Мы разные, но мы вместе!

Кашкинбаева Алия Тохтаровна

учитель начальных классов КГУ «Основная средняя школа-интернат» город Усть-Каменогорск, ВКО

   ТЕМА  ВНЕКЛАССНОГО  ЗАНЯТИЯ:

 «Мы разные, но мы вместе!» (путешествие по дороге    толерантности).

Цели: 

  • формировать толерантное и уважительное отношение к личности;
  • развивать стремление быть терпимым в обществе людей;
  • стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.

Задачи:

  • изучить с учащимися понятие «толерантность»;
  • развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей;
  • воспитывать такие качества, как вежливость, уважение к людям, внимательность, стремление совершать добрые поступки.

Ожидаемые результаты:

  • Метапредметные – 1.Оптимизация межличностного общения учащихся

                                2.Осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме.

  • Предметные – 1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность»

2.Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

  • Личностные – 1.Активизация личностной позиции и взгляда учащегося      на рассматриваемую на занятии проблему

                       2.Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников

  • Коммуникативные – 1.Формирование умения аргументировать, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию

                                        2.Принимать людей окружающих тебя такими как они есть.

Материально-техническая база:  ИКТ (презентация по теме: «Мы разные, но мы вместе»). видеоматериал

Ход занятия

  1. Организационная часть:

Учитель: Здравствуйте, ребята и дорогие гости! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

Тема нашего  занятия «Мы вместе, но мы разные!»,  посвящено тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть на самом деле. В жизни каждого из нас есть право выбора – сделать добро или зло.

Занятие хочу начать с вопроса:

Основная часть:

– Скажите, а как вы понимаете выражение: «Мы разные, но мы вместе!»? (Ответы детей). Чтобы убедиться в этом, давайте поиграем!

А) игра стратегия «Карусель»

Предлагаю вам поиграть в игру, для этого вам надо образовать два круга, внутренний и внешний. Правила игры: двигаются по кругу и называют признаки, по которым они отличаются друг от друга! (Называют различия)

Учитель: А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Чем мы похожи?»

– Встаньте, кто родился зимой

– похлопайте в ладоши девочки

– попрыгайте мальчики

– закройте глаза, кто боится темноты

– поднимите правую руку те, кто любит мороженое

– поднимите левую руку те, кто любит читать

– потопайте ногами те, кто учится во 2 школе

-Что вам удалось выяснить с помощью этих приемов?

– МЫ РАЗНЫЕ?  Да! 

Вывод: Да, вы правы. Действительно, мы отличаемся по цвету волос, глаз, росту, национальности, характеру, но мы все равны. Мы ходим в одну школу, отмечаем праздники, и если мы будем совершать добрые поступки, то между вами не будет ссор и вражды, в ваших семьях не будет раздора, а в мире не будет войны.

Снаружи – все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали. 

Чтение стихотворений:

Быть легче добрым или злым?  

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит, отдавать тепло своё другим.

Быть добрым – значит, понимать и близких и чужих,

И радости порой не знать,

Заботясь о других,

Конечно, доброму трудней,

И всё же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…


– Мы разные, но мы вместе! Этот девиз напрямую связан с толерантностью и будет являться девизом нашего занятия.

– Какое необычное слово услышали?       Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь

Закрепляется табличка на «Говорящую стену»: толерантность

– Под девизом «Мы разные, но мы вместе!» попытаемся понять интересное и современное слово – «толерантность». (слайд).

– Посмотрите, это цветок. (слайд). В середине цветка написано слово «толерантность». Давайте каждый из вас по очереди прочитает слова на лепестках цветка. (Дети читают слова).

– Это и есть основные составляющие толерантности. Ребята, а знаете, чтоб люди на всей планете всегда помнили эти слова и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечается Международный День толерантности или ещё его называют Днём терпимости.

Определение Толерантности (слайд)

-Как вы думаете, а толерантный человек должен уметь дружить?

А что такое дружба и кто такой друг?

Крепится табличка на «Говорящую стену» не трех языках слово «Дружба»

(произносят!)

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
  – Если  у вас радость и ваш друг радуется вместе с вами – это друг.

  – Если у вас случилось горе и друг подставил свое плечо- это друг.

     Ведь, не даром говорится, что друг познается  в беде. А в пословицах , как вы знаете, содержится народная мудрость.

Работа с пословицей: «ДЕРЕВО КРЕПКО КОРНЯМИ, ЧЕОЛОВЕК ДРУЗЬЯМИ!»

Богдана:

Дружит с солнцем ветерок
И роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою!


Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады.
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

Физминутка «Достарым»  

 Творческая работа

Учитель: Предлагаю вам подумать и поработать.  

Перед вами лежит контурная картинка – человечки. Вам, необходимо, создать макет толерантного человека.

– почему ты думаешь, что твой человечек толерантный?

Закрепляют своих человечков на макете планеты!

 Ученик:

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Исполнение песни

Учитель: На нашей планете живёт 7 миллиардов человек разных национальностей. У каждого народа своя культура, характер, традиции, религия. Мы живем с вами в многонациональной стране, более 130 национальностей проживают на территории нашего государства в мире и согласии.

 -Назовите,  какие?  (закрепляем человечков в нац.костюмах  на  макете планеты)

– А какой праздник приближается? – что это за праздник?  (Наурыз).

Одевают коронки с цветами, жакет!

Стихотворения

 Камилла:

На просторах Казахстана
Много разных народов живет.
Все народы, как братья равны,
Всем народам— любовь и почет.
Мир— солнышке и детям,
Мир— природе, мир— весне!
Мир— былинке, мир— планете!
Мир— всем людям на Земле!

 Ученик:

Достық біздің әніміз,
Достық біздің сәніміз.
Аққуды атпайық,
Достықты сатпайық.

Досым екеуміз сабаққа барайық,
Досым екеуміз сабақтан қайтайық.
Досым екеуміз оқуды бітіріп,
Айрылмас дос болайық.

Клип: Региональный компонент празднование  Наурыза в Усть-Каменогорске

Мы разные, но все родились в Казахстане.

Мы разные, но ценности у нас одни: дружба, работа, уважение.

Мы разные, но все уважаем друг друга и толерантны!

Люди разных национальностей дружат. А уметь дружить не просто. Этому нужно учиться с детства. Уметь дружить, чтобы быть настоящим другом.

Практическая работа «Букет дружбы». Изготовление цветка «Тюльпан»  и с пожеланиями собираем букет!

Зажигаем огни дружбы!

– Скажите, что нового и интересного вы узнали сегодня?

Кластер качеств толерантности.

Давайте назовем составляющие толерантности (ответы детей):

•        Толерантность – это уметь прощать

•        Толерантность – это любовь и терпение

•        Толерантность – это согласие и дружба

•        Толерантность – это отзывчивость и понимание

•        Толерантность – доброта души.

•        Толерантность – милосердие.

•        Толерантность – уважение.

•        Толерантность – мир.

– Мне бы хотелось, чтоб вы всегда были толерантными во всём, а это значит,  помогали друг другу, защищали слабых, не ссорились, больше общались, уважали окружающих вас людей. Будьте добрыми и милосердными! Будьте честными и надёжными! Всё это поможет вам жить в этом мире.

Стихотворение читают все с солнышками в руках:

1 -Давайте, люди

2 – любить друг друга!

3 -Давайте, люди дружить друг с другом!

4 – Как птицы с небом!

5 – Как ветер с лугом!

6 – Как парус с морем!

7 – Трава с дождями!

8 – Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте,  встанем и скажем хором  известные слова добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!      / видео/

Доп. материал

Игра

 Упражнение «Волшебное озеро»

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее положено небольшое зеркало круглой формы.

А   сейчас я приглашаю вас встать в круг.

Мы будем передавать друг другу  шкатулку. Закройте глаза.Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

 — Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

– А ещё хотите поиграть. Я приглашаю в свой круг того, кто чем-то на меня похож, следующий приглашает в круг еще кого-нибудь, кто чем-то на него похож и так далее. Марина, я приглашаю тебя в свой круг, потому что у нас одинаковый цвет волос. (в итоге все должны оказаться в кругу). Смысл игры понятен?