Интегрированные занятия и их роль в работе с дошкольниками
Бейсембаева Корлан Атуевна, Булатбаева Бибигуль Хамзиевна
воспитатели КГКП ” Специальный детский сад №26 города Павлодара”
Materiály XVI Mezinárodní vĕdecko – praktická konference★ 22 – 30 října 2020 r.
61
284646
Бейсембаева К.А., Молдажанова А.С.
ГККП «Специальный детский сад №26 города Павлодара для детей с
нарушениями речи», Казахстан
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ И ИХ РОЛЬ В РАБОТЕ С
ДОШКОЛЬНИКАМИ
Изменения, происходящие в обществе, влияют на систему образования
нашей страны и непосредственно затрагивают дошкольные организации тоже.
Педагоги дошкольных организаций вынуждены совершенствовать методы и
приемы работы, искать новые формы подачи информации. Это обусловлено
необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который
позволяет выявить его интересы, способности, творческие задатки. Одним из
способов реализовать это требование является внедрение интегрированных
занятий в дошкольных организациях.
Потребность в использовании интегрированного подхода объясняется
следующими причинами:
– мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и
единстве, а зачастую разделы дошкольной общеобразовательной программы не
дают представление о целом явлении, дробя его на разнообразные фрагменты;
– интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников,
побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию
мышления, коммуникативных способностей;
– форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна;
снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения
на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
– интеграция в современном обществе объясняет необходимость
интеграции в образовании (современному обществу необходимы
высококлассные специалисты, и начинать подготовку образованных
специалистов необходимо с дошкольного возраста, начальной школы);
-за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые
можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также
дополнительных занятий практической направленности;
Zprávy výdecké ideje -2020 ★ Volume 4
62
– интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества педагогов [1].
Таким образом, осуществление синтеза как взаимодействия, соединения
(интеграции) выступает основным принципом построения содержания и
приводит к такому важному познавательному результату, как формирование
целостной естественнонаучной картины мира. Это ведет к появлению
качественно нового типа занятий.
Интегрированное занятие – соединяет знания из разных образовательных
областей на равноправной основе, дополняя друг друга [2].
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие
целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности,
которые объединяются в широком информационном поле занятия через
взаимное проникновение и обогащение [3].
Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное
изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов
деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого
возраста.
К задачам интегрированных занятий для дошкольников относят [1]:
– формирование целостного восприятия окружающего мира;
– развитие навыков самостоятельного освоение и применения новой
информации;
– приобщение ребенка к искусству, формирование эстетического вкуса;
– развитие творческих способностей.
На интегрированном занятии мы используем различные методы и
приемы:
– Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая
деятельность.
– Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи»,
«объясни», «как ты узнал?» и др.
– Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с
культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства
уверенности в своих силах.
Materiály XVI Mezinárodní vĕdecko – praktická konference★ 22 – 30 října 2020 r.
63
Структура интегрированных занятий требует особенной четкости,
продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех
этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного,
сконцентрированного использования материала программы, использования
современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.
В структуру интегрированного занятия входит: вводная, основная и
заключительная части.
1. Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая
активность детей к поиску ее решения.
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для
решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов
программы с опорой на наглядность.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа
(дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации
ранее усвоенной.
Таким образом, наибольший эффект интегрированные занятия дают
тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по
особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему
интегрированных занятий параллельно с образовательной программой
дошкольных организаций.
Литература
1. Постоева Л. Д., Лукина Г.А. Интегрированные коррекционноразвивающие занятия для детей 4-6 лет. – М.: Книголюб, 2006. – 64 с.
2. Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрущенкова Е.В. Интегрированные
занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. – М.: «Детство-Пресс»,
2010. – 96 с.
3. Сучаснезаняття в дошкiльному закладiза ред. Н.В. Гавриш.–Луганськ:
Альма-матер, 2007
Заявка на участие в дистанционном конкурсе «Образование 2021»
Фамилия Имя Отчество | Бейсембаева Корлан Атуевна, соавтор Булатбаева Бибигуль Хамзиевна |
Должность | Воспитатель |
Место работы | КГКП ” Специальный детский сад №26 города Павлодара” |
Тема и форма работы |
Интегрированные занятия и
их роль в работе с дошкольниками Статья |