РЕЦЕНЗИЯ №65 от 20.12.2021 г.


обобщение передового педагогического опыта на тему

 «Развитие фонематических процессов в коррекции ОНР, как условие повышения качества образования школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза»

учителя-логопеда КГУ  «Общеобразовательная школа  № 8 имени Шокана Уалиханова города Степногорск отдела образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области»

Кондратьевой А.А.

В современных условиях актуальным остается создание системы коррекционно-логопедической работы по эффективному формированию фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений у младших школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза, которая может использоваться учителями-логопедами и учителями начальных классов. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что представленное обобщение передового педагогического опыта на тему «Развитие фонематических процессов в коррекции ОНР, как условие повышения качества образования школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Кондратьевой А.А. является своевременным и актуальным.

Во введении автор раскрывает актуальность затрагиваемой проблемы, формулирует цель, теоретическое обоснование опыта, ведущую педагогическую идею опыта.  Также аргументировано представлено изучение уровня ориентировки младших школьников в звуковой действительности речи. Следует отметить, что автором проводится ежегодное логопедическое обследование первоклассников и учащихся класса предшкольной подготовки в возрасте 5-7 лет, что является  несомненным достоинством.

Особую ценность составляет то, что автором обозначены технологии опыта, где учитывая трудности с которыми сталкиваются дети, обосновывается необходимость применения игровых приемов. Вместе с тем, практическая значимость пособия выражена также через «Игротеку», целью которой автор  определила  — закрепление полученных деть­ми умений, представлений на игро­вом материале.

В работе сделан акцент на игре как методе диагностики, и как средстве коррекционной работы педагога. Определены задачи игровой деятельности, игр по развитию речи, направленных на решение основных задач.

Особого внимания заслуживают предложенная картотека дидактических игр и упражнений, что способствует за время коррекционного воздействия приобретению детьми навыков звуко-буквенного анализа слов, что положительно сказывается на овладении навыками письма и чтения.

Комплекс поставленных перед автором задач успешно реализован, что позволяет судить о логической завершенности и научно-методической эффективности предложенного Кондратьевой А.А. обобщения передового педагогического опыта.

Учитывая актуальность, методическую ценность и соответствие требованиям к публикации представленное Кондратьевой А.А. обобщение передового педагогического опыта на тему «Развитие фонематических процессов в коррекции ОНР, как условие повышения качества образования школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза» рекомендуется к печати. 

Рецензент:

проректор по воспитательной работе ЕАГИ,

к.п.н., профессор                                                                                Я.Н. Оспанова