«Кто кого напугал?»


Литвинова Ольга Борисовна

учитель начальных классов КГУ «Основная средняя школа – интернат»

Литвинова Ольга Борисовна

учитель начальных классов

КГУ «Основная средняя школа – интернат»

Внеклассное занятие для младших школьников «Кто кого напугал?» (для детей с ЗПР)

Цель: познакомить с авторской сказкой И. Маняшиной «Как Зайчик Барсучка напугал»; развивать внимание, память, мышление, воображение, конструкторские способности, воспитывать умение работать в группе, сознательную дисциплину на занятии.

Оборудование: маски барсука, зайца, волка, медведя, лисы, природный материал, ребусы.   Запись звуков природы, песни «Сказки гуляют по свету». Имитация леса и норы, следы зверей. Учитель выступает в роли Сказочника.

Создание позитивного эмоционального настроя.

Звучит музыка «Сказки гуляют по свету».

Сказочник. Сегодня, ребята, мы  расскажем вместе с вами интересную, новую для всех сказку. А героями сказки будут сами ребята. Эта сказка будет содержать в себе задания, которые нам будет нужно выполнять. Но, самое, интересное, нам нужно подумать, куда  мы отправимся в сказку…

Звучат звуки природы о лесе.

Сказочник. Как-то утром на заре

Шел Барсук к своей норе.

В гости к тетушке ходил,

А теперь домой спешил.

(Бежит Барсучок и поет)

БАРСУЧОК

— Я бегу к себе домой

По дорожке, по лесной.

Каждый кустик мне знакомый,

Я соскучился по дому.

Норка славная моя

На пригорке, у ручья…

И подстилка из соломы…

Я соскучился по дому.

Сказочник. Вот он к норке подбежал,

У норы в раздумье встал (у норы следы зверей…)

БАРСУЧОК

— Ой, следы здесь на ковре…

Кто-то есть в моей норе!

Ой, как страшно он храпит!

Зверь большой залез и спит!

Что-то очень я боюсь

И входить не тороплюсь.

Ой, спасите, помогите,

Злого зверя прогоните!

Сказочник. Как вы думаете, ребята, кто забрался в нору Барсука, и так страшно храпит? (дети отвечают) Правильный ответ вы узнаете в конце сказки.

Сказочник. А с кем мы встретимся сейчас, вы узнаете, после того, как мы выполним задание в группах.

ЗАДАНИЕ (в группе)

Детям предлагается выполнить примеры и заполнить таблицу, чтобы узнать, что за зверь…

в о л к
       

32+27=?   100-70=?    34-13=?   35-15=?    В-59    Л-21    О-30        К-10

Проверка. ФО.

Сказочник. Ребята, а назовите сказки, в которых встречается волк? Каким обычно он изображается в русских народных сказках? (Глупым, злым.)

Сказочник.

Тут Барсук увидел Волка:

Вышел Серый из-за елки.

ВОЛК.

Здравствуй, милый друг Барсук!

У тебя какой недуг?

Отвечай на мой вопрос:

Голова болит иль нос?

БАРСУЧОК

— Голова цела и нос…

Испугался я всерьез!

Страшный зверь в норе сидит.

Слышишь, громко он храпит?

Полезай-ка, посмотри,

Кто же там сидит внутри?

Сказочник. Не тут-то было! Вот что ответил Волк:

ВОЛК

— Знаешь, милый друг Барсук,

Мне сегодня недосуг!

Все, домой уже пора,

Я ушел еще вчера!

Полосатый, не скучай,

До свидания, гуд бай!

Сказочник. И бедный Барсучишка снова остался один. Сидит,  думает:

-Кто же сможет мне помочь?

-Кто прогонит зверя прочь?

Сказочник. А кто же будет следующим героем, мы узнаем, снова выполнив задание.

ЗАДАНИЕ (в группе)

Детям предлагается отгадать ребус.

ФО.

Сказочник. В каких сказках встречается медведь? Каким мы видим его в русских народных сказках? (Неуклюжим, доверчивым, иногда страшным.)

Сказочник.

В это время по дорожке

Мишка брел с большим лукошком.

Он по ельничку гулял

Да малину собирал.

МИШКА

— Здравствуй, милый друг Барсук!

У тебя какой недуг?

Отвечай на мой вопрос:

Голова болит иль нос?

Может, ухо прищемил?

Может, кто-то укусил?

БАРСУЧОК

— Голова цела и нос…

Испугался я всерьез!

Страшный зверь в норе сидит.

Слышишь, громко он храпит?

Полезай-ка, посмотри,

Кто же там сидит внутри?

Сказочник. Увы! Мишка тоже испугался!

МИШКА

— Нет уж, милый друг Барсук,

Мне сегодня недосуг!

Меду хочется поесть,

В улей надобно залезть.

Да… А зверь-то твой храпит.

Видно, очень крепко спит!

Ладно, братец мой, прощай,

Не грусти и не скучай!

Сказочник. Снова в одиночестве остался Барсучишка. Вот и думает…

-Кто же сможет мне помочь?

-Кто прогонит зверя прочь?

Сказочник. А кто появится следующим в сказке? Давайте выполним задание в группах.

ЗАДАНИЕ. Детям предлагается выполнить из природного материала ЛИСУ.

ФО.

Сказочник.

В это время на опушку

Вышла Лисонька-подружка.

Глянь, повесила монисто,

Распустила хвост пушистый.

Сказочник. Вспомните названия сказок с участием Лисы. Чем славится Лиса в русских народных сказках? (Хитростью)

ЛИСА

Здравствуй, милый друг Барсук!

У тебя какой недуг?

Отвечай на мой вопрос:

Голова болит аль нос?

Или курточку порвал?

Иль расческу потерял?

БАРСУЧОК

Голова цела и нос…

Испугался я всерьез!

Страшный зверь в норе сидит.

Слышишь, громко он храпит?

Полезай-ка, посмотри,

Кто же там сидит внутри?

Сказочник. Но и Лиса не захотела помочь нашему бедняге – Барсуку.

ЛИСА

— Что ты, милый друг Барсук,

Мне сегодня недосуг!

Хвост расчесывать бегу,

Извини, не помогу.

Вдруг придется наклоняться?

Шуба может замараться!

До свиданья, мой дружок,

Симпатичный Барсучок!

Сказочник. Еще больше опечалился Барсучишка.

– Кто же сможет мне помочь?

-Кто прогонит зверя прочь?

БАРСУЧОК

Что в норе шуршит теперь?

Ой, проснулся страшный зверь!

Кто за хвостик потянул?

Помогите! Караул!

Сказочник. И тут из норки выскакивает… Ни за что не догадаетесь! А чтобы догадаться, выполним задание. Выложим зверя из деталей (при помощи геометрических фигур).

Какова основная черта характера Зайца в русских народных сказках? (Трусливость)

ЗАЯЦ

— Ты чего кричишь, сосед?

Как твои дела? Привет!

Хороша твоя нора,

Я бы спал в ней до утра!

По лесу вчера гулял,

У тебя заночевал.

Ну а ты всю ночь, где был?

БАРСУЧОК

— В гости к тетушке ходил.

Подхожу к норе — следы…

Вот так не было беды!

Кто-то чавкает, храпит…

Думал, зверь большущий спит!

Испугался я, поверь!

Ты храпел, как страшный зверь!

ЗАЯЦ

— Эх, на радостях вдвоем

Мы сейчас чайку попьем.

Сказочник. Чай они с малиной пили,

Волка тоже пригласили,

Пригласили и Медведя,

Все же с ним они соседи.

Прибежала и Лисица:

Ей бы только веселиться.

Барсучок потом смеялся,

Что Зайчишку испугался.

Сказочник.

Вот так-то бывает… Недаром в пословице говорится… А что в ней говорится, расшифруйте сами. У страха глаза велики.

ФО.

Итог занятия. Рефлексия «Ягодка малинка»