Обобщение передового педагогического опыта на тему «Использование новых подходов в обучении и преподавании для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках истории и права»


Кулагина Ирина Николаевна
учитель истории
КГУ «Общеобразовательная школа № 8 имени Шокана Уалиханова города Степногорск отдела образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области»

1. Сведения об авторе опыта

Ф.И.О:  Кулагина Ирина Николаевна

Место работы: КГУ «Образовательная школа №8 имени  Шокана Уалиханова»

Педагогический стаж: 14 лет

Преподаваемые предметы: история Казахстана, всемирная история, основы права, светскость и основы религиоведения

Специальность: бакалавр истории

Тема: «Использование новых подходов в обучении и преподавании для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках истории и права»

3. Условия формирования, становления опыта.

Каждый наш день наполнен огромным потоком информации. Человеку взрослому не просто справиться с этим потоком, отделить важное от ненужного, а школьнику, не владеющему навыками саморегуляции, этот процесс  сложнее в несколько раз. И это при условии, что данный ученик академически мотивирован. К сожалению, количество академически мотивированных обучающихся сегодня невелико. И возникает вопрос, подчёркивающий актуальность данной проблемы, как организовать учебный процесс, чтобы он максимально способствовал формированию академической мотивации и повышению интереса к предмету в целом, заинтересованности в работе над получаемой информацией и желанию сделать собственный вывод, а в итоге – формированию функциональной грамотности обучающихся.  Работа над методической темой «Использование новых подходов в обучении и преподавании для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках истории и права» в межаттестационный период  позволила рассмотреть данную проблему более глубоко и найти оптимальные решения.

4. Актуальность опыта.

Выпускник школы – активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества,  умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике,  осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды – мечта любого педагога. Исходя из представленной модели выпускника школы  приоритетом обучения становится не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.

Школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшая успешность ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя, основной задачей которого является научить ребенка работать с информацией, научить учиться, то есть развивать у учащегося навыки функциональной грамотности.

5. Теоретическое обоснование опыта.

 Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения, письма, счёта и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. [2]

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания. [5]

Педагогическая практика показала, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие функциональной грамотности учащихся.

Во-первых, наблюдения, проведенные среди учащихся, показали, что многие обучающиеся не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. Школьные учебники истории либо написаны слишком «научно», без достаточного учёта возрастных особенностей обучающихся, либо перегружены фактическим материалом. На чтение домашнего параграфа у многих учащихся уходит до 30-40 мин. И как следствие – снижение интереса к истории как к предмету.

Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, учащиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно-следственные связи.

В-третьих, в большинстве случаев учащиеся, особенно в 5-6 классах, не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения вопрос, который звучит так же, как раздел параграфа. Но если вопрос перефразировать, сделать его проблемным, сразу же возникают затруднения. Например, в курсе История Древнего мира, 5 класс, в параграфе об империях Ближнего и Среднего Востока каждый пункт озаглавлен названием империи, но при этом тема «Почему древние империи на Ближнем и Среднем Востоке были могущественными».

Если поставить перед учащимися вопрос, какие сведения они получили о государстве, проблем не возникнет. Учащиеся перескажут текст учебника. Но если вопрос изменить, сделать его проблемным, вернув ребят к названию параграфа, то возникают затруднения.

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие функциональной грамотности школьников, может использование новых методов и подходов.

[embeddoc url=”http://oqu-zaman.kz/wp-content/uploads/2021/12/Кулагина-обобщение.docx” download=”all” viewer=”microsoft”]