Выступление из опыта работы: «Система деятельности педагога по совершенствованию социально – бытовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями».


Ушакова Ольга Валерьевна

учитель СБО КГУ « Специальная школа-интернат№7 »УО ВКО

Система  деятельности педагога по совершенствованию социально- бытовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями.

Четко, представляя модель выпускника, определила для себя основную цель занятий по социально-бытовой ориентировке.

 Цель:  сформировать у каждого ребенка максимально возможный уровень самостоятельности.

Исходя, из поставленной цели определила задачи:

1.Формирование уверенности в себе.

2. Формирование умений ориентироваться в окружаемом социуме на бытовом уровне.

3. Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми.

4.Обслуживать себя с минимальной посторонней помощи.

5. Развитие пространственно- временных представлений, ориентировки в окружающей среде и адекватное познание.

5.Развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирования умений включаться в них, утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности.

 Развития навыков самообслуживания – это самый первый и важный  шаг в процессе развития социальной самостоятельности. Через практическую деятельность происходит целостное восприятие того что делает ученик. Например, можно сто раз сказать о пользе чистки зубов, или зачем надо застилать кровать, но лишь повторяя эту операцию, изо дня в день у ребенка может выработаться навык, который перейдет в привычку.

Привычка – это психоэмоциональное состояние детей. Необходимо развивать не только практическую сторону данной темы, но и мотивационную, то есть ребенок должен знать зачем он это делает, для чего надо уметь причесываться, одевать чистую одежду, ухаживать за своим  внешним видом, прилично  себя вести, чтобы с тобой дружили, чтобы нравиться взрослым.

Большое значение для привлечения интереса к занятиям, активизации их деятельности имеет разнообразие форм проведения. Провожу  традиционные комплексные уроки с системой различных методов и приемов: уроки – путешествия (  Например, « Путешествие в страну Грязнуль», « Путешествие в дом моделей»); уроки-игры; уроки- экскурсии;  уроки – практикумы( например, уход за одеждой, уход за обувью, уборка помещений, мытье кафеля, приготовление блюд).

На занятиях по формированию знаний, умений и навыков  использую следующие методы и приемы: демонстрация, объяснение, наблюдение, экскурсия, беседа, моделирование реальных ситуаций, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, оценивание действий людей в реальных ситуациях, тренировочные упражнения.

Главной опорой в усвоении любого материала служат наглядные средства обучения. Поэтому демонстрация является одним из важных методов в обучении. На уроках СБО   используются различного вида наглядности: натуральные предметы ( одежда, посуда, продукты питания, игрушки,), иллюстрации, практический показ действий, технологические, операционные, предметные карты.

Успешность адаптации у детей с различным уровнем развития определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью адекватно применять их в  разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью использую элементы проблемного обучения. К ним  относятся создание проблемных  ситуаций. Возможность создания проблемной ситуации имеется на каждом уроке и реализуется в процессе беседы, сюжетно – ролевых игр, моделирования реальной ситуации. Например, такая ситуация: « Автобус. Пассажиров больше, чем мест. Пассажиры разные: мама с грудным  ребенком, женщина, мальчик, дедушка, девочка, мужчина. Кто кому уступит место? Кто сядет? Кто будет стоять?. Такие вопросы требуют от детей не только оценки правильности-неправильности предложенного им варианта, но и активности в поиске нужного варианта, что требует актуализации и адекватного применения имеющихся знаний.

Активизации мыслительной деятельности детей способствует также решение логических задач. Логические задачи – это представленная в словесной или наглядной форме загадка, ответ на которую может быть получен, если учащиеся  усвоили для себя определенные связи и закономерности. Например, выставляю две пары обуви: одна чистая, ухоженная, вторая ее противоположность. Спрашиваю, что не  сделал хозяин грязной обуви, зачем нужно ухаживать за обувью. Прошу исправить, почистить, тем самым формирую умения ухаживать за обувью.

Обучение, по теме может считаться завершенным, если ребенок, овладел содержанием составляющих ее знаний, умений и навыков настолько, что сам способен научить других. Учащиеся с удовольствием демонстрируют свои умения. При этом,  обучая других, ребенок и сам  добивается еще лучших результатов. Так, Гольцова Света научилась резать овощи красивыми кубиками, теперь она учит своих одноклассниц.

Очень любят дети занятия с куклами: делают им прически, учатся их пеленать, стирают одежду, сортируют их одежду по сезону, тем самым формируя знания, умения и навыки.

Свою работу строю таким образом, чтобы  при формировании того или иного раздела социально – бытовых знаний, умений и навыков ребенка, система урока вначале  носила цель полноценного восприятия необходимых сведений, правильное формирование действий , приемов, операций, затем разнообразное закрепление и регулярное применение  на практике.

Таким образом, система работы направлена на получение конкретных результатов в   подготовке детей к самостоятельной жизни.