Факультативный курс для учащихся 2 класса «Читаем с интересом»


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. НУР-СУЛТАН

«Smart technolodicai school»

Ткаченко Надежда

Васильевна учитель начальных классов

город Нур-Султан

Пояснительная записка

Чтение- главная потребность в начальной школе. Именно читательские навыки закладывают в учащихся интеллектуальный, речевой, духовно-нравственный запас развития умений и знаний младших школьников.

Казахская мудрость гласит: «Кітап – оқығандікі, білім тоқығандікі» (Книги читать – знаниями насыщаться). 

Факультатив «Читаем с интересом» Факультатив включает в себя множество отечественных произведений с заданиями креативного характера. Что позволяет формировать у учащихся патриотические и нравственные качества и развивает критическое мышление. Это имеет большое значение для формирования познавательных мотивов как основы учебной деятельности и формирование читательской компетентности учащихся, которая составляет основу умения учиться.

Актуальность

В современном мире очень много дополнительной различной литературы, но именно произведений с отечественными авторами немного. Данный курс позволяет учащимся изучить отечественные произведения, согласно возрастным особенностям, которые в свою очередь подразумевают изучение истории и культуры казахского народа. На каждом уроке  ученики развивают не только духовные ценности, нравственные качества и любовь к литературе, но и знакомятся с  различными современными приёмами работы над текстом, развивают читательские, логические, творческие и креативные навыки.

Цель курса –  воспитание  грамотной, креативной личности на основе отечественной и зарубежной литературы. Привитие заинтересованности и любви к особенностям казахской литературы, ее ценностям, а также воспитание в себе таких качеств как: креативность, любознательность, умение анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать себя и быть конкурентно-способным в современном мире.

Задачи курса:

1. расширение знаний детей о культуре казахского народа, внутреннем мире человека, нравственных ценностях и человеческих отношений;

2.  привитие интереса и любви к отечественным произведениям, посредством изучения различных жанров литературы;

3. развитие творческого и конкуретно-способного мышления с помощью современных  приёмов работы над текстом; развивать умение анализировать сравнивать, синтезировать,  оценивать поступки героев и проводить самооценку себя после каждого занятия.

Создание ситуаций успеха и активного поиска, возможности сделать собственное «открытие», овладеть навыками размышления и способности находить различные варианты решений.

Место факультатива в учебном плане

Программа рассчитана на учащихся 2 класса, занятия проводятся один раз в неделю, 36 занятий в год.

Для успешности проведения занятий используются СОТ (современные образовательные технологии), приёмы критического мышления.

Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: тематика произведений отражает реальные потребности учащихся, содержит познавательную информацию, способную развитию креативных качеств личности.

Ожидаемые результаты:

  • формирование любознательности и интереса к зарубежной и отечественной литературе;
  •  развитие читательских навыков, целеустремленности, самостоятельности суждений, критического мышления;
  • воспитание чувства справедливости, нравственности, нестандартного мышления на основе произведений;
  • умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выражать и отстаивать своё мнение, прогнозировать содержание произведения.

Универсальные учебные действия

Прогнозировать, бегло читать анализировать произведения.

Развивать в себе навыки выразительного чтения.

Сравнивать поступки героев, давать им оценку.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм мероприятия, праздника, события.

Включаться в парную и групповую работу. Принимать участие в обсуждении произведения.

Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов, аргументировать и высказывать своё мнение.

Уметь спокойно воспринимать критику одноклассников, учитывать различные мнения.

Находить различные решения при анализе ситуаций в произведении.

Уметь давать оценку себе и своим товарищам в работе на уроке (рефлексия).

Уметь сочинять (загадки, сказки, стихотворения, эссе) по заданному алгоритму, задавать открытые и закрытые вопросы.

Находить в тексте ключевые слова.

Форма организации обучения.

ЭССЕ-рассуждение, загадка ( сказка, стихотворение) по алгоритму, Приём «Синквейн», характеритика героя по заданному алгоритму, приём «Весы правосудия», приём « Мысли по шаблону», приём «Эмоции герою», приём «Эмоции герою», приём «Кластер», открытые и закрытые вопросы, работа над выразительностью чтения. Приём «Кольца ВЕННА», приём «Цепочка событий», прием «Воздушный шар», приём «Дополни», приём «Лестница», приём «Отпечатки и следы», моделирование, приём “Встреча с героем, приём «Письмо главному герою», прием «Развернутая оценка», приём «Послушать – сговориться – обсудить», приём «Моя реклама».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

2 класс

Народная мудрость (9 ч)

Тема 1. Народный фольклор. Пословицы и поговорки.

Знакомство с пословицами, поговорками. ЭССЕ-рассуждение.

Тема 2-3.  Казахский фольклор. Загадки, игры.

Учимся придумывать свои загадки. Учащийся по алгоритму придумывает загадку.

Тема 4. Сказки народов мира. «Волк и лошадь» Немецкая сказка, «Каша из топора» Русская народная сказка.

Приём «Синквейн». Ученик составляет пятистишье понравившегося героя.

Тема 5. Волшебные сказки. Казахская народная сказка «Три брата».

Характеристика героя по алгоритму.

Тема 6. Бытовые сказки. Казахская народная сказка «Старик и его дочка».

Приём «Весы правосудия». Ученик называет положительные и отрицательные качества героя, которые помогли ему.

Тема 7. Сказки о животных. «Воробей и лиса» Болгарская сказка.

Приём « Мысли по шаблону». Ученик записывает мысли, поступки и отношение героя.

Тема 8. Казахские народные сказки. Казахская народная сказка «Алдар Косе и скупой друг».

Приём «Эмоции герою». Учащийся даёт характеристику героям сказки с помощью смайлика.

Тема 9. Казахские народные сказки. Казахская народная сказка «Находчивый Жиренше».

Приём «Кластер». Ученик составляет кластер «Чему я научился у главного героя?»

Тема 10. Творческая деятельность «Сочини сказку сам».

Сочинение сказки по алгоритму.

Легенды народа. (2 ч)

Тема 11. Знакомство с легендой. «Легенда о Боровом»

Знакомство с легендой. Придумать 5 вопросов.

Тема 12. Легенды «Балхаш – озеро любви», «Маркакколь».

Знакомство с легендами. Написать свою легенду об известном месте в Казахстане.

Родина моя – Казахстан. ( 3 ч )

Тема 13. Стихи о Родине. Виктория Запуниди «Родина моя Казахстан», Музафар Алимбаев «Лишь одна мне Отчизна дана»

Работа над выразительностью чтения. Приём «Кольца ВЕННА»

Тема 14. Творческая деятельность. Сочинение стихотворений .

Сочинение стихотворений по алгоритму.

Тема 15. Конкурс стихотворений о Родине. Выразительное чтение стихотворений.

Рассказы о животных и природе. ( 7 ч)

Тема 16.  Рассказы о животных и природе. Михаил Пришвин «Гости».

Приём «Цепочка событий»

Тема 17-18. Рассказы о животных и природе. Виталий Бианки «Как Муравьишка домой спешил»

Прием «Воздушный шар». Анализ текста по вопросам.

Тема 19. Лев Толстой «Птичка» Быль.

Приём «Дополни». Учащиеся по определенным вопросам дополняют запись в учебнике.

Тема 20. Рассказы о животных и природе. Ыбырай Алтынсарин «Чистый родник».

Приём «Мои мысли». Учащийся размышляет о мыслях, которые его посещали во время чтения произведения.

Тема 21. Рассказы о животных и природе. Ыбырай Алтынсарин «Воробей, паук и ласточка», «Садовые деревья».

Приём «Лестница». Напиши какие качества ты бы хотел в себе воспитать.

Тема 22. Рассказы о животных и природе. Утебай Турманжанов «Хромой скворец».

Учащийся придумывает продолжение рассказа, потом сопоставляет с электронной версией произведения.

Тема 23. Рассказы о животных и природе. Сапаргали Бегалин «Ёж Есена».

Приём «Синквейн» . Учащийся составляет пятистишье о главном герое произведения.

Поэзия. (3 ч)

Тема 24. Стихотворения о маме. Утебай Турманжанов «Маме».

Приём «Отпечатки и следы» . Учащийся на шаблонах-следах описывает внешность и характер мамы.    

Тема 25.  Стихи о весне. A. H. Плещеев «Весна», А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле», С. Михалков «Скворец»

Учащиеся учатся читать стихотворение выразительно, затем по критериям оценивают своё чтение.

Тема 26. Сакен Сейфуллин «Новый год». Знакомство с традициями, играми.

Моделирование праздника Наурыз.

Отвага и мудрость. ( ч)

Тема 27. Герои нашей страны. Токтар Аубакиров, Талгат Мусабаев.

Знакомство с космонавтами Казахстана – Токтар Аубакиров, Талгат Мусабаев

Приём “Встреча с героем.” Учащийся придумывает два вопроса герою и предполагает что герой ответит ему.

Тема 28. Притчи. Притча «Разум, Наука и Счастье».

Учащийся изображает на бумаге Разум, Науку и Счастье.

Тема 29. Притча «Поющая речка».

Мини-эссе. Чему научила меня прочитанная притча.

Тема 30. Рассказ «Ссора с отцом» Джумагельдинова Д.Т.

Приём «Письмо главному герою». Учащийся пишет письмо главному герою, даёт совет.

Тема 31. Рассказ  «Как я стал кататься на велосипеде» Джумагельдинова Д.Т.

Характеристика главного героя по алгоритму.

Тема 32. Мы чтим память наших героев. Стихи. «Приходят к дедушке друзья»,  «Рассказ ветерана» Владимир Степанов.

Выразительное чтение стихотворений. Учащийся готовит заранее рассказ о дедушке и представляет его всему классу.

Тема 33.  Стихотворение «Лето» Абай Кунанбаев.

Выразительное чтение стихотворения. Рисунок к прочитанному.

Тема 34. Расказы В. Осеевой «Печенье», «Сыновья», «До первого дождя».

Прием «Развернутая оценка». Учащийся выбирает одного героя и даёт ему «оценку» (своё отношению к герою)

Тема 35. Бердибек Сокпакбаев «Меня зовут Кожа»

Приём «Послушать – сговориться – обсудить».           Учащийся пишет 3 ключевых слова, относящихся к теме урока. Затем показывает их соседу по парте, после за 1 минуту из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу. Доказать, что они отображают тему и главную мысль произведения.

Тема 36. Реклама любимой книги .

Приём «Моя реклама». Учащийся по алгоритму рекламирует прочитанную книгу.

[embeddoc url=”http://oqu-zaman.kz/wp-content/uploads/2022/09/программа-по-литературе-для-2-класс-Автосохраненный.docx” download=”all” viewer=”microsoft”]