Передовой педагогический опыт (ППО) «Метод сказкотерапия как средство развития психологической готовности старших дошкольников к обучению»
Кузьменко Татьяна Юрьевна
Педагог-психолог
ГККП Детский сад №3 «Алпамыс»
Актуальность опыта
« Знания ведут к развитию
только в том случае,
если их получение мотивировано
собственной активностью.
В любом другом случае
ребенок воспринимает обучение
как насилие над собой, ему неинтересно,
он не видит смысла в учении».
И.В.Дубровина.
Актуальной проблемой в системе образования остается проблема формирования у дошкольников мотивации к обучению. Активного включения в обучение общество требует уже с детского возраста, поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.
Этот загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен! И познать его порой бывает очень нелегко. Но не все так безнадежно, как может показаться на первый взгляд, ведь каждый взрослый когда-то тоже был ребенком, его тревожили те же проблемы и интересовали те же вопросы, которые интересуют сегодняшних малышей. Нам стоит лишь вспомнить, и мы окажемся в волшебном мире детства.
В детском саду сказка приобретает особую активность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный и многообразный мир справляется с различными психологическими проблемами, учиться общаться с другими детьми, выражать свои мысли и чувства, готовится к взрослой жизни.
Для формирования мотивации к обучению, развитию познавательных способностей можно взять за основу метод сказкотерапии, так как именно сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Под сказкотерапией понимаются способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Поэтому для меня сказкотерапия является воспитательной системой. Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего мира человека, развития его души. В своей работе особое внимание уделяю сказкотерапии, которая помогает решать многие задачи.
Можно рассмотреть видение обратной стороны проблемы (какие проблемы у ребенка, почему он такой агрессивный, подвижный или замкнутый?) Потому
что под агрессивностью может скрываться миролюбие, под страхом – бесстрашие, под глупостью – ум.
Как же растить созидателя в агрессивном ребенке? В этом помогает сказкотерапия.
Сказка, как эффективный метод, помогает ребенку погрузиться в сложный школьный мир, сформировать правильное представление о школе, исключить первые школьные страхи.
Таким образом, сила психотерапевтического воздействия сказки очевидна. Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми. Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения. Главное спровоцировать ребёнка к переживанию собственной индивидуальности, её оригинальности, помочь ему в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения. В заключение обсуждения сказки, она плавно переходит в игры, которые направлены на развитие всех остальных компонентов психологической готовности к обучению. Сказкотерапия оказывает благотворное воздействие на детей, раскрывает глубинный смысл и важность определенных знаний, формирует положительные нравственные качества и способствует гармоничному развитию личности.