Мы разные, но мы вместе!
Кашкинбаева Алия Тохтаровна
учитель начальных классов КГУ «Основная средняя школа-интернат» город Усть-Каменогорск, ВКО
ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ:
«Мы разные, но мы вместе!» (путешествие по дороге толерантности).
Цели:
- формировать толерантное и уважительное отношение к личности;
- развивать стремление быть терпимым в обществе людей;
- стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.
Задачи:
- изучить с учащимися понятие «толерантность»;
- развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей;
- воспитывать такие качества, как вежливость, уважение к людям, внимательность, стремление совершать добрые поступки.
Ожидаемые результаты:
- Метапредметные – 1.Оптимизация межличностного общения учащихся
2.Осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме.
- Предметные – 1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность»
2.Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
- Личностные – 1.Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему
2.Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников
- Коммуникативные – 1.Формирование умения аргументировать, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию
2.Принимать людей окружающих тебя такими как они есть.
Материально-техническая база: ИКТ (презентация по теме: «Мы разные, но мы вместе»). видеоматериал
Ход занятия
- Организационная часть:
Учитель: Здравствуйте, ребята и дорогие гости! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
Тема нашего занятия «Мы вместе, но мы разные!», посвящено тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть на самом деле. В жизни каждого из нас есть право выбора – сделать добро или зло.
Занятие хочу начать с вопроса:
– Основная часть:
– Скажите, а как вы понимаете выражение: «Мы разные, но мы вместе!»? (Ответы детей). Чтобы убедиться в этом, давайте поиграем!
А) игра стратегия «Карусель»
Предлагаю вам поиграть в игру, для этого вам надо образовать два круга, внутренний и внешний. Правила игры: двигаются по кругу и называют признаки, по которым они отличаются друг от друга! (Называют различия)
Учитель: А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Чем мы похожи?»
– Встаньте, кто родился зимой
– похлопайте в ладоши девочки
– попрыгайте мальчики
– закройте глаза, кто боится темноты
– поднимите правую руку те, кто любит мороженое
– поднимите левую руку те, кто любит читать
– потопайте ногами те, кто учится во 2 школе
-Что вам удалось выяснить с помощью этих приемов?
– МЫ РАЗНЫЕ? Да!
Вывод: Да, вы правы. Действительно, мы отличаемся по цвету волос, глаз, росту, национальности, характеру, но мы все равны. Мы ходим в одну школу, отмечаем праздники, и если мы будем совершать добрые поступки, то между вами не будет ссор и вражды, в ваших семьях не будет раздора, а в мире не будет войны.
Снаружи – все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.
Чтение стихотворений:
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит, отдавать тепло своё другим.
Быть добрым – значит, понимать и близких и чужих,
И радости порой не знать,
Заботясь о других,
Конечно, доброму трудней,
И всё же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
– Мы разные, но мы вместе! Этот девиз напрямую связан с толерантностью и будет являться девизом нашего занятия.
– Какое необычное слово услышали? Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь
Закрепляется табличка на «Говорящую стену»: толерантность
– Под девизом «Мы разные, но мы вместе!» попытаемся понять интересное и современное слово – «толерантность». (слайд).
– Посмотрите, это цветок. (слайд). В середине цветка написано слово «толерантность». Давайте каждый из вас по очереди прочитает слова на лепестках цветка. (Дети читают слова).
– Это и есть основные составляющие толерантности. Ребята, а знаете, чтоб люди на всей планете всегда помнили эти слова и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечается Международный День толерантности или ещё его называют Днём терпимости.
Определение Толерантности (слайд)
-Как вы думаете, а толерантный человек должен уметь дружить?
А что такое дружба и кто такой друг?
Крепится табличка на «Говорящую стену» не трех языках слово «Дружба»
(произносят!)
Друг – человек, который связан с
кем-нибудь дружбой.
– Если
у вас радость и ваш друг радуется вместе с вами – это друг.
– Если у вас случилось горе и друг подставил свое плечо- это друг.
Ведь, не даром говорится, что друг познается в беде. А в пословицах , как вы знаете, содержится народная мудрость.
Работа с пословицей: «ДЕРЕВО КРЕПКО КОРНЯМИ, ЧЕОЛОВЕК ДРУЗЬЯМИ!»
Богдана:
Дружит с солнцем ветерок
И роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою!
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады.
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Физминутка «Достарым»
Творческая работа
Учитель: Предлагаю вам подумать и поработать.
Перед вами лежит контурная картинка – человечки. Вам, необходимо, создать макет толерантного человека.
– почему ты думаешь, что твой человечек толерантный?
Закрепляют своих человечков на макете планеты!
Ученик:
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Исполнение песни
Учитель: На нашей планете живёт 7 миллиардов человек разных национальностей. У каждого народа своя культура, характер, традиции, религия. Мы живем с вами в многонациональной стране, более 130 национальностей проживают на территории нашего государства в мире и согласии.
-Назовите, какие? (закрепляем человечков в нац.костюмах на макете планеты)
– А какой праздник приближается? – что это за праздник? (Наурыз).
Одевают коронки с цветами, жакет!
Стихотворения
Камилла:
На просторах Казахстана
Много разных народов живет.
Все народы, как братья равны,
Всем народам— любовь и почет.
Мир— солнышке и детям,
Мир— природе, мир— весне!
Мир— былинке, мир— планете!
Мир— всем людям на Земле!
Ученик:
Достық
біздің әніміз,
Достық біздің сәніміз.
Аққуды атпайық,
Достықты сатпайық.
Досым екеуміз сабаққа барайық,
Досым екеуміз сабақтан қайтайық.
Досым екеуміз оқуды бітіріп,
Айрылмас дос болайық.
Клип: Региональный компонент празднование Наурыза в Усть-Каменогорске
Мы разные, но все родились в Казахстане.
Мы разные, но ценности у нас одни: дружба, работа, уважение.
Мы разные, но все уважаем друг друга и толерантны!
Люди разных национальностей дружат. А уметь дружить не просто. Этому нужно учиться с детства. Уметь дружить, чтобы быть настоящим другом.
Практическая работа «Букет дружбы». Изготовление цветка «Тюльпан» и с пожеланиями собираем букет!
Зажигаем огни дружбы!
– Скажите, что нового и интересного вы узнали сегодня?
Кластер качеств толерантности.
Давайте назовем составляющие толерантности (ответы детей):
• Толерантность – это уметь прощать
• Толерантность – это любовь и терпение
• Толерантность – это согласие и дружба
• Толерантность – это отзывчивость и понимание
• Толерантность – доброта души.
• Толерантность – милосердие.
• Толерантность – уважение.
• Толерантность – мир.
– Мне бы хотелось, чтоб вы всегда были толерантными во всём, а это значит, помогали друг другу, защищали слабых, не ссорились, больше общались, уважали окружающих вас людей. Будьте добрыми и милосердными! Будьте честными и надёжными! Всё это поможет вам жить в этом мире.
Стихотворение читают все с солнышками в руках:
1 -Давайте, люди
2 – любить друг друга!
3 -Давайте, люди дружить друг с другом!
4 – Как птицы с небом!
5 – Как ветер с лугом!
6 – Как парус с морем!
7 – Трава с дождями!
8 – Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте, встанем и скажем хором известные слова добрейшего и терпеливейшего
кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно! / видео/
Доп. материал
Игра
Упражнение «Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее положено небольшое зеркало круглой формы.
А сейчас я приглашаю вас встать в круг.
Мы будем передавать друг другу шкатулку. Закройте глаза.Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
– А ещё
хотите поиграть. Я приглашаю в свой круг того, кто чем-то на меня похож, следующий
приглашает в круг еще кого-нибудь, кто чем-то на него похож и так далее.
Марина, я приглашаю тебя в свой круг, потому что у нас одинаковый цвет волос. (в итоге все должны оказаться в кругу).
Смысл игры понятен?