«Тайны белого снега»


Буренина Наталья Анатольевна

воспитатель ДУВЦ «Искорка»

Конспект занятия по естествознанию для детей предшкольной  группы

Тема: «Тайны белого снега».

Цель: Расширять у детей собственные познавательные способности в процессе получения информации о свойствах снега, путём поэтапного решения поставленной проблемы.  Углублять представления  о значении снега в жизни природы и человека, умение связно выражать мысли через приёмы моделирования и побуждения к речевым высказываниям. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: снег, пейзажные картины, календари наблюдения за изменениями природы и погоды, загадка, вода холодная и горячая. Словарная работа:  сыпучий как сахар, белый как белое покрывало, искристый, блестящий, тёплый как пуховый платок.

Формы работы:

Сюрпризный момент

Художественное слово

Беседа

Вопросы – ответы

Опыт – эксперимент

Рассматривание картин

Подведение итогов

Предварительная работа:

Дидактические игры: «Какой снег?», «Что делает снег?» и т.д.

Рассматривание пейзажных картин, рисунков;

Чтение стихотворений  о весне;

Заучивание пословиц, примет.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня в гостях загадка. Сумеем ли ее разгадать?

Он чёрной тучей был сначала

Он белым пухом лёг на лес,

Покрыл всю землю одеялом

А по весне совсем исчез.

Интересно, что бы это могло быть?

Дети: Это снег.

Воспитатель: Какие слова в загадке вам подсказали, что это снег?

Дети: белый как пух, покрыл землю одеялом,  весной совсем исчез, он растаял.

Воспитатель: Давайте запишем на доске отгадку (ставлю карточку со словом снег).

Дети: Снег.

Воспитатель: Предлагаю поговорить о снеге, о его свойствах и качествах.

Мы уже из загадки немного узнали о снеге.

Давайте запишем какой он?

Дети: Пушистый.

Воспитатель: А по цвету?

 Дети: Белый.

Воспитатель: Значит, о том, что снег белый  и пушистый мы узнали,   послушав загадку.

Воспитатель: Я знаю что, у снега есть тайны, может  ли снег сам о них рассказать? Как вы, думаете?

Дети: Может, наверное.

Воспитатель: А чтобы ответить точно, давайте вспомним наше наблюдение за снегом  на переходе на крыше детского сада.

Дети: Мы когда наблюдали, то видели, что снег не везде растаял на крыше.

Воспитатель: И я видела, с одной стороны было много снега, а с другой уже не было. Значит, где-то снег таял быстрее, а где-то медленнее.

Интересно, почему снег тает не везде одинаково? Предлагаю найти ответ на этот вопрос в нашей лаборатории.

Воспитатель: Что вы видите в лаборатории?

Дети: Баночки с водой, снег.

Воспитатель: Как думаете вода в баночках,  какой температуры?

Дети: Мы ее потрогали и узнали, что в синей баночке вода холодная, а в красной горячая.

Воспитатель: Давайте же выясним, почему снег тает не везде одинаково? Предлагаю опустить снег в баночку  с холодной водой? Что заметили?

Дети: Снег плавает.

Воспитатель: А теперь отпустим в горячую воду. Как себя ведет снег?

Дети: Он быстро тает.

Воспитатель: Где быстрее снег тает в горячей воде или в  холодной?

Дети: Снег тает быстрее в горячей воде.

Воспитатель: Давайте, это запишем на доске.

Дети: Быстро снег тает  там, где тепло, а медленнее   там,  где холодно.

Воспитатель: И эту тайну нам рассказал сам снег. Как мы ее узнали?

Дети: Мы проводили опыт.

Воспитатель: Всегда ли снег тает, как думаете?

Дети: Думаем всегда.

Воспитатель: Давайте ответ найдём в нашей библиотеке. Знакомы ли вам эти книги?

Дети: Знакомы, это энциклопедии.

Воспитатель: Вот в этой книги мы и найдём  ответ на вопрос. Давайте послушаем, есть ли такие места, где снег не тает совсем.

В горах снег никогда не тает, там низкая  всегда держится  температура. И этот снег называют ледником. Ледник это огромная масса спрессованного снега, который в лёд превратился. Когда солнце чуть пригревало, снег начинал таять, а потом опять замерзал и превращался в лед.

Вот мы и нашли ответ на наш вопрос. Где снег никогда не тает?

Дети: В горах.

Воспитатель:  А что там происходит со снегом?

Дети: Он превращается в лёд.  В горах и становится твёрдым и скользким.

Воспитатель:  Давайте это запишем.  Что нам помогло узнать это свойство снега превращаться в лёд?

Дети: Энциклопедия.

Воспитатель:  Ребята, снег в основном, какой?

Дети: Белый.

Воспитатель: Интересно, а поэты, каким видели снег. Давайте послушаем какого цвета снег в стихотворении Н. Брауна.

«Весь игольчатый с мороза,

 На заре он нежно – розов.

Давайте пройдём на вернисаж, чтобы полюбоваться нежно-розовым снегом.

Нежно – розовые блики на снегу бывают от солнечных лучей, когда солнце    восходит. 

А вот ещё одна цветовая гамма в его стихотворении.

Вдали в тени, в низине

Голубой и даже синий.

Что можете сказать о снеге на этой картине?

Дети: На этой картине снег синий.

Воспитатель:  Вот такая голубизна снега, бывает, когда   чистое  голубое  небо и это отражается на белом снегу. И все это увидел художник. Давайте это запишем, чтобы запомнить, элементами снежинок. Как вы узнали о цвете снега?

Дети: Мы слушали стихи, рассматривали картины.

Воспитатель:  Когда снег бывает тёмным и серым?

Дети: Такой снег можно увидеть в марте.

Воспитатель:  Давайте,   посмотрим в наш календарь наблюдения, где мы фиксировали результаты.  Верно, снег серым мы отметили в марте, весной когда он начал таять. Каким мы ещё видели снег? После первого снегопада снег, какой?

Дети: Белый, пушистый, мягкий, сыпучий.

Воспитатель: Мы лепили  снежную бабу.

Снег, был какой?

Дети: липкий, мокрый.

Когда гуляли в морозную погоду?

Дети: Скрипучий.

Когда солнечные лучи попадают на снег и он?

Дети: Искристый, блестящий.

Воспитатель:  Вот  оказывается какими удивительными тайнами обладает снег.   Теперь когда нам все тайны снега  известны, думаю можно о нем полностью рассказать.

Дети: Снег  белый как сахар,  пушистый как одеяло, серый, тёмный, розовый, синий и т. д.

Воспитатель: Как вы узнали о тайнах снега?

Дети: Разгадывали загадку, проводили эксперимент, анализировали текст,  находили ответ в  энциклопедии, слушали стихотворение и сравнивали с картинами, смотрели передачи,  наблюдали.

Воспитатель: И вы сегодня, были настоящими исследователями.