«Наурыз – праздник весны»


Мужичок Наталья Олеговна

воспитатель КГКП ясли-сад №18

Күні / Дата: 10.03.22

Старшая группа                                                                                                                                                                          

Ұйымдас оқу қызметінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной  деятельности

Білім беру саласы / Образовательная область: Познание

Бөлімдері/Раздел: Естествознание

Тақырыбы/Тема: «Наурыз – праздник весны».

Мақсаты / Цель: Воспитывать уважение к обычаям и традициям казахского народа.

Міндеттері/Задачи: Продолжать знакомить с явлениями общественной жизни, всенародными праздниками. Дать детям представление о любимом празднике казахского народа – Наурыз. Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, сверстников.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.

Қос тілдік компонент / Билингвальный компонент: мереке – праздник, көктем – весна, март – наурыз, «Наурыз кұтты болсын!» –  «С праздником Наурыз!».

Сөздік жұмысы / Словарная работа: Наурыз көже, сүйінші, национальный костюм.

Құрал-жабдықтар/Оборудование: Запись фонограммы, презентация «Наурыз коже», оборудование для исследоватнльской деятельности.

Тәсілдер кезендері./Этапы деятельности Тәрбиешінің іс- әрекеті./Действия воспитателя Балалардың іс -әрекеті Действия детей
Кірісе  бөлім Побуждает детей к процессу деятельности приветствием. Встречает детей в национальном костюме. Держит в высоко поднятой руке – ленты. Предлагает  взяться за ленточки и сказать друг другу самые тёплые пожелания – такие тёплые, как этот яркий, солнечный день. Проявляют интерес к происходящему. Входят в группу, под звучание фонограммы: Вот и весна спешит навстречу, Зима скатилась с горки вниз. Пришёл к нам радостный и светлый, Весёлый праздник Наурыз!   Повторяют слова-приветствия: – «Наурыз кұтты болсын!» – «С праздником Наурыз!»
Негізгі  бөлігі Проводит  беседу о том, что Наурыз – это древний праздник.                     Билингвальный компонент Рассказывает  о древнем обычае  первых цветов. В Наурыз дети дарят взрослым первые цветы – подснежники и поздравляют их с началом весны. Взрослые, принимая подарок, спрашивают у детей, о чём они мечтают. После того, как ребёнок расскажет о своей мечте, взрослые проводят цветком по лицу ребёнка для того, чтобы мечта сбылась. Использует психогимнастику «Помечтаем». Организует экспериментальную деятельность Что происходит со снегом и льдом в тепле?   Проводит  физминутку «Сүйінші». Цель: снятие мышечного напряжения.                             Показывает презентацию «Наурыз коже».   Рассматривают картину «Казахский вальс».                               Уточняет: кто на ней изображен? Что делает? Включает мелодию вальса и предлагает потанцевать. Предлагает выложить девочку используя развивающую игру  «Чудо-крестики – 2»  Воскобовича. Цель: развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, речь.   Предлагает  музыкальную разминку  «Бьютифел колорс» . Принимают участие в беседе. Рассказывают, как люди встречают весну, радуются тёплым дням, солнцу. К этому празднику готовятся люди всех национальностей Р.К. В канун этого праздника наводят порядок в домах. Вокруг домов и аулов рассаживают деревья и цветы. Старые люди говорят: « Если Наурыз придет в чистый дом, аул, то унесет все болезни и несчастье, принесет людям счастье». В этот день люди прощают друг другу обиды, общаются, зовут в гости, угощают, поют песни, веселятся, дарят друг другу подарки. Наурыз – это праздник веселых, задорных игр, соревнований, состязаний. На празднике соревнуются в смекалке, ловкости, в умении сочинять красивые, шуточные стихи, песни, загадки. Называют слова на казахском и английском языках: мереке – праздник – holiday, көктем – весна – spring, март – наурыз – March Слушают рассказ воспитателя о том, как в Наурыз дети дарят взрослым первые цветы – подснежники и поздравляют их с началом весны. Взрослые, принимая подарок, спрашивают у детей, о чём они мечтают. После того, как ребёнок расскажет о своей мечте, взрослые проводят цветком по лицу ребёнка для того, чтобы мечта сбылась. Берут из корзинки цветок, под звучание  музыки, и загадывают желание.   Рассказывают, о чём они мечтают, после того, как воспитатель проведет цветком по лицу.   Проводят опыт и делают вывод, что в тепле снег и лед тают, превращаются в воду. Поэтому в марте снег начинает таять (становится тепло, солнце пригревает).     Выполняют движения физминутки: Сүйінші, Сүйінші,                       Хлопают Весть хорошую скажи! Птицы в гнёзда прилетели,        Машут руками Песни звонкие запели! Сүйінші, Сүйінші, Весть хорошую скажи!               Хлопают Сад ребята посадили И скворечники прибили.            Стучат кулачками Сүйінші, Сүйінші, Весть хорошую скажи!               Хлопают Наурыз ко всем пришёл, Приглашаем вас за стол!            Разводят руки Сүйінші, Сүйінші, Весть хорошую скажи!              Хлопают К нам весна идёт уже, Угощаем всех коже.                   Разводят руки Смотрят презентацию, запоминают, как готовить национальное блюдо, из каких компонентов оно состоит. Рассматривают. Рассказывают картина называется «Казахский вальс». На ней нарисована танцующая девушка и т.д. Перечисляют, как можно назвать девушку. Слушают музыку, выполняют движения под ритмы вальса.  Используя развивающую игру  «Чудо-крестики – 2»  Воскобовича конструируют девочку. Выполняют движения под музыку и подпевают.
Қорыт-ынды бөлім   Рефлексия: «Мне понравилось»   Поощряет детей Закрывают глаза и вспоминают самые интересные моменты занятия, что им понравилось больше всего? Подводят совместно с воспитателем итог занятия.

Күтілетін нәтиже/ Ожидаемый результат:

Айтады (Воспроизводят): представление о любимом празднике казахского народа – Наурызе,  интерес к экспериментальной деятельности.

Түсінеді (Понимают): обычаи  и традиции казахского народа

Қолданады (Применяют): навыки  дружелюбия, взаимопонимания.