Урок-игра «Кирпичная кладка»


Мухаметжанова  Анар Айдархановна

преподаватель специальных дисциплин КГУ «Шемонаихинский колледж» УО ВКО

Министерства образования и науки Республики Казахстан

КГУ «Шемонаихинский колледж » УО ВКО

Методическая разработка урока- игры «Кирпичная кладка»

Специальность: 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и

сооружений»

     Квалификация: 1401012 «Каменщик»

     Дисциплина: Специальная технология

     Преподаватель: Мухаметжанова Анар Айдархановна

Урок-игра «Кирпичная кладка»

Цели урока: 1.Обобщить и систематизировать знания и умения студентов по кирпичной кладке.

                       2. Развить способность мышления, умение анализировать, умение работать  в группе.

                       3. Воспитывать познавательный интерес, привить интерес к избранной профессии

Тип урока: повторительно – обобщающий урок (подготовка к зачету)

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: строительное черчение, материаловедение, производственное обучение.

Материальное оснащение урока:

-Интерактивная доска, презентация с заданиями

 – карточки со схемами  кладки углов и ограничений стен по однорядной и многорядной системе перевязки швов;

– муляжи кирпичей (деревянные);

-мини плакаты;

-конспект урока;

– карточки – задания, тестовые задания

Ход урока:

  1. Организационный этап (2-3 мин.)
  2. Проверка готовности студентов к уроку
  3. Деление студентов на бригады
  4. Взаимное приветствие и создание положительного психологического настроя на урок «Теплые пожелания»
  5. Основная часть:
  6.  Подготовка строительной площадки под строительство (5-8 мин.)

Преподаватель:. каждая из бригад к концу урока должны построить дом. Для этого, отвечая на вопросы  и выполняя упражнения, собирают  элементы конструкции дома. Это фундаментные блоки, кирпичики для кладки стен, плиты перекрытия, кровля. (Название групп?)

1- этап: Закладка фундамента (в работе участвует вся бригада).

В фундамент закладывается по три бетонных блока. Бригадир берет  три блока с теоретическими вопросами.

Вопросы для 1-ой бригады:

1. Назовите виды неполномерного кирпича.

2. Что такое каменная кладка?

3. Для чего служит швабровка?

4. Техника безопасности-обязанности каменщика перед началом кладки

5. Какой ширины должна быть рабочая зона при организации рабочего места

 для выполнения каменных работ.

6. Каким способом ведут кладку стен по однорядной системе перевязки швов.

7. Что называют верстами кладки?

8. Какая толщина горизонтального шва?

9. Техника безопасности по окончании работ в учебных мастерских.

10. Назовите правильный размер кирпича.

11. Назовите первое правило разрезки.

12. Каким контрольно-измерительным прибором пользуется каменщик для

определения вертикальности кладки?

13. Назовите грани кирпича.

14. Назовите инструменты каменщика для выполнения кирпичной кладки.

Вопросы для 2-ой бригады:

1. Назовите способы кладки кирпича.

2. Какой ширины должна быть гряда раствора под тычковый ряд кладки?

3. Что такое система перевязки?

4. Назовите контрольно-измерительные инструменты.

5. Какая толщина вертикального шва?

6. Как называют порядок в чередовании тычковых и ложковых рядов?

7. Какая должна быть специальная одежда у каменщика?

8. Какое из правил разрезки кладки определяет необходимость перевязки швов?

9. Что называют забуткой?

10. Как называется грань кирпича, которой кладут на раствор?

11. Техника безопасности в процессе кладки в учебных мастерских.

12. Какая толщина стены в мм, если вели кладку в 2,5 кирпича?

13. Назовите системы перевязки швов в кладке.

14. Как называют вертикальные конструкции, опирающие на перекрытия и разделяющие на помещения?

Замечание: если бригада не отвечает на вопрос – преподаватель объявляет изделие браком и это изделие может забирать вторая бригада, отвечая на вопросы, заработав дополнительные средства на постройку своего дома.

2- этап: Возведение стен.  Каждой бригаде выдается 10 кирпичей – заданий. 5 вариантов карточки – задании по 2 вопроса. Работает вся бригада. Отвечает каждый один из бригад.

Карточки – задания для первой бригады.

I вариант. КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ. «Отработка приёмов укладки кирпича вприжим»

I. Опишите порядок укладки кирпича в пустом столбце  таблицы, показанном на рис. (а, б)

Приём укладки кирпича способом вприжим

Наименование Порядок укладки Эскиз
Вприжим — Готовится постель для 3-4 кирпичей — Ребром кельмы подгребается часть раствора с верха постели и прижимают к вертикальной грани уложенного кирпича (рис. а)     — Левой рукой укладывают кирпич и прижимают его к вертикальной грани одновременно извлекая кельму (рис. б) — Осаживают и подрезают раствор рис. а   рис. Б  

       II. Внимательно прочитайте вопрос, правильный ответ отметьте знаком +

1. Каким способом выкладывают стены из кирпича на жестком растворе с полным заполнением и расшивкой швов:
Вариант ответа: а) вприжим  
              б) вприсык  
              в) вприсык с подрезкой раствора  
              г) вполуприсык  
2. Способом вприжим раствор расстилают с отступом от лица стены на:
Вариант ответа: а) 8-10 мм  
              б) 10-15 мм  
              в) 15-20 мм  
              г) 20-25 мм  
3. Кладку способом вприжим ведут на:
Вариант ответа: а) жёстком растворе  
              б) пластичном растворе  
              в) гипсовом растворе  
              г) цементно-известковом растворе  

Карточки – задания для второй бригады.

I вариант:  КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ. «Отработка приёмов укладки кирпича вприсык с подрезкой раствора»

I. Опишите порядок укладки кирпича в пустом столбце  таблицы, показанном на рис.(а, б, в)

Приём укладки кирпича способом вприсык с подрезкой раствора

Наименование Порядок укладки Эскиз
Вприсык с подрезкой раствора — Подгребается раствор передней гранью кирпича для образования вертикального шва (рис. а)     — Прижимается кирпич к ранее уложенным (рис. б)       — Осаживается кирпич с одновременной подрезкой раствора (рис. в) рис. а рис. б рис. в

 II. Внимательно прочитайте вопрос, правильный ответ отметьте знаком +

1. Какой способ применяют при возведении стен с полным заполнением горизонтальных и вертикальных швов и с расшивкой швов:
Вариант ответа: а) вприжим  
              б) вприсык  
              в) вприсык с подрезкой раствора  
              г) вполуприсык  
2. Какова осадка конуса при укладке кирпича способом вприсык с подрезкой раствора:
Вариант ответа: а) 7-9 см  
              б) 10-12 см  
              в) 12-13 см  
              г) 13-14 см  
3. Способом вприсык с подрезкой раствора раствор расстилают с отступом от лица стены на:
Вариант ответа: а) 8-10 мм  
              б) 10-15 мм  
              в) 15-20 мм  
              г) 20-25 мм  

Карточки – задания для первой бригады.

2 вариант.    КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ «Порядный способ»

I. Продолжить предложения

Последовательность укладки рядов кирпича можно выполнить:

однорядным способом, когда сначала выкладывают наружную версту, затем внутреннюю, после чего укладывают забутку.

двухрядным способом,при котором вначале выкладывают наружную тычковую и ложковую вёрсты, а затем два ряда внутренней версты и забутки.

Карточки – задания для второй бригады.

2. Назвать преимущества и недостатки этих способов.

однорядный способ……

двухрядным способом.

Карточки – задания для первой бригады.

Заполнить схему, пронумеровав ряды укладки кирпича при:

а) однорядном способе

б) двухрядном (порядном) способе

а)                         б)                    
8                       7                  
6 7     6 8
3 5 4     2 5 4
1 2     1 3

Карточки – задания для второй  бригады.

I. Опишите порядок укладки кирпича в пустом столбце  таблицы, показанном на рис. а.

Приём укладки кирпича способом вполуприсык

Наименование Порядок укладки Эскиз
Вполуприсык — Расстилается раствор — Кладку ведут обеими руками, подгребая раствор ребрами кирпичей с частичным заполнением вертикальных швов (рис. а) — Осаживают кирпич вровень с верстовыми рядами рис. а

Карточки – задания для первой бригады.

Контрольные задания

I. В стенах с нечётным числом полукирпичей по толщине при однорядной (цепной) системе 
перевязки швов:
1. Наружная верста 1-го ряда а) выкладывается тычками
2. Внутренняя верста 1-го ряда б) выкладывается ложками
3. Забутка 1-го и 2-го ряда а) выкладывается тычками, в) иногда отсутствует
4. Наружная верста 2-го ряда б) выкладывается ложками
5. Внутренняя верста 1-го ряда а) выкладывается тычками
II. В стенах с чётным числом полукирпичей по толщине при однорядной (цепной) системе 
перевязки швов:
1. Наружная верста 1-го ряда б) выкладывается ложками
2. Внутренняя верста 1-го ряда б) выкладывается ложками,в) иногда отсутствует
3. Забутка в 1-м и 2-м ряда б) выкладывается ложками,в) иногда отсутствует
4. Наружная верста 2-го ряда а) выкладывается тычками
5. Внутренняя верста 1-го ряда а) выкладывается тычками

Карточки – задания для второй бригады.

 Контрольные задания

I. Указать способы укладки кирпича при выполнении:
1. Наружной тычковой версты с полным заполнением швов а) вприжим, в) вприсык с
подрезкой раствора
2. Наружной ложковой версты с полным заполнением швов а) вприжим, в) вприсык с
подрезкой раствора
3. Внутренней ложковой или тычковой версты с неполным заполнением швов б) вприсык
4. Забутки г) вполуприсык
II. Указать операции, выполняемые при кладке способом:
1. Вприжим а) подготовка растворной постели, б) подгребание раствора кельмой для
заполнения вертикального шва и укладка кирпича, г) осаживание уложенного ряда, д) подрезка
кельмой излишков раствора
2. Вприсык а) подготовка растворной постели, в) подгребание раствора гранью кирпича для
заполнения вертикального шва и укладка кирпича
3. Вприсык с подрезкой раствора а) подготовка растворной постели, в) подгребание раствора
гранью кирпича для заполнения вертикального шва и укладка кирпича, г) осаживание
уложенного ряда, д) подрезка кельмой излишков раствора

3- этап.  Монтаж панелей перекрытия.

Карточка- задание 1-ой бригаде
  Заполните схему «Классификация строительных растворов». В пустых прямоугольниках напишите, как классифицируют строительные растворы по указанным признакам.
                    Строительные растворы                  
                                                           
                                                           
  Классифицируют по   По основному назначению   По применяемым вяжущим   По средней плотности
                                                           
                                       

КАРТОЧКА ЗАДАНИЕ  2 бригаде.    Заполните схему «Системы перевязок». В пустых прямоугольниках напишите   виды перевязок и последовательность.

4- этап. Возведение кровли. Формирование  навыков умственного труда.

Задания для бригад состоят из следующих видов работ:

 № 1 задание. Кладка углов по многорядной системе перевязки в 1 кирпича.

№ 2 задание. Кладка углов по многорядной системе перевязки в 1,5 кирпича.

№ 3 задание. Кладка углов по однорядной системе перевязки в 1 кирпича.

№ 4 задание. Кладка углов по однорядной системе перевязки в 1,5 кирпича.

Бригадир вытягивает жетон из пакета с номером задания, и начинают кладку с макетами кирпича на парте.

  1. Подведение итогов урока.

1.Рефлексия в конце урока: прием «Свободный микрофон» (как бы ты оценил результаты своей работы на уроке) :

            1. Все понял, могу объяснить этот материал другому. (5 баллов);

            2. Я сам все понял, но объяснять другому не берусь (4 балла);

            3. Для полного понимания мне нужно повторить тему (3 балла);

            4. Я ничего не понял (0 баллов).

2. Выставление оценок за урок

3. Домашнее задание: Начертить схему кладки угла по многорядной системе перевязки в 2,5 кирпича.