Рабочая программа по учебному предмету «Музыкальный инструмент» (пошаговое обучение игре на баяне для начинающих) «По ступеням выше к цели…»


Казанцева Мария Сергеевна
Учитель музыки
КГУ «Аканский Комплекс школа-ясли-сад»

Пояснительная записка

В нашей стране игра на баяне привлекает многих людей, желающих приобщиться к музыке. Но удивляться такому положению не следует, так как звуки этого поистине народного музыкального инструмента с прекрасным тембром очень близки душевным переживаниям – радостным или печальным – русского человека. А овладеть баяном самостоятельно обязательно смогут те, кто приложит к обучению максимум внимания, упорства и усидчивости.

Программа учебного предмета  «Музыкальный инструмент (пошаговое обучение игре на баяне для начинающих)«По ступеням выше к цели…»  разработана на основе Типовой учебной программы по предмету “Музыка” для уровня начального и основного среднего образования» (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 (с внесенными изменениями и дополнениями на 10 мая 2018 г. № 199); приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 (с внесенными изменениями и дополнениями на 25 октября 2017 г. № 545).

Учащиеся, для которых программа актуальна.

Возраст обучающихся по данной программе: 7-12 лет

Программа «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (пошаговое обучение игре на баяне для начинающих) «По ступеням выше к цели…» актуальна, так как сегодня, в условиях современного мира, с его основной информационно-технической составляющей, важно помнить, что эстетическое развитие является средством для реализации заложенных в ребенке творческих начал и созданием условий для самовыражения, что, соответственно, способствует созданию условий для формирования таких качеств, как чувство собственного достоинства, самоконтроля, ответственности и уважения к окружающим. Для того чтобы приобщить человека к музыкальному искусству, необходимо прежде всего воспитать любовь к музыке. Следовательно, воспитание эмоциональной отзывчивости является одной из первоочередных задач, которая должна превратить обучение детей в любимое ими занятие и дать всем необходимый стимул для овладения сложными процессами игры на музыкальном инструменте.

Самое существенное заключается в том, чтобы в процессе обучения каждый учащийся получал настоящее эстетическое удовлетворение, развивал свой музыкальный вкус и приобретал необходимые знания и навыки для правильного понимания и исполнения музыки. Все перечисленные качества крайне необходимы не только профессиональному музыканту, но и каждому культурному слушателю музыки.

Одна из особенностей обучения игре на баяне – это интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека, причём не только узкоспециальных (то есть музыкальных), но и тех способностей, которые необходимы человеку в повседневной жизни:

  • хорошая координация, которая развивается в результате одновременной игры двумя руками, таким образом, одновременно получают развитие оба полушария головного мозга;
  • развитие памяти, т.к. обучение игре на баяне предусматривает усвоение множества специфических музыкальных терминов и знаков, обозначение многих из них дается на итальянском языке, а также исполнение музыкальных произведений наизусть;
  • развитие перспективного мышления достигается развитием способностей у баяниста мыслить вперед, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения;
  • развитие пальцевой моторики, которая напрямую связана и с развитием речевых навыков детей;
  • игра на баяне развивает не только творческие способности, но и гибкость (вариативность) мышления.

Обучение игре на музыкальном инструменте позволяет индивидуализировать процесс музыкального образования, дает обучающемуся опыт самостоятельного сольного (более ответственного) музицирования, одновременно позволяет по-новому оценить и осознать свою роль в процессе коллективного музыкального исполнительства.

Педагогическая целесообразность программы определена активным вовлечением учащихся в концертную и просветительскую деятельность с первого года обучения, что дает детям ощущение собственной значимости и успешности в творческой и социальной деятельности.

Срок реализации программы

Срок реализации программы – 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 64 часа.

Формы и режим занятий

Форма занятий – индивидуальная.

Занятия проходят 2 раз в неделю по 1 часу

Цель программы:

 – развитие комплекса музыкальных способностей и образно-эмоционального восприятия музыки через формирование и развитие навыков игры на баяне.

Задачи программы:

Обучающие:

  • сформировать координацию между зрительным образом нотного текста и его звуковым воплощением;
  • познакомить с основами теории музыки и выработать умение применять в практике полученные знания;
  • сформировать навыки технически правильного выразительного исполнения музыкальных произведений на баяне, исполнительской культуры;
  • познакомить с правилами поведения на сцене.

Развивающие:

  • развить умение анализировать средства музыкальной выразительности и элементы музыкального языка в их содержательном взаимодействии;
  • развить музыкально-слуховые представления и художественное воображение учащихся;
  • развить музыкальные способности, мелодический, ритмический, гармонический, тембровый слух;
  • развить музыкальную память;
  • развить умение и навыки концентрации внимания, координации движений, эмоционального самоконтроля.

Воспитательные:

  • воспитать художественный вкус;
  • повысить мотивацию к музыкально-исполнительской деятельности;
  • стимулировать мотивацию к самостоятельному творческому труду;
  • воспитать ответственность, сознательность, трудолюбие, работоспособность;

сформировать личностно-ценностное отношение к музыкальной культуре

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 -словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на баяне, аккордеоне, симфонической музыки и другие);

-практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);

– эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается музыкальными инструментами, аудио и видео техникой, компьютером и интернетом.

[embeddoc url=”http://oqu-zaman.kz/wp-content/uploads/2021/12/программа-Обучение-на-баяне.docx” download=”all” viewer=”microsoft”]