АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Учимся понимать текст»


Аубакирова К. Е., Сапакова Ж.М. – учитель русского языка и литературы КГУ « ООШ №1 им. Ш. Уалиханова»

Пояснительная записка.

Успешное овладение знаниями в общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “ Учимся понимать текст ”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “ Учимся понимать текст ”.

Новизна программы

Программа создана на базе основного курса русского языка для начальной школы. Программа и курс ориентирован на 1 учебный год (34ч.) в неделю 1 час для школьников. Используется материал повышенного уровня, а также — упражнения и задания познавательных, занимательных книг, литература по подготовке школьников к олимпиадам по русскому языку. Каждая ступень реализует данную программу на более высоком уровне и формирует целостное представление о языке, его основах, культуре, музыке и правилам. Подробнее содержание занятий раскрывается в тематическом планировании и методическом пособии для учителя.

Актуальность программы.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “ Учимся понимать текст ” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Содержание и методы обучения “ Учимся понимать текст ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Формы проведения занятий:

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, физкультминуток, рифмовок, считалок, ребусов, кроссвордов, головоломок, грамматических сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Ожидаемые результаты.

Реализация курса «Занимательной грамматики» содействует повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также способствует:

  • формированию эффективной речевой деятельности;
  • формированию ключевых компетентностей через изучение русского языка на повышенном (творческом) уровне ;
  • подготовке обучающихся к теоретическому мышлению, необходимому в основной школе;
  • созданию активной среды по работе с талантливыми детьми;
  • применению полученных знаний и умений в практической деятельности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу

Обучающиеся должны знать:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.
  • Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола)
  • Состав слова (корень, суффикс, приставка, окончание)
  • Лексическое значение слов; антонимы и синонимы.

Обучающиеся должны уметь:

  • Разбирать слова по составу.
  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
  • Различать части речи по грамматическим признакам.
  • Использовать в речи синонимы и антонимы
  • Группировать и подбирать слова на определенные правила.
  • Составлять рассказы по картинке.
  • Разгадывать кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы, головоломки.

Подробнее…