Методический доклад «О развитии навыков работы над полифонией в классе аккордеона»


Ликарь Фаина Акрамовна

педагог по классу аккордеона КГКП «Иртышская детская школа искусств»

Методический доклад

«О РАЗВИТИИ  НАВЫКОВ  РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ   В КЛАССЕ  АККОРДЕОНА».

  Работа над полифонией является  очень важной областью  исполнительского искусства на аккордеоне. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всём протяжении  обучения.

  Ученик должен начинать знакомство с полифонией с первых лет занятий, так как в старших классах он приобретает определённые навыки работы. Исполняя полифоническую музыку, учащийся должен слышать наличие  нескольких одновременно звучащих и развивающихся мелодических линий, вести каждый голос в отдельности и всю совокупность голосов в их взаимосвязи. Забота о точности голосоведения  заставляет с особым вниманием относиться к  аппликатуре. Её специфичность в полифоническом произведении- частые подмены для выдерживания голосов, перекладывания.

 Поначалу это иногда трудно, но при совместном обсуждении сыграть оптимальный вариант и за тем использовать его в дальнейшей работе.

    Следующий немаловажный аспект: необходимо чувствовать и понимать выразительность каждого голоса  при их совместном звучании. Ученику должно быть известно, что в разных голосах в соответствии с их выразительным смыслом и мелодическим рисунком -фразировка и характер звучания, штрихи чаще всего бывают различными. Это требует не только внимательного вслушивания, но и специальной работы. Ещё надо уметь играть на память каждый голос, что поможет его правильному слуховому восприятию и исполнению. Общее звучание поставит перед учеником задачу и тембрового выявления звуковой линии.

      В двухголосном сочинении надо серьёзно работать над каждым голосом: уметь вести его, ощущая направленность развития, хорошо интонировать и, разумеется, применять нужные штрихи.

      В многоголосных полифонических произведениях свою фразировку, штрихи, свою смысловую выразительность  сохраняют уже три или четыре голоса. К этой работе обычно педагоги подходят по- разному. Некоторые придерживаются  тех же требований, что и при изучении двухголосных сочинений, добиваясь, в частности, знания на память каждого голоса от начала и до конца произведения, но это не должно признаваться обязательным. Более приемлем следующий путь работы:

  1. Полезно побудить ученика слушать «разговор» голосов — это помогает  воспринимать и сохранять выразительные особенности каждого голоса при их общем ведении, а так же способствует тому, чтобы уловить вокально-речевые интонации, которые слышатся во многих полифонических произведениях.
  2. Большое внимание следует уделять напевности звучания отдельных голосов и выработке соответствующих навыков.

   Необходимо с самого начала представить себе его формулу, тему, характер, слышать все её проведения (где-то потребуется помощь педагога), в чём-то ученик разберётся сам.

  Ученику должно быть понятно, что в полифонии любая чисто механическая зубрёжка  является напрасной тратой времени: техника сидит не в пальцах, а в голове.

  Много внимания должен уделять преподаватель умению разбираться в нотной записи полифонической музыки, без этого навыка ученику очень трудно будет понять её своеобразный язык.

  Немаловажным достоинством педагога является умение ярко и образно раскрыть характер пьесы, с целью вызвать у ученика живую, эмоциональную реакцию, разбудить его фантазию и воображение.

           Я считаю, что полифоническая музыка является доступной и интересной для юных музыкантов, но опытным преподавателям  хорошо известна антипатия многих учащихся и не только начинающих к  полифонии,а причина этого- восприятие ими полифонических только лишь, как трудных и скучных упражнений на соединение различных движений в двух руках.

 Ученик полюбит полифонию  лишь тогда, когда она станет для него сочетанием выразительных мелодий певучего и танцевального склада, включающие в себя отдельные моменты многоголосия. Шедеврами пьес этого типа являются, например: менуэты, полонезы, марши из   «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И.С.Баха. В форме менуэта Бах выражал различные эмоциональные оттенки: жизнерадостность, задумчивость и печаль. В некоторых менуэтах жанровые черты танцевальности значительно смягчены. Верхний голос любого  из менуэтов отличается мелодической гибкостью, ритмическим разнообразием, чередованием различных штрихов. Нижний голос  в одних редакциях предлагается исполнить legato, в других- преимущественно non legato  и хотя он самостоятелен по выразительности, но линия  его—сдержанная и плавная.  Тщательное изучение  разнообразных по полифоническому складу пьес подготовит ученика к более сложной и развёрнутой полифонии.

    Недочёты в исполнении полифонической музыки, к сожалению, свойственны иногда учащимся. Причина подобных пробелов кроется большей частью в том, что педагог недостаточно обращал внимание своего воспитанника на содержательность и выразительность полифонических пьес, над которыми они работали ранее, не учил вникать в авторский замысел, понимать значение каждой линии,  а занимался с ним в основном вопросами технологии их исполнения.

          В заключении хочется сказать: подбирайте репертуар наиболее доступный для ученика, составляющий   для начала лёгкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные содержанию. Нужно рассказать ученику о том, как исполнять эти песни в народе, например: начинал песню запевала, затем подхватывал хор, варьируя ту же мелодию или разделив роли: ученик играет партию запевалы, а преподаватель, на другом инструменте (аккордеоне) «изображает» хор, который подхватывает мелодию запева, затем роли меняются, поверьте, ребёнок обязательно полюбит полифоническую музыку и с большим удовольствием будет  её исполнять.