Методическая разработка «Использование личностно-ориентированного подхода в обучении игре на аккордеоне»


Ликарь Фаина Акрамовна

педагог по классу аккордеона Павлодарская область, с. Иртышск, КГКП «Иртышская детская школа искусств»

Методическая разработка

«Использование  личностно-ориентированного подхода

в  обучении игре на  аккордеоне»

Подготовила педагог по классу аккордеона

Ликарь Фаина Акрамовна

Место работы: ГККП «Иртышская детская школа искусств», с. Иртышск, Павлодарская область, Казахстан

Содержание:

  1. Личностно-ориентированные технологии
  2. Методика обучения  игре на инструменте с учетом личностно-ориентированного подхода
  3. Инновационная направленность личностно-ориентированных технологий
  4. Психологическая целесообразность предлагаемой методики
  5. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Личностно-ориентированный подход (И.С.Якиманская) – подход, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Признание ребенка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная технология.

По теории А.В.Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей учебно -дисциплинарной модели образования личностно-ориентированная модель центрируется вокруг подхода к детям как к полноправным партнерам в условиях сотрудничества и отрицает манипулятивный подход к ним.

Каждый ребенок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории, т.о. образование возвращается к формуле «Учимся не для школы, а для жизни».

Методика обучения  игре на инструменте

с учетом личностно-ориентированного подхода

Отличительной особенностью музыкального обучения является его индивидуализация, преобладание индивидуальных занятий. В условиях индивидуального обучения игре на музыкальном инструменте, где все знания и умения передаются одному конкретному ученику, а не рассчитаны на средний уровень  группы, предоставляется благоприятная возможность реально учитывать индивидуальные способности и личные качества ученика, выбирать формы и способы взаимодействия, соответствующие его интересам и характеру. Другая особенность музыкально-педагогического общения заключается в преобладании эмоционально-эстетического воздействия. Творческая деятельность в области занятий искусством требует от человека повышенной эмоциональности, образности мышления, богатства художественных ассоциаций. Музыка является искусством, которое обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека и тем самым служит одним из важных средств формирования убеждений, нравственных и эстетических идеалов. Обучение музыке и исполнительству, даже тогда, когда учитель занят теоретическим анализом или объяснением исполнительских приемов должно быть эмоционально наполненным. Личность учащегося формируется в процессе учебной и других видов деятельности, а проявляется в виде психофизиологических особенностей. Обучаемый является субъектом учебной деятельности, где у него есть возможность проявить свои личностные качества, творческую и познавательную активность, способность к достижению поставленной цели.

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств,  провозглашается главной целью обучения и воспитания.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными  направлениями выделяются:

  • гуманно-личностные технологии;
  • технологии сотрудничества;
  • технологии свободного воспитания.

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. В. С. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении – только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании – два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение – всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание- это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» (К. Н. Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования.

Чтобы поддерживать  учащегося, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию  всего, что  происходит с учащимся; мудро относиться к  его поступкам;  не думать о нем плохо, несправедливо и, не ломать  его индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, помня о том, что  учащиеся находятся в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания. Поскольку вся работа по музыкальному воспитанию связана с изучением музыкального материала, деятельность педагога требует не только знания характера произведения, его выразительных и исполнительских средств, но и умения образно исполнять изучаемые учащимся произведения. Музыкальное исполнительство, то есть показ педагога на инструменте, был и остается основным методом музыкальной педагогики, важнейшим средством воздействия, каналом звуковой музыкальной информации. Именно в исполнительстве наиболее ярко проявляется творческая направленность деятельности педагога.

В зависимости от определенных обстоятельств урока, складывающихся ситуаций общения  показ  приобретает  различные  формы.  Возможны,  например,  показ-прослушивание (как должно звучать), показ движений (как надо сделать), показ форм работы (как надо учить),  показ-обсуждение, показ-копирование, показ всевозможных исполнительских приемов. Особое место в процессе работы над музыкальным произведением занимает показ-прослушивание. Ведь, исполнение  педагога важно в первую очередь потому, что содержание любого, даже самого простого произведения нельзя во всей полноте передать словами или каким-либо другим способом.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными данными ребенка.

Инновационная направленность личностно-ориентированных технологий

Личностно-ориентированный подход – это способ реализации содержания дифференцированного обучения  игре на инструменте посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающих эффективное достижение цели образования.

Инновационная направленность моего педагогического опыта – это повышение мотивации учебно-воспитательного процесса с учетом личностно-ориентированного подхода. В  свете современных требований, которые складываются под влиянием ускоренных темпов развития общества и повсеместной информационной среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое.

 В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы.  В изменчивых условиях экономического и социального развития учащиеся должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем музыкальных  знаний, быть способными совершенствовать их и, по возможности, применять  на протяжении жизни. Чтобы сформировать творчески активную  личность необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего  познавательную, коммуникативную и личностную активность. И рядом должен быть компетентный наставник.

Используя эти требования, я не только обучаю  владению инструментом, но и воспитываю потребность и умения самостоятельно заниматься музыкой. Совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением можно определить как процесс сближения точек зрения, процесс сотворчества и сотрудничества. Творчески взаимодействуя с учеником, помогая ему сделать искусство близким и понятным, педагог  одновременно использует два языка – музыкальной и словесный.

Моя задача заключается в том, чтобы помочь каждому осознать свои способности, создать условия для их развития,   осуществляя личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Методологической основой методики преподавания являются:

  • работа по совершенствованию личного опыта и использованию новых технологий  в преподавании;
  • формирование у учащихся устойчивого интереса и потребности к самостоятельным занятиям.

Непременным условием подлинного педагогического творчества, считаю способность  ценностного отношения педагога к ученику, любовь к нему: «Быть любимым — это значит быть самым существующим из всего и всех». Мои уроки ориентированы на личные показатели обучаемого,  и для этого в первую очередь:

– вижу в каждом учащемся личность;

– создаю ситуацию успеха;

– понимая причины незнания, устраняю их, не нанося ущерба их достоинству, т.к. личность ребенка интересует меня больше, чем  овладение им инструментом.

Психологическая целесообразность предлагаемой методики

В личностно ориентированном образовании психология личности обучаемого занимает важное место. В педагогике, психологии и философии понятие «личность», «индивид», «субъект» являются рядоположенными, хотя каждое из них имеет определенную специфику. Л.И.Божович считает, что личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психологического развития. В педагогическом воспитательном процессе личностный способ отношения ученика к музыкальному произведению педагогом не передается и наглядно не показывается. Но педагог может создать соответствующие психологические благоприятные условия. Вот что говорили по этому поводу выдающиеся музыканты-педагоги: «В области музыкального исполнительства учитель должен дать ученику основные общие положения, опираясь на которые последний сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно…»; «Что может сделать педагог? В лучшем случае — открыть дверь. Но ученик должен сам пройти через нее».

Свою рабочую программу обучения игре на аккордеоне основываю  на концепции личностно-ориентированного  процесса с разными музыкальными способностями. Уроки планирую с  учетом психологических и физических особенностей каждого учащегося. На каждом уроке при выполнении программы соблюдаю дидактический принцип «от простого к сложному»: программы усложняются  в зависимости от того, как овладевают учащиеся исполнительскими навыками.

Эффективность процесса обучения, прежде всего, зависит от организации деятельности учащихся, поэтому я стремлюсь самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность. Для этого использую приемы обучения: словесные методы обучения, наглядные (сделаны наглядные пособия, без которых невозможно объяснить процессы в музыке) и практические (показ практических решений на инструменте), проблемно-поисковые, исследовательские, в планах – использование приемов информационно-коммуникативных технологи

На уроках использую знания по всем музыкальным предметам: сольфеджио (мажор-минор, строение аккордов, интервалов, знаки при ключе и т.д.), музыкальная литература (информация о композиторах),  упражнения на различные виды ведения меха; упражнения на динамику; упражнения на постановку руки, также сочиняю вторую партию для исполнения ансамблем, делаю переложения для двух—трех и более инструментов.

Эффективность педагогического опыта

с точки зрения полученных результатов

Благодаря методике преподавания, эффективность  образовательного процесса повышается, так как у обучающихся с каждым уроком формируются навыки исполнительского мастерства, развиваются лидерские и организаторские качества, приобретаются новые умения и ценностные установки. В едином образовательном пространстве, улучшается психологический микроклимат.

Для оценки учебных достижений существуют традиционная форма – итоговый контрольный урок в конце полугодия, который показывает уровень овладения ключевыми компетентностями (в нем использую метод совместной деятельности: игра учащихся друг перед другом). Положительные стороны этого метода- умение сконцентрироваться, преодоление внутреннего страха, развитие навыка исполнительства, умение держаться перед публикой – классом, демонстрация успеха, видение будущего результата, мотивация обученности.

Список использованной литературы

  1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000.
  2. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе.- Новокузнецк, 2000.
  3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). – М.: «Дело», 2007.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. –  М.: Народное образование, 1998 .
  5. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. – Волгоград, 1994.
  6. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование – М.: ТЦ Сфера, 2003. .
  7. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М.,2000.