у казахов обрядом и песнью. Абай Кунанбаев справедливо определил значение песни в жизни казахов: «Двери мира тебе открывает  – песня. Двери смерти тебе открывает  – песня. Внимай ей, казах, постигай её мудрость. Всей жизни твоей сопутствует песня…» Старинные обряды сопровождались песнями, которые и дали нам возможность узнать о жизни наших предков. Среди обрядовых песен различаются песни календарные: проводы зимы, встреча весны, сбор урожая, т.е. песни, связанные с земледельческими работами; семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи. (Даётся определение понятий «бытовые песни» и  «обрядово-бытовые песни»). Бытовые песни – это песни, звучащие в повседневном быту и исполняемые обычными людьми, не профессионалами. Обрядово-бытовые песни – это песни, в которых отражается жизнь людей, их быт, обряды, традиции. В казахских семьях, обычно,  было по многу детей, и рождение каждого малыша встречалось с большой радостью. С самых первых дней ребёнка окружали только вниманием и любовью. ? – Какая самая первая песня в жизни человека? ? – Кто обычно исполняет колыбельную песню? Какой должна быть колыбельная? (Д, К, Э) Задание: Составить определение со словом «колыбельная». Колыбельная – это народная песня, которой убаюкивают ребёнка. ? – Какие вы знаете колыбельные? ? – Где вы слышали колыбельные песни?   Колыбельные песни имеют древнейшее происхождение. Некоторые источники свидетельствуют о том, что корни колыбельных песен идут из заговоров и обрядов первого укладывания малыша в колыбель. Это связано с древними верованиями, когда считалось, что особенно в первые сорок дней жизни ребёнку угрожает опасность, что его могут подменить злые духи или напасть на него болезни и хворь. Мамы и бабушки, стремясь оградить ребёнка от злых духов, защитить от болезней и от плохого сна, произносили заговоры, которые впоследствии стали колыбельными песнями.    (Д,Э) задание: Слушание и анализ колыбельной песни «Бесік жыры». ? – Какой характер выражен в музыке? Почему? (из предложенных характеристик, помещённых на доске, нужно выбрать подходящие слова к прослушанному  произведению.) ? – В каком темпе прозвучала колыбельная? (выбрать из предложенного материала на доске). – Первый раз уложить ребёнка  в бесік (люльку) доверяли бабушке, родоначальнице семьи. Она же и пела колыбельную песню, – за что ей потом полагался подарок. Показ обряда «Шильдехана».  (Д, К) задание: Разучивание и  исполнение песни. Колыбельная песня «Бесік жыры» звучала в телевизионной программе «Айжулдыз». Песня разучивается быстро. Цель: Художественное исполнение песни. Учащиеся должны следить за тем, чтобы песня исполнялась сначала а капелла, затем с инструментом, мягко, нежно. В медленном темпе. Учитель: Лирический жанр колыбельной песни привлекал многих композиторов. Они создавали хоровые, вокальные, симфонические произведения. Композитор А.Лядов сделал обработку колыбельной. Вы её услышите и в симфоническом виде, и в хоровом. (Д,Э) задание: Слушание и анализ  «Колыбельной» А.Лядова. ? – Какой характер выражен в музыке? Почему? (из предложенных характеристик, помещённых на доске, нужно выбрать подходящие слова к прослушанному  произведению). ? – В каком темпе прозвучала колыбельная? (выбрать из предложенного материала на доске).   (Д,К) Задание: Продолжи мысль. ? – В процессе слушания колыбельной песни я… ? – Когда мама исполняла колыбельную, … ? – Почему знакомство с обрядово-бытовыми песнями начинается с колыбельной? ? – Какой музыкальный инструмент казахского народа сопровождает, практически, все обряды?   Учебник музыки, фонохрестоматия, нотная хрестоматия                                                                                                                                                                                                                                               Колыбельная песня «Бесік жыры».                                                                               А.Лядов «Колыбельная».
Конец урока (Д,Г,К) Задание: Из раздаточного материала составить колыбельную песню и исполнить её. (Среди раздаточного материала предлагаются песни «Баю-баюшки-баю», «Спят усталые игрушки», «Ложкой снег мешая», «Спи, моя радость, усни», «Котя, котенька, коток»).   (Д,К) Презентация и оценивание  своей работы.  Учащиеся демонстрируют своё исполнение колыбельной песни.   Рефлексия: – Каким образом полученные сегодня знания пригодятся вам в жизни? – С каким обрядом вы познакомились сегодня на уроке? –  Что вы узнали о колыбельной? В качестве домашнего задания учащимся предлагается спеть колыбельную песню своим младшим братьям и сёстрам или членам семьи.   Раздаточный материал с фрагментами колыбельных песен. Цветные листы бумаги формат А4. Клей.                     Шкала успеха: – Я огорчён, что ничего не понял. – Я рад, что понял и много узнал. – Я очень доволен, что много узнал и могу научить другого. Стикеры для оценивания на шкале успеха. Смайлы для оценивания работы учащихся на уроке.