Научная работа “В школе есть таланты!”


Алмагамбетова Аружан Ганиевна
7L класс
Школы Абая со специализированными классами для одарённых детей с обучением на трёх языках

Руководитель:
Дюсенова Рита Амировна,
учитель русского языка и литературы
Научный руководитель:
Оспанова Ярослава Николаевна – к.п.н., профессор ЕАГИ,
Почётный работник образования РК

Аннотация

Тема научной работы: «В школе есть таланты!»

Цель: выявить, в каких условиях происходило развитие личностей известных людей в период обучения в учебных заведениях. Подвергся ли «талант» человека влиянию сложившихся обстоятельств в стране, в стенах учебных заведений.

Гипотеза: обстановка в мире, отношение к обучаемым создают предпосылки для образования в учебных заведениях. Талант, способности человека не поддаются влиянию различных трудностей.

 Исследование начинается с истории появления первых школ,

Излагаются сведения об известных людях спорта, искусства, литературы.

Новизна исследования заключается в том, что опираясь на политическую

обстановку в мире, на этапы жизненного пути испытуемых, сделана попытка

выяснить условия получения знаний обследуемыми талантливыми участниками в учебных заведениях.

В результате делается вывод, что известные личности имели

1.Благоприятные условия для получения знаний в школах

2. Не посещали школу, но обучались близкими родственниками.

3. Покинули школу по причине негативного отношения со стороны окружающих.

4. Не имели возможности продолжения обучения из-за возникших жизненных трудностей в стране.

Далее изложены области практического использования результатов.

Аннотация

Зерттеу тақырыбы: «Мектепте таланттар бар!».

Мақсаты: оқу орындарында оқу кезінде белгілі тұлғалардың тұлғалық қалыптасуының қандай жағдайда өткенін анықтау. Адамның «талантына» елдегі, оқу орындарының қабырғасында қалыптасқан жағдайлар әсер етті ме.

Гипотеза. Әлемдегі жағдай, оқушыларға деген көзқарас оқу орындарында білім алуға алғышарттар жасайды. Дарындылық, адамның қабілеті әр түрлі қиындықтардың әсеріне берілмейді.

 Зерттеу алғашқы мектептердің пайда болу тарихынан басталады,

Спорттағы, өнердегі, әдебиеттегі танымал тұлғалар туралы мәлімет береді

Зерттеудің жаңалығы – саяси бағытқа сүйенуінде

әлемдегі жағдай, субъектілердің өмір жолының кезеңдерінде, талпыныс жасалды

білім беру ұйымдарының зерттелген талантты қатысушыларының білім алу шарттарын білу

Нәтижесінде белгілі тұлғалардың болғаны туралы қорытынды жасалады

1. Мектептерде білім алуға қолайлы жағдайлар

2. Мектепке бармаған, бірақ жақын туыстарынан білім алған.

3. Басқалардың теріс көзқарасына байланысты мектепті тастап кетті.

4. Оларға елде туындаған қиындықтарға байланысты оқуын жалғастыруға мүмкіндік болмады.

Нәтижелерді практикалық қолданудың келесі бағыттары берілген.

Annotation

Research topic: “There are talents in the school!”

Purpose: to identify the conditions in which the development of the personalities of famous people took place during the period of study in educational institutions. Whether the “talent” of a person was influenced by the prevailing circumstances in the country, within the walls of educational institutions.

Hypothesis. The situation in the world, the attitude towards students create the preconditions for education in educational institutions. Talent, a person’s abilities do not lend themselves to the influence of various difficulties.

 The study begins with the history of the emergence of the first schools,

Provides information about famous people in sports, art, literature.

The novelty of the study lies in the fact that relying on political

the situation in the world, at the stages of the life path of the subjects, an attempt was made to

find out the conditions for obtaining knowledge by the surveyed talented participants in educational institutions

As a result, it is concluded that famous personalities had

1. Favorable conditions for acquiring knowledge in schools

2. Did not attend school, but were educated by close relatives.

3. Left school because of negative attitudes from others.

4. They did not have the opportunity to continue their studies because of the difficulties that arose in the country.

The following are the areas of practical use of the results.

В школе есть таланты!

Цель данного исследования: выявить, какие условия предшествовали духовному становлению личности известных людей в период обучения в учебных заведениях.

Подвергся ли  «талант» человека влиянию субъективных, объективных причин.

Гипотеза: обстановка в мире, отношение к обучаемым создают предпосылки для образования в учебных заведениях. Но талант, способности человека не поддаются влиянию различных трудностей.

Этапы исследования: изучение жизненного пути известных людей, обобщение результатов анализа и наблюдений.

Методы исследования: метод системно-типологического, сравнительно-сопоставительного и целостного анализа.

Новизна исследования заключается в том, что опираясь на политическую обстановку в мире, на этапы жизненного пути испытуемых, сделана попытка выяснить условия получения знаний в учебных заведениях обследуемыми участниками.

Результаты работы и выводы. Изучив биографии шестерых известных людей  спорта, искусства, литературы пришли к выводу, что субъекты наблюдения, поделённые на имеющие благоприятные условия для получения знаний в школах, обученные близкими родственниками, покинувшие школу по причине негативного отношения со стороны окружающих, не имеющие возможность продолжения обучения из-за возникших жизненных трудностей в стране, развили свой талант и стали известными личностями в области литературы, спорта, искусства.

Области практического использования результатов.

Результаты исследования могут быть использованы при написании письменных работ, на уроке литературы, русского языка, при изучении речевых, грамматических тем.

 Как межпредметная связь с историей, искусством, физической культурой.

Актуальность исследования. Субъекты наблюдения были поделены на

  1. Имеющие благоприятные условия для получения знаний в школах.
  2.  Обученные близкими родственниками
  3.  Покинувшие школу по причине негативного отношения со стороны окружающих.
  4. Не имеющие возможность продолжения обучения из-за возникших жизненных трудностей в стране.

Таким образом, усвоение школьных дисциплин было не  на уровне в силу ряда субъективных,  объективных причин. Но испытуемые  стали знамениты благодаря развитию своих талантов.

         Теоретическая и практическая часть.

                     История появления первых школ

Первые школы появились достаточно  давно. Первые школы были незаменимым атрибутом развития человеческой цивилизации. Древнейшая цивилизация — Древний Египет, то именно здесь появились первые школы древнего мира.

Школьная традиция в древнем Египте  формировалась  на протяжении нескольких тысяч лет. Учиться в  древнем Египте могли не все, а только благородные  юноши. Это прежде всего дети фараона,  жрецов и высокопоставленных чиновников. Школьной формы  ещё не появилось.Вместо тетрадей школьники древнего Египта использовали папирус, именно на нём они делали записи и пометки. При поступлении в школу  и её окончании школьники сдавали экзамены, это напоминает наше время.  Очень важным атрибутом обучения в Египте являлось посвящение  в  религиозные мистерии школьников. Вероятно в первую очередь в школе обучали только им, особенно на раннем этапе. Об этом многие учёные утверждают в связи с тем, что все школы в древнем Египте находились при храмах.

Затем от древнего Египта перенесёмся в древний Восток — города Междуречья (Тигра и Евфрата). По данным учёных в каждом городе  Междуречья существовали школы, находились в своём большинстве  при храмах.  По-шумерски школа переводилась как «эдубба» – «дом табличек». Основное предназначение школы в Шумерском царстве — подготовка писцов. В процессе обучения в школе письму использовались в Шумере  глиняные таблички,  писали на которых ученики заостренной палочкой. По данным археологов,  школы были небольшими, обучалось письму в них около  20–30 учеников с одним учителем.  Учитель в таких школах создавал нужные таблички с текстом, дети их переписывали и учили наизусть, так происходило обучение письму. В крупных «эдуббах» (больших школах) было несколько учителей, дети в таких школах обучались также счёту и рисованию.

Школьной формы в Шумере не было, но дети одевались  как будущие писцы. Школьники всегда носили с собой несколько табличек и палочку, по этим атрибутам их всегда можно было отличить. К I тысячелетию до н. э. в Шумере складывается некий идеал образования, он включает в себя владение письмом на хорошем уровне, умение  составления документов, музыка и пение,  знание обрядов магии, основных сведений из биологии и географии, математические вычисления.

Из Египта и Междуречья школа как институт обучения детей переходит и в Грецию. Древние греки большое внимание уделяли образованию детей. Древние греки хотели воспитать человека интеллектуально и физически развитого в равной степени. По данным историков, в  V в. до н. э. среди свободных греков  не было неграмотных людей. В это же время в Греции обучение полностью переходит в школы, ранее оно происходило дома.

Первая известная школа  была создана  в древней Греции известным на весь мир  философом и ученым Пифагором. Она и была названа в его честь  – Пифагорейская школа. Пифагор в юношеские годы много путешествовал  по миру в поисках  знаний, он  проходил обучение в одном из египетских храмов. Пифагор был усердным учеником, тянулся к знаниям. Все свои знания, полученные в Египте, он со временем перенёс  в Грецию и создал Пифагорейскую школу. Затем школы распространились по всей Греции.[1]

Ниже представлены шестнадцать веских причин, почему образование так важно!

  1. Школа помогает развивать социальные и организационные навыки.
  2.  Школа расширяет кругозор, так как постоянно учит чему-то новому.
  3.  Школа помогает лучше понять мир, в котором мы живем.
  4.  Школа поможет добиться успеха в жизни и комфортной жизни для вас и вашей семьи.
  5.  Школа убережет вас от обмана.
  6.  Школа поможет вам развить ваши навыки.
  7.  Школа позволяет увидеть и испытать различные точки зрения.
  8.  Образование позволяет найти более высокооплачиваемую работу, которая, с другой стороны, позволяет вам быть более материально обеспеченным.
  9.  Образование дает больше возможностей для карьерного роста.
  10.  Образование поможет вам реализовать ваш потенциал и делает вас самостоятельными.

Образованные люди могут внести позитивный вклад в общество и всей планеты, потому что они понимают последствия своих действий и решений.

  1. Образованные люди (по данным статистики) также имеют большую продолжительность жизни, они склонны больше заниматься спортом, чем неграмотные люди, они понимают важность здорового питания и образа жизни.
  2. Образование снижает экономическую и социальную несостоятельность.
  3. Образование дает прогресс во всех областях, таких как технологии и наука.
  4. Образование может превратить наши мечты в реальность, мы можем стать богатыми, успешными, уважаемыми имея хорошее образование.
  5. Образование делает мир более мирным и безопасным местом, потому что это влияет на наше понимание разницы между правильным и неправильным [2].

Развиваясь, в информационном пространстве XXI века, наше общество сформулировало новую парадигму образования. Новая система образования дает возможность использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. И поэтому к одаренным детям растет интерес общества, потому что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека. В обществе добавился призыв к воспитанию конкурентноспособной личности. Конкурентноспособная личность – это личность, которая обладает богатыми резервами, высокими чем у других. В связи с этим, особое внимание педагогов и психологов привлекает внимание к поиску одаренных детей. Поэтому актуальной задачей становится понятие одаренности. Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Обращаясь к толковому словарю, можно увидеть, что очень часто термины “способный”, “одаренный”, “талантливый” употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще важно отметить, что понятием “талантливый” подчеркиваются природные данные человека. В толковом словаре В. Даля “способный” определяется как “годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный”. Так же со “способным” используются понятия “способливый” и “способляться”. Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Слово способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия “умение” в словаре нет. Таким образом, понятие “способный” определяется через соотношение с успехами в деятельности. Определение понятия “талант” подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Другими словами, талант – это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) — выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова. Делаем вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности. Одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Основные функции одаренности — максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода. Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности). Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом. Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия. Как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У одаренного ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Одной из форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества. Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать что он сам найдет дорогу. Высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений». Талант – высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры, прежде всего — способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте; а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек. Мы можем прийти к выводу, что в настоящее время психолого – педагогическое сопровождение школьников выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который способствует развитию детской одаренности, а значит? у педагогов и родителей есть хороший шанс воспитать гармоничного, реализованного и счастливого ребенка  [8].

Способность, или навык – это приобретенное посредством обучения умение, которое позволяет человеку эффективно выполнять определенное дело. Одаренность, или талант – это врожденное существующее по умолчанию умение человека искусно выполнять определенную задачу.

\Еще в школьные годы было заметно, как одни дети отличаются от других. Пение, рисование, математика – всегда находился один ребенок, превосходящий остальных. Преуспевал он естественно, без особых усилий. В то же время, его одноклассники лили слезы и интенсивно трудились, чтобы достичь аналогичного результата. Так вот, примерно так выглядит разница между одаренностью и навыком.

Для начала необходимо дать определение таланту и навыку. Правильное отношение к двум разным переменным позволяет найти грамотный подход к личному развитию и дает понимание того, из чего на самом деле состоит успех.

Способность, или навык – это приобретенное посредством обучения умение, которое позволяет человеку эффективно выполнять определенное дело.

Одаренность, или талант – это врожденное существующее по умолчанию умение человека искусно выполнять определенную задачу.

В поисках ответа на вопрос насколько успешным может быть человек, среди этих двух категорий постоянно пытаются выделить одну, определяющую. Одни считают, что только талант способствует покорению высот. Другие – что всего возможно добиться упорным оттачиванием навыков. Что из этого верно? Посмотрим, что об этом говорит наука.

О таланте часто говорят как о «данном свыше» и чем-то сверхъестественном. На самом же деле, вся неординарность упирается в гены.

Исследуя вопрос одаренности, ученые собрали группу людей, которые никогда ранее не занимались атлетикой. Все они придерживались одинакового режима тренировок, но по истечению эксперимента участники продемонстрировали различные результаты. Одни преуспели, другие – практически не сдвинулись с места.

Интересно следующее: участники со схожими биологическими данными показывали схожий результат. Их генетика сыграла ключевую роль в атлетических достижениях. Получается, если ваши родители показывали высокий результат в определенной деятельности, существует вероятность того, что эта способность есть и у вас.

При статистическом анализе выносливости выяснилось, что около 50% улучшений были связаны с генетикой. Талантливые атлеты – это люди, рожденные с генетической предрасположенностью к спорту.

Об этом написана целая книга Дэвида Эпштейна «Спортивный ген». В ней подробно рассказывается о роли одаренности в спорте и о том, какой ценой дается успех.

Исследователи из Университета штата Мичиган анализировали деятельность шахматистов и музыкантов. Искалась взаимосвязь между практикой и

успешностью в их деятельности. Оказалось, что практика влияет на уровень мастерства всего лишь на треть – как в шахматах, так и в музыке.

Получается, что и здесь одного развития способности недостаточно. Исследователи пре Способность, или навык – это приобретенное посредством обучения умение, которое позволяет человеку эффективно выполнять определенное дело. Одаренность, или талант – это врожденное существующее по умолчанию умение человека искусно выполнять определенную задачу.

Еще в школьные годы было заметно, как одни дети отличаются от других. Пение, рисование, математика – всегда находился один ребенок, превосходящий остальных. Преуспевал он естественно, без особых усилий. В то же время, его одноклассники лили слезы и интенсивно трудились, чтобы достичь аналогичного результата. Так вот, примерно так выглядит разница между одаренностью и навыком.

Для начала необходимо дать определение таланту и навыку. Правильное отношение к двум разным переменным позволяет найти грамотный подход к личному развитию и дает понимание того, из чего на самом деле состоит успех.

Способность, или навык – это приобретенное посредством обучения умение, которое позволяет человеку эффективно выполнять определенное дело.

Одаренность, или талант – это врожденное существующее по умолчанию умение человека искусно выполнять определенную задачу.

В поисках ответа на вопрос насколько успешным может быть человек, среди этих двух категорий постоянно пытаются выделить одну, определяющую. Одни считают, что только талант способствует покорению высот. Другие – что всего возможно добиться упорным оттачиванием навыков. Что из этого верно? Посмотрим, что об этом говорит наук.

О таланте часто говорят как о «данном свыше» и чем-то сверхъестественном. На самом же деле, вся неординарность упирается в гены.

Исследуя вопрос одаренности, ученые собрали группу людей, которые никогда ранее не занимались атлетикой. Все они придерживались одинакового режима тренировок, но по истечению эксперимента участники продемонстрировали различные результаты. Одни преуспели, другие – практически не сдвинулись с места.

Интересно следующее: участники со схожими биологическими данными показывали схожий результат. Их генетика сыграла ключевую роль в атлетических достижениях. Получается, если ваши родители показывали высокий результат в определенной деятельности, существует вероятность того, что эта способность есть и у вас.

При статистическом анализе выносливости выяснилось, что около 50% улучшений были связаны с генетикой. Талантливые атлеты – это люди, рожденные с генетической предрасположенностью к спорту.

Об этом написана целая книга Дэвида Эпштейна «Спортивный ген». В ней подробно рассказывается о роли одаренности в спорте и о том, какой ценой дается успех.

Упорного труда недостаточно

 Тут без биологических данных никуда. Но, может, в интеллектуальной сфере дела обстоят иначе?

Исследователи из Университета штата Мичиган анализировали деятельность шахматистов и музыкантов. Искалась взаимосвязь между практикой и успешностью в их деятельности. Оказалось, что практика влияет на уровень мастерства всего лишь на треть – как в шахматах, так и в музыке.

Получается, что и здесь одного развития способности недостаточно. Исследователи предполагают, что для успеха необходим тот самый «врожденный талант».

 Абай Кунанбайулы родился 29 июля (10 августа1845 года в урочище Жидебай в Чингизских горах, в то время административно принадлежавшем к Бийскому уезду Томской губернии (ныне в Абайском районе Восточно-Казахстанской области), в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.

Начатое в детстве домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Одновременно посещал русскую школу. К концу своей учёбы начал писать стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову. С 13 лет отец Кунанбай начал приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отошёл от неё, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам создал свои первые взрослые стихотворения.[ 3]

Многолетний интенсивный труд позволяет мозгу адаптироваться и эффективнее работать в своей стезе. Но талантливому человеку, как ни крути, для потребуется меньше времени, чтобы стать мастером.

23 июня (5 июля1846 года Старший жуз вступил в подданство Российской империи.

Ещё мальчиком Джамбул научился играть на домбре.

В ночь у подножья Джамбула-горы
Сжавшись комочком у снежной норы,
Мать моя, рабскую жизнь кляня,
В стонах и муках родила меня.

Молча собрался голодный аул,
Дали казахи мне имя Джамбул.

 В 14 лет  он решил уйти из дома и стать акыном, зарабатывая пением. Пел он под аккомпанемент домбры в стиле толгау (речитатив). Искусству импровизации учился у акына Суюнбая. Джамбул пел исключительно на казахском языке. В конце XIX — начале XX века неоднократно участвовал и побеждал в айтысах (соревнованиях) видных акынов.  Искусству импровизации учился у акына Суюнбая. Талант , способности Джамбула  искренне прославляли жизнь  и широко распространялись властями. Фигура девяностолетнего Джамбула подавалась в образе восточного мудреца-аксакала, приветствующего новый строй и его людей. Он становится самым уважаемым акыном Казахстана, а его песни — частью нового быта казахского аула. 

Хаджимукан родился 7апреля 1871 года на территории современного Казахстана.. Его отец, Мунайтпас Ернаков, был весьма скромным и бедным человеком, но обладал недюжинной физической силой и часто побеждал в б орцовских поединках, за что получил прозвище «толстоногого балуана». Дед Кажымукана Хаджимукан родился 7 апреля 1871 года (по паспортным данным) в ауле Караоткель Акмолинской области, Ернак, тоже отличался большой физической силой и борцовским мастерством, он-то и предвидел блестящее будущее своего внука и стал обучать его премудростям национального вида борьбы қазақша күрес[4]

Как мы отмечали выше, истоки таланта кроются в наследственности. Для этого учёные даже провели эксперимент. Они собрали группу людей, которые никогда раньше не занимались атлетикой. Участники определённое время тренировались по одинаковому графику, а в конце теста исследователи проверили их результаты. Одни справились лучше с упражнениями, другие — хуже. Учёные пришли к таким интересным выводам: участники со схожими биологическими данными показывают близкие результаты. К тому же в 50% случаев генетика значительно повлияла на их спортивные достижения. Талантливые атлеты — это люди, рождённые с генетической предрасположенностью к спорту.

Тогда учёные решили проверить, как влияет генетика на интеллектуальные способности людей. Группа исследователей из Университета штата Мичиган анализировали зависимость успеха шахматистов и музыкантов от их практики. То есть, можно ли только частыми репетициями добиться высот в этом деле, без таланта. Выяснилось, что практика влияет на уровень мастерства лишь на треть. Причём как в шахматах, так и в музыке. Получается, что вторым Моцартом без таланта не стать.

Легендарная певица Роза Багланова умерла на 89-м году жизни, 70 лет которой посвятила сцене. По утверждению самой Розы Баглановой, она по происхождению из байской семьи. Однако голодные советские времена всех уравняли: она, как и многие казахстанцы, в 1920–1930-х годах испытала голод и лишения. После смерти отца Роза стала кормильцем семьи.

Школа находилась в двух-трех километрах от аула, не было автобусов и попутных машин. «Особенно тяжело было, – пишет автор, – ходить в школу в зимнее время. Ветра, сугробы выше крыш, морозы. К тому же у меня не было теплой одежды. Но в школу надо идти. Мать меня заворачивает в одеяло, на поясе завязывает узелком, на голову – шерстяной шарф, на ноги – самодельные байпаки из кошмы. И в таком облачении попробуй пройти по сугробам. О, Всевышний, в моей жизни были и такие тяжкие времена» [5]

Динмухаммед Канатович Кудайберген родился 24 мая 1994 года в городе АктобеАктюбинская областьКазахстан, в семье певцов Каната и Светланы Айтбаевых. Хотя Динмухаммед — его полное имя, его всегда называли по имени Димаш. Происходит из рода шекты племени алимулы. Его отец Канат Айтбаев возглавлял Управление культуры, архивов и документации Актюбинской области. Мать Светлана Айтбаева является сопрано-певицей в Актюбинской областной филармонии, секретарём Постоянной комиссии по социально-культурному развитию (депутат Актюбинского областного маслихата) и художественным руководителем детской студии «Саз» областной филармонии им. Г. Жубановой. Родители Димаша Кудайбергена удостоены почётного государственного звания Заслуженных деятелей Казахстана. В семье есть ещё двое детей: младшая сестра Раушан и младший брат Абильмансур (Мансур).

Воспитывался в музыкальной семье. Бабушка и дедушка, жившие вместе с ним и его родителями, по традиционному казахскому обычаю играли важную роль в его воспитании. Бабушка Миуа Низамутдинова, учитель географии и биологии, также в молодости пела. Дед — Кудайберген Айтбаев играет на домбре. Родители Димаша подчёркивали важность глубокого знания казахского языка и владения традиционными музыкальными инструментами, такими как домбра. Развиваясь в этой музыкальной и культурной среде, он был очарован музыкой с ранних лет. Родители Димаша регулярно выступали с концертами, а бабушка и дедушка брали его с собой в зрительный зал [6].

 Мирей Матье — звезда французской эстрады, снискавшая мировую славу. За время музыкальной карьеры певица успела дать множество концертов, исполнить хиты, созданные легендарными композиторами и даже сняться в кино. Сейчас, несмотря на почтенный возраст, артистка продолжает радовать поклонников своим творчеством.

Школьные годы Матье вспоминать не любит. Училась девочка из рук вон плохо, хотя данные для успешной учебы были. Например, у Мирей была феноменальная память, позволившая позже отказаться от помощи суфлеров. Знаменитость родилась левшой, а первая учительница хотела это исправить во что бы то ни стало. Преподавательница нещадно била школьницу по рукам и пересадила на заднюю парту. Девочка замкнулась и даже начала запинаться при чтении.

Звездная биография исполнительницы началась, когда девушке исполнилось  В молодости Мирей выступила в ежегодном конкурсе, который проводился в Авиньоне, и заняла 2-е место. Спустя год, в 1965-м, Матье лидировала. За победу в конкурсе мэрия города отправила юную певицу в Париж, где проводилось телешоу «Игра фортуны».

В ноябре того же переломного года вокалистка впервые появилась перед французской публикой. Она спела песню Jezebel и заворожила слушателей. Публике показалось, что на сцене ожила любимая Эдит Пиаф. На второй день после выступления Мирей уже был предложен контракт. Точнее, контракт продюсер Джонни Стар подписал с отцом несовершеннолетней певицы.

Но это было только начало длинного и непростого пути. Артистку учили всему: как двигаться, ходить на каблуках, вести себя в обществе и держаться на сцене. А еще Мирей учила иностранные языки и пыталась избавиться от авиньонского акцента.

В 1966-м зрители смогли увидеть новую Матье. Она выступила на престижнейшей сцене Франции — в концертном зале «Олимпия». Выступление певицы чрезвычайно понравилось, но зрители обратили внимание на сходство с Пиаф. Чтобы не стать копией звезды, начинающей шансонье пришлось найти собственный стиль исполнения. И Матье это удалось. Результаты исследования натолкнули на мысль, что за 10 000 часов усердной практики человек становится мастером своего дела. Если подумать логически, то, пожалуй, можно согласиться. Многолетний интенсивный труд позволяет мозгу адаптироваться и эффективнее работать в своей стезе. Но талантливому человеку, как ни крути, потребуется меньше времени, чтобы стать мастером Шевалье, признавшего, что между двумя певицами существует большая разница. «Малышка Пиаф шла по теневой стороне жизни, а вы, Мирей, пойдете по солнечной», — сказал он [7].