Обобщение передового педагогического опыта на тему «Развитие фонематических процессов в коррекции ОНР, как условие повышения качества образования школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза»
Кондратьева Алла Алексеевна
учитель-логопед
КГУ «Общеобразовательная школа № 8 имени Шокана Уалиханова города Степногорск отдела образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области»
1. Сведения об авторе опыта
- Ф.И.О: Кондратьева Алла Алексеевна
- Место работы: КГУ «Образовательная школа №8 имени Шокана Уалиханова»
- Педагогический стаж: 31 год
- Специальность: олигофренопедагогика, с дополнительной специальностью логопедия
- Контактный телефон: 87013709785
- Электронный адрес: condr67@mail.ru
2. Тема: «Развитие фонематических процессов в коррекции ОНР, как условие повышения качества образования школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза»
3. Условия формирования, становления опыта.
Pечь – основа всякой умственной деятельности, сpедство коммуникации.
С каждым годом жизнь пpедъявляет все более высокие тpебования не только к взpослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не автоматическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям спpавиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевpеменном и полноценном формировании у них речи. Именно это привело меня к выбору темыопыта и поиску новых, более эффективных методов коррекционно-воспитательной направленности.
Цель: разработать систему мероприятий для формирования фонетико-фонематической стороны речи детей-логопатов и наметить способы и методы коррекционной работы.
Мой многолетний опыт коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил мне разработать и успешно применять систему коррекционного воздействия по формированию фонетико-фонематической системы речи у детей младшего школьного возраста, что приводит к успешному овладению знаниями, то есть осознанию детьми речевой действительности и ее элементов: звуков, слогов, слов, предложений.
4. Актуальность опыта.
Предлагаемый материал из опыта работы, в котором освещены вопросы коррекции основных компонентов языковой системы у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения. В нем освещен материал, применяемый мной для преодоления и совершенствования, как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической сторон языка.
Моя работа содержит информацию о наиболее эффективных наглядных дидактических играх, заданиях, упражнениях, используемых в логопедической работе по формированию фонетико-фонематической системы языка.
Система работы над звуками, позволяет отрабатывать слухопроизносительную дифференциацию гласных и согласными звуков и букв, акустически близких фонем, твердых и мягких согласных. Речевой материал в данной работе подобран с учетом следующих параметров:
- Различение звуков на слух и в произношении (гласных и согласных);
- Выделение звуков из слогов и слов;
- Выделение ударного гласного звука в слове;
- Деление слов на слоги;
- Дифференциация смешиваемых звуков и букв с похожим написанием;
- Обогащение словарного запаса, уточнения значения слов;
- Преодоление аграмматизмов.
Все представленные разделы и задания тесно связаны с календарным планированием групповых занятий по исправлению устной и письменной речи.
Как показала практика, такой способ работы над формированием фонематической системы языка содействует совершенствованию фонематического слуха и фонематического восприятия, а также способствует предупреждению дисграфических ошибок.
Как показала практика, такой способ работы над формированием фонематической системы языка содействует совершенствованию фонематического слуха и фонематического восприятия, а также способствует предупреждению дисграфических ошибок.
[embeddoc url=”http://oqu-zaman.kz/wp-content/uploads/2021/12/Кондратьева-обобщение.docx” download=”all” viewer=”microsoft”]