« Урок мужества»- патриотическое воспитание – открытое занятие


Грушевая Валентина Николаевна

воспитатель КГУ «Лисаковская  специальная школа – интернат для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

Патриотическое воспитание

Тема: « Урок мужества»

Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести свою родину к возрождению.

Задачи:

 -Познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

 -Воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

  – Способствовать формированию у молодёжи готовности к защите своей Родины  Республики Казахстан

Оборудование: Презентация к занятию « Уроки мужества»

  Ход занятия:

I. Организационный момент

II. Определение темы занятия

Добрый день, дорогие ребята,  Сегодня мы проводим Урок Мужества, посвященный 80 –летию  Великой Победы. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, и все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Народ, не имеющий глубоких корней, – бедный народ.

 *на доске написано стихотворение

 Мужество – это не мода,

 Скорая, быстротечная,

 Мужество – суть мужчины,

 Прочная, долгая, вечная.

 Если зернышко смелости

 С почвой подружится.

 Вызреет в пору спелости

 Зернышко колосом мужества.

Вос-ль:

– Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?

(ответ учащихся) – О ком говорят, что «они мужественные, доблестные, смелые, отважные…»?

( О героических людях, о защитниках Родины, о воинах.)

– Как вы думаете, о каких праздничных датах можно говорить на Уроке Мужества?

(7 мая День защитника Отечества , 9 мая – День Победы.)

III .Беседа

 –  ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. —-  —-Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.

 – во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне, – давайте сегодня  вспомним и поговорим об этом- об этих войнах.

1 чтец:

Июнь…Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

2 чтец:

Июнь… Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом мая.

3 чтец:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

4 чтец:

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Грохот орудий. Свист пуль. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Стоны раненых. Все это и есть война – самое страшное событие, которое может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества. Эта страшная война, начавшаяся 22 июня 1941 года, продолжалась 1418 дней и ночей. В ней погибло более 20 миллионов человек. Почти каждая семья лишилась отца или сына, матери или дочери, которые погибли на фронтах или были замучены, повешены, расстреляны или заживо погребены на оккупированных территориях, уничтожены в лагерях смерти. Самым главным было выстоять в этой войне.

 – Великая Отечественная война началась в 22 июня 1922 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. . На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу..

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали и прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца. И назвали их люди героями. Наш рассказ о судьбах ваших сверстников, чьё детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Конечно, их было больше, намного больше. Но и рассказ только о некоторых из тех, кого мы зовём теперь юными героями, поможет вам понять, какой великой ценой была достигнута Победа. И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» – и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

********рассказ по слайдам*********

Ребята, наш народ, наши деды и прадеды также стали участниками ВОВ

Воинские соединения, сформированные в Казахстане, участвовали в обороне Ленинграда, в битве под Сталинградом, на Курской дуге, в форсировании Днепра и освобождении от немецких войск Украины, Беларуси, Молдовы, стран Балтии и Восточной Европы

Один из водрузивших боевое красное знамя на Рейхстагом был казах Рахимжан Кошкарбаев. Среди тех, кто накрыл своим телом немецкий дзот, чтобы открыть путь к атаке, был Султан Баймагамбетов. Среди тех, кто своим подбитым самолетом протаранил вражский военный эшелон, оказались Бахтыораз Бейсекбаев и Нуркен Абдиров. Среди женщин, героев войны, есть две казашки – Алия Молдагулова и Маншук Маметова.

–**********Низкий поклон вам наши герои*

************песня*******

 – После второй мировой войны прошло время, люди работали, строили заводы и фабрики, поднимали и растили детей, настало мирное время…..и вот опять …. война.  Война в Афганистане, . А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

*************слайды

 – Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

***********слайды********

 – герои этих войн и их близкие люди есть и среди нас, нашего населения. Давайте вспомним о них.

 (передавая зажженную свечу учащиеся давайте почтим память нашим солдатам погибшим в войнах и в мирное время, ставшими героями посмертно, и оставшимися в наших сердцах навечно……Мы помним вас!

 – о всех сразу рассказать не возможно, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе, горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, его радостный смех и маханье рукой.

 – ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?

 (ответ учащихся, включая примеры ребят героев спасающих сверстников, которых рассказывают в новостях)

Героями становятся и в мирное время ……..слайды

Всегда найдётся место подвигу и мужеству среди нас

 – сейчас я вам предлагаю разделиться на группы и разработать план, который позволит оказать реальную практическую помощь ветеранам и всем тем, кто в ней нуждается. Тем самым мы сможем стать ближе к этим людям и быть полезными:

 1. Подготовка подарков.

 2. Проведение акции «Чистый дом», «Чистый двор» (помощь в уборке).

 3. Акция «Радость в дом» (посещение ветеранов, поздравление).

 4. Организация встреч ветеранов.

 5. Создание школьного интернет-музея «Никто не забыт, ничто не забыто!». (включая информацию и фото о ветеранах всех войн, рисунки и сочинения учащихся по патриотическому воспитанию и о героях, фото и репортажи мероприятий, проводимых в рамках акции).

V. Подведение итогов.

 – ребята расскажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего занятия Какие вы для себя сделали выводы?

 (ответ учащихся)

 – Была война, была победа. И за то, что мальчики наши знают о войне только понаслышке, спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили, завоевав победу.

 – По всей нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим братские могилы, величественные памятники и просто небольшие плиты.

 – Куда б ни шёл, ни ехал ты,

 Но здесь остановись –

 Могиле этой дорогой

 Всем сердцем поклонись,

 И для тебя, и для меня

 Он сделал всё, что смог…

 Себя в бою не пожалел,

 А Родину сберёг.

 – Сквозь годы нам видится

 Тропа партизанская,

 Пробитая пулями

 Сосна нарочанская.

 Атаки внезапные,

 Засады под соснами,

 Могильные холмики

 Над травами росными.

– И верность, и мужество,

 И скорбь у пожарища

 Вы пали за Родину,

 Вы с нами, товарищи.

 Мы будем такими же

 В любом испытании

 Клянёмся!

*********** Клянёмся минутой молчания.************встали на минуту молчания!!!!!

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының  «Ерекше білім берілуіне қажеттілігі бар  балаларға арналған Лисаков арнайы

мектеп-интернаты» КММ

КГУ «Лисаковская  специальная школа – интернат для детей с особыми

образовательными потребностями»

Управления образования  акимата  Костанайской  области

«Ерлік  сабағы»

« Урок мужества»

Тәрбиеші / воспитатель: Грушевая В.Н.

2016-2017уч.г