«Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр»


Петрова Наталия Ивановна

инструктор физкультуры ГККП «Детский сад №6 «Мерей» п. Шантобе при ОО по г. Степногорск  управления образования Акмолинской области

ГККП «Детский сад №6 «Мерей» п. Шантобе  при ОО по г. Степногорск

управления образования Акмолинской области      

Авторская программа

«Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр»

Содержание:

         «Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр» для средней группы (дети 3-4 лет) 3
         «Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр» для средней группы (дети 3-4 лет) 9
         «Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр» для средней группы (дети 3-4 лет) 15

 «Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр»

для средней группы (дети 3-4 лет)

Актуальность.

Национальные подвижные игры благотворно влияют на центральную нервную систему младших дошкольников. Благодаря систематическим занятиям подвижными играми у детей совершенствуется телосложение, корректируется осанка, вытягивается позвоночник, тело становится ровным, стройным.

Необходимо также отметить, что казахские национальные подвижные игры оказывают влияние на течение нервных процессов, определяющих способность быстрых движений дошкольников в ответ на меняющиеся в игре сигналы, в результате чего достигается пластичность двигательных реакций, составляющих основу качества ловкости.

Проблема: Здоровьесберегающие технологии активно применяются в детских садах, но очень мало уделяют внимание именно казахским национальным играм. Дети не знают казахских национальных игр, соответственно не играют в них. Казахские национальные игры дают широкие возможности патриотического и интернационального воспитания поколения, так же формируют отличные физические качества, которыми обладали батыры.

Цель: ознакомление детей с казахскими народными играми, развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость, воспитание патриотизма.

Ожидаемые результаты:

  • Обновление материально-технической базы;
  • Повышение компетенции педагога по данной проблеме;
  • Дети в течение года изучат не менее 9 игр, будут знать правила и играть в свободное время в данные игры.

Паспорт программы

Наименование «Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр»
Тип программы Познавательно-игровая
Организация   ГККП «Детский сад №6 «Мерей» п. Шантобе при ОО по г. Степногорск  управления образования Акмолинской области
Разработчик программы Петрова Н.И.
Цель ознакомление детей с казахскими народными играми, развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость, воспитание патриотизма.  
Задачи Познакомить детей с казахскими национальными играми; Развивать физические качества детей; Формировать привычку ЗОЖ; Воспитывать коллективизм и патриотизм.
Срок реализации 1 год
Участники Дети  3-4 лет Воспитатели Родители
Обеспечение Материально – техническое: Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер. Оборудование для игр Учебно-методическое: Картотеки с играми
Трансляция Ватсап чат с родителями и педагогами
Продукты реализации программы 1.Картотека дидактических игр 2.Альбом «Казахские национальные игры» 3.Консультация для родителей «Развитие физических качеств через казахские национальные игры»

Основные этапы реализации программы:

Планируемая работа Ожидаемый результат Сроки
                                            1 этап – подготовительный Цель: самосовершенствование по данной теме.
Диагностирование детей через наблюдение, беседу Составление перспективного    плана по реализации проекта. Подбор игр Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды. Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. Будет создана позитивная работа с родителями. Первый этап
                                           2 этап – практический Цель: реализация проекта в образовательную практику.
Еженедельная работа с детьми: 1.Рассказ воспитателя об игре, показ иллюстраций; 2.Знакомство с правилами игры; 3.Применение игр на занятиях физической культуры; 4.Организация игр на прогулке   У детей будет сформирован интерес к казахским народным играм.   Родители станут участниками образовательного процесса. Второй этап
3 этап – заключительный Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.
Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта. Анкетирование и опрос детей и родителей. Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада. Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно- образовательном процессе     и превратится в повседневную необходимость. По итогам проекта на педагогическом совете, на родительском собрании.

Циклограмма программы

Еженедельно Раз в месяц Раз в квартал Раз в год
Организация игр на прогулке Показательная игра с участием родителей Организация встречи с родителями спортсменами 1.Экскурсия в спортивную школу 2.Спортивный досуг 3.Фотовыставка

Перспективное планирование реализации программы с детьми 3-4 лет

Рекомендации к проведению игр

1.Подготовить материально-техническую базу, по необходимости привлечь родителей;

2.Провести беседу об игре, показать иллюстрации, познакомить детей с правилами игры;

3.Организовать игру во время прогулки (не менее 2х раз в неделю, в месяц не менее 8 раз);

4.В конце месяца провести показательную игру с детьми и родителями;

5.Одна игра изучается месяц, обязательно повторяется иногда в других месяцах.

Название игры Цель Сроки
1 «Алысқа лақтыр» «Брось дальше»        развитие умения совершать броски на дальность. Обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. Сентябрь
2 «Жаяу көкпар» «Пеший кокпар»     Цель: развитие скоростных навыков, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма.   Октябрь
3 «Бәйге ат жарысы» «Конное состязание Байга»   Цель: развитие двигательных навыков: бег и прыжки, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма.   Ноябрь
4 «Туилген орамал» «Завязанный платок»   Цель: развитие навыка бросания и ловли предмета, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. Декабрь
5 «Октау тартыс» «Перетяни-ка»     Цель: развитие силовых качеств, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. Январь
6 «Соқыртеке»   Цель: развитие внимательности, двигательных навыков, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма.   Февраль
7 Болжау және қуып жету» «Угадай и догони»   Цель: развитие внимательности, двигательных навыков, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. Март
8 «Ат жарысы» «Скачки»   Цель: развитие навыков прыжка, развитие внимательности, двигательных навыков, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма.   Апрель
9 «Тышқандар мен мысық» «Мыши и кошка»   Цель: развитие навыка быстрого бега, развитие внимательности, двигательных навыков, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма.   Май
10 Спортивное развлечение  «Веселье на коктеу» создание позитивного настроения, показ знаний и умений        детей   май

Работа с родителями

Вид деятельности Сроки
1 Анкетирование сентябрь
2 Привлечение к созданию предметно-развивающей среды; в течение года
3 Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр октябрь
4 Консультирование на тему: «Развитие физических качеств через казахские национальные игры» ноябрь
5 Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр январь
6 Фотовыставка «Папа, мама, я – спортивная семья» февраль
7 Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр март
8 Экскурсия в спортивную школу, знакомство с тренером казахских национальных игр апрель
9 Совместный спортивный досуг «Веселье на коктеу» май

Список литературы:

1.  Узакбаева С., Айтпаева А. Казахские народные детские игры. — Алматы: Республ. издат. кабинет Казахской акаде­мии образования им. И.Алтынсарина, 2000. — 170 с.

2.    ТаникеевМ.Т. Мир народного спорта. — Алматы: Санат, 1998. — 318 с.

3.  Тотенаев Б.Т. Казахские национальные игры. — Алма-Ата: Казахстан, 1976. — 144 с.

4.    Сагындыков Е.А. Қазақтың ұлттық ойындары. — Алматы: Рауан, 2001. — 175 с.

 «Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр»

для старшей группы (дети 4-5 лет)

Актуальность.

Национальные подвижные игры благотворно влияют на центральную нервную систему младших дошкольников. Благодаря систематическим занятиям подвижными играми у детей совершенствуется телосложение, корректируется осанка, вытягивается позвоночник, тело становится ровным, стройным.

Необходимо также отметить, что казахские национальные подвижные игры оказывают влияние на течение нервных процессов, определяющих способность быстрых движений дошкольников в ответ на меняющиеся в игре сигналы, в результате чего достигается пластичность двигательных реакций, составляющих основу качества ловкости.

Проблема: Здоровьесберегающие технологии активно применяются в детских садах, но очень мало уделяют внимание именно казахским национальным играм. Дети не знают казахских национальных игр, соответственно не играют в них. Казахские национальные игры дают широкие возможности патриотического и интернационального воспитания поколения, так же формируют отличные физические качества, которыми обладали батыры.

Цель: ознакомление детей с казахскими народными играми, развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость, воспитание патриотизма.

Ожидаемые результаты:

  • Обновление материально-технической базы;
  • Повышение компетенции педагога по данной проблеме;
  • Дети в течении года изучат не менее 9 игр, будут знать правила и играть в свободное время в данные игры.

Паспорт программы

Наименование проекта «Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр»
Тип Познавательно-игровая
Организация   ГККП «Детский сад №6 «Мерей» п. Шантобе при ОО по г. Степногорск  управления образования Акмолинской области
Разработчик программы Петрова Н.И., инструктор ФК
Цель ознакомление детей с казахскими народными играми, развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость, воспитание патриотизма.  
Задачи Познакомить детей с казахскими национальными играми; Развивать физические качества детей; Формировать привычку ЗОЖ; Воспитывать коллективизм и патриотизм.
Срок реализации 1 год
Участники Дети 4-5 лет Воспитатели Родители
Обеспечение Материально – техническое: Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер. Оборудование для игр Учебно-методическое: Картотеки с играми
Трансляция Ватсап чат с родителями и педагогами
Продукты проекта 1.Картотека дидактических игр 2.Альбом «Казахские национальные игры» 3.Консультация для родителей «Развитие физических качеств через казахские национальные игры»

Основные этапы реализации проекта:

Планируемая работа Ожидаемый результат Сроки
                                            1 этап – подготовительный Цель: самосовершенствование по данной теме.
Диагностирование детей через наблюдение, беседу Составление перспективного    плана по реализации проекта. Подбор игр Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды. Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. Будет создана позитивная работа с родителями. Первый этап
                                           2 этап – практический Цель: реализация проекта в образовательную практику.
Еженедельная работа с детьми: 1.Рассказ воспитателя об игре, показ иллюстраций; 2.Знакомство с правилами игры; 3.Применение игр на занятиях физической культуры; 4.Организация игр на прогулке   У детей будет сформирован интерес к казахским народным играм.   Родители станут участниками образовательного процесса. Второй этап
3 этап – заключительный Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.
Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта. Анкетирование и опрос детей и родителей. Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада. Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно- образовательном процессе     и превратится в повседневную необходимость. По итогам проекта на педагогическом совете, на родительском собрании.

Циклограмма реализации программы

Еженедельно Раз в месяц Раз в квартал Раз в год
Организация игр на прогулке Показательная игра с участием родителей Организация встречи с родителями спортсменами 1.Экскурсия в спортивную школу 2.Спортивный досуг 3.Фотовыставка

Перспективное планирование реализации проекта с детьми 4-5 лет

Рекомендации к проведению игр

1.Подготовить материально-техническую базу, по необходимости привлечь родителей;

2.Провести беседу об игре, показать иллюстрации, познакомить детей с правилами игры;

3.Организовать игру во время прогулки (не менее 2х раз в неделю, в месяц не менее 8 раз);

4.В конце месяца провести показательную игру с детьми и родителями;

5.Одна игра изучается месяц, обязательно повторяется иногда в других месяцах.

Название игры Цель Сроки
1 «Күзетшілер» «Дежурные»   Цель: развитие ловкости, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. Сентябрь
2 «Жаяу тартыс» «Кто сильнее»    Цель: развитие силовых качеств, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. Октябрь
3 «Таяқ – тастау» «Попади в цель»   Цель: развитие меткости, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. Ноябрь
4 «Орамал» «Платочек»   Цель: развитие скоростных качеств, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. Декабрь
5 «Куме алу» «Подними монету»   Цель: развитие скоростных качеств и ловкости, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. Январь
6 «Айгөлек»   Цель: развитие внимательности и ловкости, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма Март
7 «Балтам тап»   Цель: развитие смекалки и ловкости, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. Апрель
8 “Ай немесе күн” «Луна или солнце»   Цель: развитие силовых качеств и ловкости, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма.  
9 “Алып тастау тақиялар” «Снятие тюбетейки»   Цель: развитие быстроты и ловкости, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. Май
10 Спортивное развлечение «Нас встречает коктеу» создание позитивного настроения, показ знаний и умений        детей май

Работа с родителями

Вид деятельности Сроки
1 Анкетирование сентябрь
2 Привлечение к созданию предметно-развивающей среды; в течении года
3 Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр октябрь
4 Консультирование на тему: «Развитие физических качеств через казахские национальные игры» ноябрь
5 Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр январь
6 Фотовыставка «Папа, мама, я – спортивная семья» февраль
7 Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр март
8 Экскурсия в спортивную школу, знакомство с тренером казахских национальных игр апрель
9 Совместный спортивный досуг май

Список литературы:

1.  Узакбаева С., Айтпаева А. Казахские народные детские игры. — Алматы: Республ. издат. кабинет Казахской акаде­мии образования им. И.Алтынсарина, 2000. — 170 с.

2.    ТаникеевМ.Т. Мир народного спорта. — Алматы: Санат, 1998. — 318 с.

3.  Тотенаев Б.Т. Казахские национальные игры. — Алма-Ата: Казахстан, 1976. — 144 с.

4.    Сагындыков Е.А. Қазақтың ұлттық ойындары. — Алматы: Рауан, 2001. — 175 с.

«Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр»

для предшкольной группы (дети 5-6 лет)

Актуальность.

Национальные подвижные игры благотворно влияют на центральную нервную систему младших дошкольников. Благодаря систематическим занятиям подвижными играми у детей совершенствуется телосложение, корректируется осанка, вытягивается позвоночник, тело становится ровным, стройным.

Необходимо также отметить, что казахские национальные подвижные игры оказывают влияние на течение нервных процессов, определяющих способность быстрых движений дошкольников в ответ на меняющиеся в игре сигналы, в результате чего достигается пластичность двигательных реакций, составляющих основу качества ловкости.

Проблема: Здоровьесберегающие технологии активно применяются в детских садах, но очень мало уделяют внимание именно казахским национальным играм. Дети не знают казахских национальных игр, соответственно не играют в них. Казахские национальные игры дают широкие возможности патриотического и интернационального воспитания поколения, так же формируют отличные физические качества, которыми обладали батыры.

Цель: ознакомление детей с казахскими народными играми, развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость, воспитание патриотизма.

Ожидаемые результаты:

  • Обновление материально-технической базы;
  • Повышение компетенции педагога по данной проблеме;
  • Дети в течении года изучат не менее 9 игр, будут знать правила и играть в свободное время в данные игры.

Паспорт программы

Наименование «Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр» для предшкольной группы (дети 5-6 лет)
Тип Познавательно-игровая
Организация ГККП «Детский сад №6 «Мерей» п. Шантобе при ОО по г. Степногорск  Управления образования Акмолинской области
Разработчик программы Петрова Н.И., инструктор ФК
Цель ознакомление детей с казахскими народными играми, развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость, воспитание патриотизма.  
Задачи Познакомить детей с казахскими национальными играми; Развивать физические качества детей; Формировать привычку ЗОЖ; Воспитывать коллективизм и патриотизм.
Срок реализации 1 год
Ожидаемые результаты Обновление материально-технической базы;Повышение компетенции педагога по данной проблеме;Дети в течении года изучат не менее 9 игр, будут знать правила и играть в свободное время в данные игры.
Участники Дети 5-6 лет Воспитатели Родители
Обеспечение Материально – техническое: Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер. Оборудование для игр Учебно-методическое: Картотеки с играми
Трансляция Ватсап чат с родителями и педагогами
Продукты реализации программы 1.Картотека дидактических игр 2.Альбом «Казахские национальные игры» 3.Консультация для родителей «Развитие физических качеств через казахские национальные игры»

Основные этапы реализации программы:

Планируемая работа Ожидаемый результат Сроки
                                            1 этап – подготовительный Цель: самосовершенствование по данной теме.
Диагностирование детей через наблюдение, беседу Составление перспективного    плана по реализации проекта. Подбор игр Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды. Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. Будет создана позитивная работа с родителями. Первый этап
                                           2 этап – практический Цель: реализация проекта в образовательную практику.
Еженедельная работа с детьми: 1.Рассказ воспитателя об игре, показ иллюстраций; 2.Знакомство с правилами игры; 3.Применение игр на занятиях физической культуры; 4.Организация игр на прогулке У детей будет сформирован интерес к казахским народным играм.   Родители станут участниками образовательного процесса. Второй этап
3 этап – заключительный Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.
Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта. Анкетирование и опрос детей и родителей. Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада. Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно- образовательном процессе     и превратится в повседневную необходимость. По итогам проекта на педагогическом совете, на родительском собрании.

Циклограмма программы

Еженедельно Раз в месяц Раз в квартал Раз в год
Организация игр на прогулке Показательная игра с участием родителей Организация встречи с родителями спортсменами 1.Экскурсия в спортивную школу 2.Спортивный досуг 3.Фотовыставка

Перспективное планирование реализации проекта с детьми 5-6  лет

Рекомендации к проведению игр:

1.Подготовить материально-техническую базу, по необходимости привлечь родителей;

2.Провести беседу об игре, показать иллюстрации, познакомить детей с правилами игры;

3.Организовать игру во время прогулки (не менее 2х раз в неделю, в месяц не менее 8 раз);

4.В конце месяца провести показательную игру с детьми и родителями;

5.Одна игра изучается месяц, обязательно повторяется иногда в других месяцах.

Название игры Цель Сроки
1 «Итеріспек» «Вытолкни из круга»       Цель: развитие ловкости и силы, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. Сентябрь
2 «Бельбеу» «Пустое место»   Цель: развитие быстроты, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. Октябрь
3 «Аңшылар» «Охотники»   Цель: развитие ловкости, точности, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. Ноябрь
4 «Жапалактар және карлығаштар» «Ястребы и ласточки»   Цель: развитие скоростных качеств, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма.   Декабрь
5 «Арқанды сүйреңіз» «Перетяни канат»   Цель: развитие силовых качеств, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. Январь
6 «Ак каскыр — байланган каскыр» «Белый лютый — серый лютый»   Цель: развитие навыка быстрого бега, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. Март
7 «Такия тастамак!» «Есть идея!»    Цель: развитие ловкости и навыка быстрого бега, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма.   Апрель
8 «Алармаж»    Цель: развитие смекалки и ловкости, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма.   май
9 Спортивное развлечение «Веселье на коктеу»   создание позитивного настроения, показ знаний и умений        детей   май

Работа с родителями

Вид деятельности Сроки
1 Анкетирование сентябрь
2 Привлечение к созданию предметно-развивающей среды; в течении года
3 Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр октябрь
4 Консультирование на тему: «Развитие физических качеств через казахские национальные игры» ноябрь
5 Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр январь
6 Фотовыставка «Папа, мама, я – спортивная семья» февраль
7 Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр март
8 Экскурсия в спортивную школу, знакомство с тренером казахских национальных игр апрель
9 Совместный спортивный досуг «Веселье на коктеу» май

Список литературы:

1.  Узакбаева С., Айтпаева А. Казахские народные детские игры. — Алматы: Республ. издат. кабинет Казахской акаде­мии образования им. И.Алтынсарина, 2000. — 170 с.

2.    ТаникеевМ.Т. Мир народного спорта. — Алматы: Санат, 1998. — 318 с.

3.  Тотенаев Б.Т. Казахские национальные игры. — Алма-Ата: Казахстан, 1976. — 144 с.

4.    Сагындыков Е.А. Қазақтың ұлттық ойындары. — Алматы: Рауан, 2001. — 175 с.