Интегрированные занятия и их роль в работе с дошкольниками


Бейсембаева Корлан Атуевна, Булатбаева Бибигуль Хамзиевна

воспитатели КГКП ” Специальный детский сад №26 города Павлодара”

Materiály XVI Mezinárodní vĕdecko – praktická konference★ 22 – 30 října 2020 r.

61

284646

Бейсембаева К.А., Молдажанова А.С.

ГККП «Специальный детский сад №26 города Павлодара для детей с

нарушениями речи», Казахстан

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ И ИХ РОЛЬ В РАБОТЕ С

ДОШКОЛЬНИКАМИ

Изменения, происходящие в обществе, влияют на систему образования

нашей страны и непосредственно затрагивают дошкольные организации тоже.

Педагоги дошкольных организаций вынуждены совершенствовать методы и

приемы работы, искать новые формы подачи информации. Это обусловлено

необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который

позволяет выявить его интересы, способности, творческие задатки. Одним из

способов реализовать это требование является внедрение интегрированных

занятий в дошкольных организациях.

Потребность в использовании интегрированного подхода объясняется

следующими причинами:

– мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и

единстве, а зачастую разделы дошкольной общеобразовательной программы не

дают представление о целом явлении, дробя его на разнообразные фрагменты;

– интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников,

побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию

мышления, коммуникативных способностей;

– форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна;

снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения

на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;

– интеграция в современном обществе объясняет необходимость

интеграции в образовании (современному обществу необходимы

высококлассные специалисты, и начинать подготовку образованных

специалистов необходимо с дошкольного возраста, начальной школы);

-за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые

можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также

дополнительных занятий практической направленности;

Zprávy výdecké ideje -2020 ★ Volume 4

62

– интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,

творчества педагогов [1].

Таким образом, осуществление синтеза как взаимодействия, соединения

(интеграции) выступает основным принципом построения содержания и

приводит к такому важному познавательному результату, как формирование

целостной естественнонаучной картины мира. Это ведет к появлению

качественно нового типа занятий.

Интегрированное занятие – соединяет знания из разных образовательных

областей на равноправной основе, дополняя друг друга [2].

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие

целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности,

которые объединяются в широком информационном поле занятия через

взаимное проникновение и обогащение [3].

Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное

изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов

деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого

возраста.

К задачам интегрированных занятий для дошкольников относят [1]:

– формирование целостного восприятия окружающего мира;

– развитие навыков самостоятельного освоение и применения новой

информации;

– приобщение ребенка к искусству, формирование эстетического вкуса;

– развитие творческих способностей.

На интегрированном занятии мы используем различные методы и

приемы:

– Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая

деятельность.

– Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи»,

«объясни», «как ты узнал?» и др.

– Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с

культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства

уверенности в своих силах.

Materiály XVI Mezinárodní vĕdecko – praktická konference★ 22 – 30 října 2020 r.

63

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости,

продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех

этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного,

сконцентрированного использования материала программы, использования

современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

В структуру интегрированного занятия входит: вводная, основная и

заключительная части.

1. Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая

активность детей к поиску ее решения.

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для

решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов

программы с опорой на наглядность.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа

(дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации

ранее усвоенной.

Таким образом, наибольший эффект интегрированные занятия дают

тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по

особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему

интегрированных занятий параллельно с образовательной программой

дошкольных организаций.

Литература

1. Постоева Л. Д., Лукина Г.А. Интегрированные коррекционноразвивающие занятия для детей 4-6 лет. – М.: Книголюб, 2006. – 64 с.

2. Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрущенкова Е.В. Интегрированные

занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. – М.: «Детство-Пресс»,

2010. – 96 с.

3. Сучаснезаняття в дошкiльному закладiза ред. Н.В. Гавриш.–Луганськ:

Альма-матер, 2007

Заявка на участие в дистанционном конкурсе «Образование 2021»

Фамилия Имя Отчество Бейсембаева Корлан Атуевна, соавтор Булатбаева Бибигуль Хамзиевна
Должность Воспитатель
Место работы КГКП ” Специальный детский сад №26 города Павлодара”
Тема и форма работы Интегрированные занятия и их роль в работе с дошкольниками
Статья