Методический доклад «О развитии навыков работы над полифонией в классе аккордеона»
Ликарь Фаина Акрамовна
педагог по классу аккордеона КГКП «Иртышская детская школа искусств»
Методический доклад
«О РАЗВИТИИ НАВЫКОВ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА».
Работа над полифонией является очень важной областью исполнительского искусства на аккордеоне. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всём протяжении обучения.
Ученик должен начинать знакомство с полифонией с первых лет занятий, так как в старших классах он приобретает определённые навыки работы. Исполняя полифоническую музыку, учащийся должен слышать наличие нескольких одновременно звучащих и развивающихся мелодических линий, вести каждый голос в отдельности и всю совокупность голосов в их взаимосвязи. Забота о точности голосоведения заставляет с особым вниманием относиться к аппликатуре. Её специфичность в полифоническом произведении- частые подмены для выдерживания голосов, перекладывания.
Поначалу это иногда трудно, но при совместном обсуждении сыграть оптимальный вариант и за тем использовать его в дальнейшей работе.
Следующий немаловажный аспект: необходимо чувствовать и понимать выразительность каждого голоса при их совместном звучании. Ученику должно быть известно, что в разных голосах в соответствии с их выразительным смыслом и мелодическим рисунком -фразировка и характер звучания, штрихи чаще всего бывают различными. Это требует не только внимательного вслушивания, но и специальной работы. Ещё надо уметь играть на память каждый голос, что поможет его правильному слуховому восприятию и исполнению. Общее звучание поставит перед учеником задачу и тембрового выявления звуковой линии.
В двухголосном сочинении надо серьёзно работать над каждым голосом: уметь вести его, ощущая направленность развития, хорошо интонировать и, разумеется, применять нужные штрихи.
В многоголосных полифонических произведениях свою фразировку, штрихи, свою смысловую выразительность сохраняют уже три или четыре голоса. К этой работе обычно педагоги подходят по- разному. Некоторые придерживаются тех же требований, что и при изучении двухголосных сочинений, добиваясь, в частности, знания на память каждого голоса от начала и до конца произведения, но это не должно признаваться обязательным. Более приемлем следующий путь работы:
- Полезно побудить ученика слушать «разговор» голосов — это помогает воспринимать и сохранять выразительные особенности каждого голоса при их общем ведении, а так же способствует тому, чтобы уловить вокально-речевые интонации, которые слышатся во многих полифонических произведениях.
- Большое внимание следует уделять напевности звучания отдельных голосов и выработке соответствующих навыков.
Необходимо с самого начала представить себе его формулу, тему, характер, слышать все её проведения (где-то потребуется помощь педагога), в чём-то ученик разберётся сам.
Ученику должно быть понятно, что в полифонии любая чисто механическая зубрёжка является напрасной тратой времени: техника сидит не в пальцах, а в голове.
Много внимания должен уделять преподаватель умению разбираться в нотной записи полифонической музыки, без этого навыка ученику очень трудно будет понять её своеобразный язык.
Немаловажным достоинством педагога является умение ярко и образно раскрыть характер пьесы, с целью вызвать у ученика живую, эмоциональную реакцию, разбудить его фантазию и воображение.
Я считаю, что полифоническая музыка является доступной и интересной для юных музыкантов, но опытным преподавателям хорошо известна антипатия многих учащихся и не только начинающих к полифонии,а причина этого- восприятие ими полифонических только лишь, как трудных и скучных упражнений на соединение различных движений в двух руках.
Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него сочетанием выразительных мелодий певучего и танцевального склада, включающие в себя отдельные моменты многоголосия. Шедеврами пьес этого типа являются, например: менуэты, полонезы, марши из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И.С.Баха. В форме менуэта Бах выражал различные эмоциональные оттенки: жизнерадостность, задумчивость и печаль. В некоторых менуэтах жанровые черты танцевальности значительно смягчены. Верхний голос любого из менуэтов отличается мелодической гибкостью, ритмическим разнообразием, чередованием различных штрихов. Нижний голос в одних редакциях предлагается исполнить legato, в других- преимущественно non legato и хотя он самостоятелен по выразительности, но линия его—сдержанная и плавная. Тщательное изучение разнообразных по полифоническому складу пьес подготовит ученика к более сложной и развёрнутой полифонии.
Недочёты в исполнении полифонической музыки, к сожалению, свойственны иногда учащимся. Причина подобных пробелов кроется большей частью в том, что педагог недостаточно обращал внимание своего воспитанника на содержательность и выразительность полифонических пьес, над которыми они работали ранее, не учил вникать в авторский замысел, понимать значение каждой линии, а занимался с ним в основном вопросами технологии их исполнения.
В заключении хочется сказать: подбирайте репертуар наиболее доступный для ученика, составляющий для начала лёгкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные содержанию. Нужно рассказать ученику о том, как исполнять эти песни в народе, например: начинал песню запевала, затем подхватывал хор, варьируя ту же мелодию или разделив роли: ученик играет партию запевалы, а преподаватель, на другом инструменте (аккордеоне) «изображает» хор, который подхватывает мелодию запева, затем роли меняются, поверьте, ребёнок обязательно полюбит полифоническую музыку и с большим удовольствием будет её исполнять.