Обобщение передового педагогического опыта на тему «Развитие фонематических процессов в коррекции ОНР, как условие повышения качества образования школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза»


Кондратьева Алла Алексеевна
учитель-логопед
КГУ «Общеобразовательная школа № 8 имени Шокана Уалиханова города Степногорск отдела образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области»

1. Сведения об авторе опыта

  • Ф.И.О: Кондратьева Алла Алексеевна
  • Место работы: КГУ «Образовательная школа №8 имени Шокана Уалиханова»
  • Педагогический стаж: 31 год
  • Специальность: олигофренопедагогика, с дополнительной специальностью логопедия
  • Контактный телефон: 87013709785
  • Электронный адрес: condr67@mail.ru

2. Тема: «Развитие фонематических процессов в коррекции ОНР, как условие повышения качества образования школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза»

3. Условия формирования, становления опыта.

Pечь – основа всякой умственной деятельности, сpедство коммуникации.

С каждым годом жизнь пpедъявляет все более высокие тpебования не только к взpослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не автоматическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям спpавиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевpеменном и полноценном формировании у них речи.  Именно это привело меня к выбору темыопыта и поиску новых, более эффективных методов коррекционно-воспитательной направленности.

Цель: разработать систему мероприятий для формирования фонетико-фонематической стороны речи детей-логопатов и наметить способы и методы коррекционной работы.

Мой многолетний опыт коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил мне разработать и успешно применять систему коррекционного воздействия по формированию фонетико-фонематической системы речи у детей младшего школьного возраста, что приводит к успешному овладению знаниями, то есть осознанию детьми речевой действительности и ее элементов: звуков, слогов, слов, предложений.

4. Актуальность опыта.

Предлагаемый материал из опыта работы, в котором освещены вопросы коррекции основных компонентов языковой системы у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения. В нем освещен материал, применяемый мной для преодоления и совершенствования, как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической сторон языка.

Моя работа   содержит информацию о наиболее эффективных наглядных дидактических играх, заданиях, упражнениях, используемых в логопедической работе по формированию фонетико-фонематической системы языка.

Система работы над звуками, позволяет отрабатывать слухопроизносительную дифференциацию гласных и согласными звуков и букв, акустически близких фонем, твердых и мягких согласных. Речевой материал в данной работе подобран с учетом следующих параметров:

  • Различение звуков на слух и в произношении (гласных и согласных);
  • Выделение звуков из слогов и слов;
  • Выделение ударного гласного звука в слове;
  • Деление слов на слоги;
  • Дифференциация смешиваемых звуков и букв с похожим написанием;
  • Обогащение словарного запаса, уточнения значения слов;
  • Преодоление аграмматизмов.

Все представленные разделы и задания тесно связаны с календарным планированием групповых занятий по исправлению устной и письменной речи.

Как показала практика, такой способ работы над формированием фонематической системы языка содействует совершенствованию фонематического слуха и фонематического восприятия, а также способствует предупреждению дисграфических ошибок.

Как показала практика, такой способ работы над формированием фонематической системы языка содействует совершенствованию фонематического слуха и фонематического восприятия, а также способствует предупреждению дисграфических ошибок.

[embeddoc url=”http://oqu-zaman.kz/wp-content/uploads/2021/12/Кондратьева-обобщение.docx” download=”all” viewer=”microsoft”]