Обобщение педагогического опыта по теме «Метод проектов в начальной школе как эффективное средство поддержки одарённых детей в условиях МКШ »


Есмагамбетова Татьяна Кенжеболатовна
Учитель начальных классов
Основная средняя школа имени Наурызбай батыра
Бурабайский район Акмолинская область

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сведения об авторе опыта……………………………………..

2. Тема опыта……………….

3. Условия формирования опыта………………

4. Актуальность опыта……

5. Теоретическое обоснование опыта………

6. Ведущая педагогическая идея опыта……….

7. Технология опыта………………………

8. Длительность работы над опытом……………..

9. Диапазон опыта……………..

10. Результативность опыта………

11. Список литературы…………….

12. Приложение 1…………….

13. Приложение 2………………….

14. Приложение 3……………………

15. Приложение 4……………………….

16. Приложение 5…………………

Описание инновационного педагогического опыта для внесения областной банк данных.

 Есмагамбетова Татьяна Кенжеболатовна, место работы – КГУ «Основная средняя школа имени Наурызбай батыра отдела образования Бурабайского района», педагогический стаж – 31 год, преподаваемый предмет – начальные классы, специальность – учитель начальных классов, контактный телефон – 87770391920, электронный адрес

 esmagambetova_tanya1972@mail.ru.

  • опыта

«Метод проектов в начальной школе как эффективное средство поддержки одаренных детей в условиях МКШ».

  • Условия возникновения опыт

 В настоящее время современное среднее образование претерпевает большие изменения. С чем это связано, легко понять: меняется время, меняется мир, меняются и  наши дети. Они  становятся более раскрепощёнными, свободно мыслящими, с возможностями получать и использовать информацию из самых разнообразных источников.  Сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, ученики не всегда могут применить полученные школьные знания, чтобы объяснить явления окружающего их мира. Система нашего образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий,  которые смогут легко адаптироваться в современной социокультурной среде. Перед учителем стоит задача – создать такую среду и условия, чтобы помочь ребенку развить его потенциальные способности: творчество, самовыражение, одаренность. Для этого в педагогике существует множество инновационных  технологий.

Пересмотрев огромное количество разнообразных направлений в образовании, методов и приёмов, я остановилась напроектной деятельности.

Метод проектов процесс интересный, но простой. Изучив теорию по данной проблеме и основываясь на своей практической деятельности, я увидела некоторые затруднения и в  области деятельности педагогов:

– многие учителя не знакомы с проектной технологией;

– учителя  испытывают затруднения во внедрении проектной деятельности в образовательный процесс;

– в процессе организации учебной деятельности у учащихся отсутствуют ключевые компетенции.

Проанализировав  подготовительную работу учащихся к проектам, я пришла  к  выводу, что в большинстве случаев проектная деятельность не в полной мере самостоятельна. Многие учащихся не могут  выдвигать и обосновывать гипотезу, ставить цель, искать и анализировать информацию, осуществлять экспериментальную часть, демонстрировать результаты исследования, рефлексировать свою деятельность, грамотно готовить выступление.

В результате сложившихся условий, возникают задачи для развития и расширения границ моего педагогического опыта;

  • Изучит и внедрить методику проектной деятельности в начальной школе как средство для развития исследовательских навыков,  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей  школьников;
  • Выявить наиболее приемлемую форму введения учебных проектов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов;
  • Использовать  проекты в классно-урочной  и внеклассной деятельности, исследовать результативность применения проектов;

        При правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует формированию проектного мышления, повышению интеллектуального и творческого потенциала, самореализации и самоопределению.

Применение метода проектов  позволит раскрыть индивидуальные особенности  одаренных и высоко мотивированных учащихся, повысить интерес к учебным предметам у учеников с неустойчивым вниманием и низкой успеваемостью.

Внедрение данной системы работы в педагогическую практику было начато в январе 2017 г и апробировано  в течение пяти лет в начальных классах общеобразовательной МКШ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

  • Актуальность опыта.

 Роль образования на сегодняшний день определяется задачами ее перехода к  демократическому и правовому государству, экономических преобразований, в связи с этим существует необходимость преодоления опасности отставания нашего государства от мировых тенденции как экономического, так и общественного  развития. Программная цель развития обновленного содержания образования в Республике Казахстан – формирование в общеобразовательных школах интеллектуально, физически и духовно развитого гражданина, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Наше общество остро нуждается  в творческих и одаренных людях, и задача стоит в том, чтобы выявить и развить способности всех его представителей. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект. Многочисленные мировые исследования показали, что большинство современных лидеров в поли­тике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным ти­пом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащих­ся — проектной деятельности.

В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. В условиях сельской малокомплектной школы огромная роль в развитии одаренности отводится учителям. Все это требует пересмотра форм и методов обучения. В работе с одаренными детьми предпочитаю применять современные  инновационные технологии: технологии развития критического мышления, метод проектов, компьютерные технологии. Наиболее продуктивным в развитии одаренности считаю проектную деятельность, т.к. этот метод позволяет выявить у учащихся интерес  в разных сферах человеческой деятельности, проявить свои способности быть автором, творцом, исследователем.

Одарённые дети – особенные дети.  Что же понимается под термином «одаренность»?

Н.С.Лейтес  выделяет  три  категории учащихся, которые  в  социально-педагогической практике привычно именуются одаренными:

1) «дети с высоким IQ»;

2)  дети,  достигшие  заметных высот в различных видах деятельности;

3)  дети,  имеющие  высокую  креативность  [2].

На практике педагоги научились разделять  следующие  категории одаренных обучающихся.

1) дети,  с высокими  показателями  по  уровню  общей одаренности (интеллект)

2) дети,  которые  показывают  успехи в  различных  областях  деятельности –  одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены (талант)

3) дети «академически  одаренные»,  которые хорошо обучаются в школе (с высокой мотивацией)  [3].

Поэтому обучение одарённых детей имеет свои специфические особенности. В своей педагогической деятельности, работая со способными и одарёнными детьми, я обычно придерживаюсь своей определенной системы. С первого класса провожу работу по выявлению одаренных и талантливых детей, и стараюсь не потерять эту цепочку преемственности в среднем звене. Провожу работу по созданию условий для развития и обучения таких детей на уроках и во внеурочной деятельности, помогаю одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности, продумать методику обучения для выработки «умения мыслить». С этой целью применяю  метод проектов, как самый эффективный  и приемлемый для работы в условиях сельской малокомплектной школы (далее МКШ). Результатами такого подхода являются исследовательские работы и творческие проекты учащихся, их участие в конкурсах районного, областного и республиканского уровня.

Проектная деятельность тесно связана с исследовательской деятельностью, и представляет широкий спектр возможностей для проявления   школьникам своих интересов и способностей.  Свободный выбор тем в соответствие с интересами учащихся, многообразие информационных источников, логика ведения исследования и этапы работы, выступление на публичной защите  – активизируют умственную деятельность и способствуют  формированию таких личностных качеств как инициатива, самоконтроль, настойчивость в достижении цели, широта умственного кругозора. Работа над проектом или исследованием в группах развивает у учащихся  коммуникативные навыки, уважительное отношение к мнению других, умение работать в команде.

  • Теоретическое обоснование опыта.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект. Многочисленные мировые исследования показали, что большинство современных лидеров в поли­тике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным ти­пом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащих­ся — проектной деятельности.

Метод проектов имеет давнюю историю. Общеизвестно, что дидактическая значимость его основана на том, что обучение учащихся является более эффективным, когда образовательные задачи сопряжены с конкретной практической задачей. Метод проектов как способ повышения эффективности образовательного процесса может ярко проявиться в системе личностно-ориентированного обучения. В процессе применения метода проектов мы ориентируемся на требования ГОСО;

 – учебный проект, ориентирован на изучение учебной темы или раздела;

 – исследовательский проект, требует самостоятельной работы учеников;

 – проектная деятельность должна научить детей самостоятельно добывать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;

 – проект должен работать на развитие ключевых компетенций учащихся;

 – в проекте приветствуется интеграция знаний различных предметов;

 – приветствуется совместная работа родителей и детей при выполнении социально-образовательных проектов;

– учебные и другие проекты публично защищаются.

Отмечу характерную особенность проектов  в условиях МКШ. Еще недавно на малокомплектную школу смотрели как на учебное заведение второго сорта, где трудно достичь высоких результатов. Сегодня педагоги склоняются к выводу, что и тут есть определенные преимущества. И с этим мнением я полностью согласна.  Главное отличие МКШ – небольшое количество учеников в школе и малая наполняемость классов, переходит из недостатков  в преимущества. Это дает учителю прекрасную возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика.

Сельская МКШ имеет много положительных особенностей и условий для организации проектной деятельности:

– близость к природе, сельхозпредприятиям, хозяйству, что позволяет организовать совместную проектную деятельность взрослых и детей, привлекать местных жителей к сотрудничеству, обогащать социальный опыт школьников;

– дети рано вовлечены в трудовую деятельность семьи, села, школы, и это позволяет организовать проекты социально значимые для населения;

– учащиеся образуют единый  коллектив; младшие классы, глядя на старших, успешнее становятся в учебе.

Учитель знает способности каждого ученика, его интересы и особенности, бытовые условия жизни учащихся, отношения в семьях, тем самым устанавливается доверительные контакты между педагогом и учениками класса, их родителями. Тем самым формируется благоприятная атмосфера для совместной деятельности.

В условиях малой численности класса некоторые проекты выносятся на школу, становятся общешкольными. В проектной деятельности взаимодействуют дети разного возраста. В таком взаимодействии эффективнее осуществляется развитие универсальных учебных действий. Школьники разного возраста учатся сотрудничеству, диалогу, передавать информацию, развивается умение слушать и слышать друг друга, договариваться, работать в паре, отстаивать свое мнение и принимать мнение других, разрешать конфликты.

Надо отметить, что работа во внеурочной деятельности более актуальна, так как дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои стремления и способности. Практикую совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, с учителями – предметниками.

Проектная деятельность в малокомплектной школе также может решить проблему профессионального самоопределения учащихся. Они могут попробовать себя в различных видах и сферах труда, развить свои профессиональные интересы и способности. В дальнейшем учащиеся смогут с легкостью определиться с будущей профессией.

Проектная деятельность тесно связана с использованием ИКТ и работой  с компьютером. Интернет выступает в качестве главного источника информации. Дети учатся работать в текстовом и графическом редакторе, создавать презентации, буклеты, составлять диаграммы и таблицы по результатам опросов. Такая работа не только интересна для учеников, но и значительно повышает качество обучения и оказывает положительное влияние на формирование у младших школьников УУД(универсальных учебных действий).

За истекший период времени получены положительные результаты, подтвердившие  действенность метода проектов. При этом данная технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.

6.  Ведущая педагогическая идея опыта.

В сельских малокомплектных школах в связи с отсутствием базы, способствующей раскрытию и совершенствованию дарований детей, эту миссию выполняют педагоги. Учитель должен найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся для раскрытия его таланта и развитию одаренности. Самым эффективным методом, решающим эту проблему, является метод проектов.

          Суть проектного обучения заключается в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов; конструирование новых объектов, процессов.

Цель метода проектов – создать условия, при которых учащиеся:

– осуществляет самостоятельный поиск необходимого для исследования теоретического материала;

–  учатся пользоваться полученными знаниями при решении исследов. задач;

– приобретают важные коммуникативные умения, осуществляя совместную деятельность в рабочих группах, осваивая разные социальные роли;

– развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение);

– развивают навыки системного мышления.

Станет ли ребенок талантливой личностью, зависит от множества факторов, но перед педагогом стоит важная задача: создать такие условия, чтобы каждый учащийся имел возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь уровня максимального развития.

          Технология проектного обучения позволяет по-новому организовать образовательный процесс. Она используется  в классно-урочной деятельности и во внеурочной. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей, подготовки к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Метод проектов позволяет создать естественные условия для формирования результатов освоения основной образовательной программы. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.  

  • Технология опыта.

За сто лет существования метода проектов внесено много нового и весьма ценного в его содержание и методику организации, однако суть его остается прежней;

  • стимулировать интерес ребят к постановке и решению новых проблем
  • приносит удовлетворение ученикам,
  • вызывает у них стойкий познавательный интерес.
  • в процессе интенсивной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному для них труду в основной школе:
  • получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках (включая компьютерные программы),
  • овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.

Проект (от лат. projectus-брошенный вперёд)- это мысленное предвосхищение , прогнозирование того, что потом будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия.

Проект  – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение определённого промежутка времени какого-либо результата.

       Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная со второго полугодия первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты; от  недолговременных(1 – 2 урока) однопредметных проектов к  долговременным, межпредметным,  от  личных  проектов  к  групповым  и  общеклассным.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

-по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

– по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.

– по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект.

Стадии работы над проектом – это — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, – папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

   Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование  проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1)Учёт интересов детей.

2) Учение через деятельность.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

         На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе. И отсюда выбор основных образовательных технологий:

      1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

      2) Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

      3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

    4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

 Организации проектной деятельности строится поэтапно в данной последовательности.

І этап. Подготовка к исследовательской работе

  1. Поиск практической задачи и/или научной проблемы, т.е. определение      того, что важно, актуально на настоящий момент или в ближайшем будущем;
  2. Определение темы исследовательской работы;
  3. Определение актуальности исследовательской работы, т.е. обоснование выбора именно этой темы работы;
  4. Определение объекта и предмета исследования;
  5. Формулировка цели исследовательской работы и задач;
  6. Постановка гипотезы;
  7. Определение                   практической   значимости   и                научной новизны                     

ІІ этап. Планирование исследовательской работы

1. Определение базы исследования;

2. Определение способов сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме будет собираться, выбираться и анализироваться информация;

3. Выбор способа представления результатов работы, т.е. в какой форме готовить отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);

4. Установка критериев оценки хода исследования, полученного результата исследовательской работы;

5. Распределение задач и обязанностей между обучающимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования)

1.Сбор необходимой информации для проведения исследования (проведение расчетов, замеров, интервью, подбор качественного и безопасного материала и оборудования для эксперимента, опыта, наблюдения и т.д., непосредственное проведение исследовательской, поисковой работы);

2.Анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;

3.Формулирование выводов (удалось ли достичь того, что было поставлено в цели и задачах).

ІV этап. Защита исследовательской работы

1.Оформление результатов работы;

2.Представление исследовательской работы;

3.Оценка и самооценка исследовательской работы.

Для учащихся 1-го класса  проектную работу  ввожу в учебный процесс с третьей четверти. Объект и предмет, цель, гипотеза формулируется с помощью учителя.Темы работ должны быть простыми и понятными. Например: «Как считали в старину?», «Кто такой полиглот?», «Такая разная вода» и др. Предпочтительно, чтобы работа несла простой, реферативный характер, ведь для обучающихся первого класса важно научиться работать с текстом: читать его, понимать смысл, выделять главную мысль, определять соответствие теме работы. Источники должны быть также простые и понятные: детские энциклопедии, детские познавательные фильмы и пр.

Обучающихся 2-4 класса уже необходимо постепенно знакомить с понятиями «объект», «предмет», «цель», «задачи», «гипотеза», «актуальность». К методам исследования помимо работы с письменными источниками и наблюдением может добавиться метод опроса и эксперимент.

  Свою работу  по  проектной  деятельности я  с  учениками  начала  во  2  классе.  Мною велась подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса, выполнение работы в виде рефератов.

   Первая  наша  работа  была по  теме “Времена года» по предмету познание мира. Результат – “книжка – самоделка”. Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями

   Однако для стимуляции школьников к проектной деятельности время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками. Источниками добываемой информации послужили: книги; детские журналы; беседы со взрослыми.

В процессе работы я пришла к выводу, что использование учебных  проекта наиболее целесообразно в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

В третьем классе под моим руководством были созданы и реализованы следующие проекты: “Моя семья”, «Берегите воду».  Увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности.

С 3 класса проводятся занятия  кружка «Юные исследователи», где школьники получают необходимые знания правильного ведения проектной деятельности. Мы готовим как групповые, так и индивидуальные проекты. Тему дети выбирают самостоятельно согласно своим интересам

           В четвертом классе по сравнению с предыдущими этапами обучения увеличивается сложность учебно-исследовательских задач, достигается осознанное и развернутое рассуждение, обобщений и выводов. Формы и виды деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное исследование и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент.

    В четвертому классу изменилась социальная роль этих детей в проектной деятельности: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Лидеры сами контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации. Это большая помощь для учителя. Целесообразно изготовить памятку «Как работать над проектом» для обучающихся, в которой будет отражена суть различных этапов исследовательской работы с указанием их сроков, будут приведены важные советы и рекомендации.

Памятка 1. Как выбрать тему.

Памятка 2. Как определить цель, поставить задачи, выдвинуть гипотезы.

Памятка 3. Составить паспорт проекта.

Памятка 4. Определить методы и способы исследования. Составить план работы над проектом.

Памятка 5. План выступления при защите проекта

В дальнейшем каждый ученик может опираться на эту памятку как на общий план действий при выполнении своей проектной работы

Познакомить детей с темами проектов необходимо заранее, вначале каждого полугодия, чтобы у школьников было достаточно времени для осознанного выбора. Презентация проектов в 4 классе, как и в 3 классе, предусмотрена в конце каждой четверти, или по окончанию каждого раздела. Поскольку темы проектов  очень разнообразны, одного часа на проведение презентации, как правило, оказывается недостаточно. Поэтому желательно увеличить время презентации за счёт часов, отведённых на внеурочную деятельность. В 4 классе разработали и апробировали программу факультатива по литературному чтению «Секреты русского фольклора», который интегрировал такие дисциплины, как музыка, технология, рисование. Содержание курса включает уроки-проекты, исследования, защиту проектов по темам «Щи да каша – кормилицы наши», «Где песня льется – там легко живется», «Без русского языка – не сколотишь и сапога», «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Учащиеся готовят долгосрочные проекты и выступают с презентацией..

Классификация наших проектов  очень разнообразна. Подоминирующей деятельности учащихся применяем  различные виды проектов:

  • Исследовательский проект (по структуре напоминает научное исследование). Обучающиеся определяют проблему и вытекающие из нее задачи исследования, выдвигают гипотезу для их решения, обсуждают методы исследования, проводят его, анализируют полученные данные, делают выводы и оформляют результаты своего проекта в виде реферата, стендового доклада или статьи;
    • Информационный проект (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории). Выходом проекта может быть публикация, создание информационной среды класса или школы;
    • Творческий проект.Не имеет детально проработанной структуры, подчиняется жанру творческой деятельности (альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы…);
    • Ролевой проект(участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев…);
    • Практико-ориентированный проект направлен на решение проблем, объективно имеющихся на практике.

                          Одним из подвидов практико- ориентированных проектов является социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении, позволяет решать основные задачи социализации: устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром людей.

Цель социального проектирования:

– привлечение внимания обучающихся к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

– включение обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем своими собственными силами.

Примерами социальных проектов,  которые можно реализовать в условиях    малокомплектных школ могут быть:

  • –  проведение акций помощи ветеранам, пенсионерам, инвалидам,
  • – акции по уборке и обустройству двора, детской площадки, школьных пространств, близлежащих водоемов,
  • – разработка приложения для смартфона,
  • – разработка опытной модели механизма, призванного улучшить качество жизни жителей.

Еще одним особым видом проектной деятельности являются творческие проекты.

Вдохновить обучающихся на создание творческого проекта, как правило, не приходится: многие уже увлекаются каким-нибудь творчеством, уже придя в  первый класс. Ученик занимается творчеством по своему желанию, по своему вдохновению. Однако их можно познакомить с абсолютно разными видами творчества, которые могут быть для них новыми. Так, помимо создания рисунков акварелью и гуашью, мини-музыкальных произведений для тех, кто занимается музыкой, написания рассказов и сказок, вышивания, оригами, лоскутном шитье (құрақ, пэчворк), лепки, валянии из войлока и пр. классических творческих занятий, можно рассказать о следующих видах:

  • киригами (вырезание объемных объектов из бумаги),
    • леттеринг (рисование и составлении композиций из букв, слов или фраз),
    • скрапбукинг (создание альбомов и открыток в винтажном стиле),
    • бисероплетение,
    • батик (роспись по ткани),
    • выжигание по дереву,
    • шитье кукол-тильд,
    • темари (вышивка на тряпичном шаре),
    • мозаика,
    • бискорню (вышивка маленьких подушечек различных форм);
    • витраж,
    • декупаж (оклеивание поверхности различными узорами),
    • квиллинг (создание изображений из тонких    скрученных полосок бумаги),
    • амигуруми (вязание маленьких мягких игрушек),
    • написание стихотворений (в том числе акростихов и фигурных),

создание мультфильмов, короткометражных фильмов и мн. др

Творческие проекты  можно делать групповыми. Например, если задаться целью сделать развивающую книжку для дошкольников, то один может написать сказку, второй – ее проиллюстрировать (нарисовав в технике киригами, вырезав силуэты героев сказок, сделав тем самым книжку-3D), третий может  ее оформить (сшив или склеив листы). В результате получится хороший продукт, который в формате индивидуальной работы было бы сделать трудно.

Итоги деятельности учащихся могут быть представлены в виде:

 – мультимедиа (слайд-шоу, цифровая книга, фотоальбом, видео);

–  печатной продукции (брошюра, бюллетень, газета);

–  художественных произведений (поэзия, изобразительное искусство, плакаты, тексты и музыка песен, сценарии фильмов);

– дизайн-проектов (проектирование, дизайн дома, предложения по строению школы, транспортным развязкам);

– конструкций (модели, машины)

Результаты своих проектов ученикам удобнее представлять на школьной конференции в виде постеров, лэпбуков, моделей, макетов и прочих наглядных примеров без применения электронных носителей, т.е. компьютерные презентации  готовить  рекомендуется для конкурсов более высокого уровня. Этому есть несколько причин: влияние на организм ребенка длительного сидения за компьютером; необходимость развития мелкой моторики, развития практических, ручных навыков (вырезание, склеивание, лепка и пр.); недостаточность навыков работы за компьютером.

Хорошей современной   альтернативой   компьютерным   презентациям

являются лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-гармошки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме. Преимущества лэпбука: помогает обучающемуся по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить  материал; обучающийся научится самостоятельно собирать и организовывать информацию,  хорошо подойдет для групповой работы, когда каждый обучающийся может подготовить свой фрагмент.

Участие в проектной деятельности – сложный труд  для ребенка, здесь ему потребуется поддержка семьи.  Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью. В условиях сельской МКШ легче проводить работу с родителями, так как большинство из них являются выпускниками этой же школы. Таким образом, педагогу несложно договориться, мотивировать их на совместную работу со своими детьми. Многие проекты могут стать и семейными, где защита может осуществляться всей семьей.  В систему мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские конференции, анкетирование, тренинги, чтение лекций.

       После того, как обучающийся успешно защитил свой проект или  выступил с докладом о результатах своей исследовательской работы на конференции, у него может появиться желание представить свой труд на более весомых научных мероприятиях. Необходимо изучить «Перечень рекомендуемых предметных олимпиад, профессиональных конкурсов, спортивных соревнований и других творческих мероприятий» Министерства образования РК (Приказ № 656 от 29.11.2018 г.). А  также «Перечень республиканских и международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам, конкурсов исполнителей, конкурсов профессионального мастерства  и спортивных соревнований» (Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан № 514 от 7 декабря 2011 года). Время от времени следить за новостями о планируемых в ближайшее время конференциях или конкурсах проектов и принимать в них активное участие. Ежегодно наши ученики успешно выступают  в Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Зерде» среди учащихся 1-7 классов, конкурсе творческих социальных проектов “Моя инициатива – моей Родине”.

Подводя итоги, хочу отметить, что для успешной организации проектной деятельностью учителю нужно придерживаться нескольких правил:

• старайтесь подходить ко всем вопросам творчески, учите их действовать самостоятельно и находить  оригинальное решение проблем;

• пытайтесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности;

• оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать; ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат;

• поддерживайте всякую  инициативу детей, учите самостоятельно добывать информацию, анализировать, синтезировать, а не усваивать ее в готовом виде.

  • Длительность работы над опытом. 2017-2022годы.
    • Диапазон опыта

Организация проектной деятельности в классно-урочной, внеклассной и внеурочной деятельности.

Проектная  деятельность  включена мною в следующие разработки:

  • в курсы, входящие в вариантный учебный компонент  (факультатив «Секреты русского фольклора», с разработками занятий и видеоуроками);
  • в часы школьного компонента (краткосрочные планы уроков-проектов школьных дисциплин 2-4 класс);
  • в блок дополнительного образования (рабочая программа внеурочной деятельности «Юные исследователи» 3 класс);
  • в систему теоретической и практической подготовки  конкурсов,  исследовательских работ и творческих проектов, предметных олимпиад (Памятки для работы над проектами «Учимся создавать проект»).

Опытом работы по данной теме я делилась в ходе выступлений и мастер-классов на различных семинарах, форумах, конференциях:

  • Мастер-класс «Первые шаги в проектно-исследовательскую деятельность. Как работать над проектом?» (выступление на районной августовской конференции)2021г.
  • Мастер- класс «Проектная деятельность в работе с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы» (выст. на районном форуме ассоциации уч.нач.кл),2022г.
  • Международная педагогическая онлайн-конференция «Особенности психолого-педагогического сопровождения одаренных детей: опыт, инициатива, поддержка» ОФ «МАНЭИиП»;2022г.
  • Республиканская научно-практическая конференция» Современные инновации в образовании» Рп «МИЦИТ», 2020г.
  • Повышение квалификации «Современные образовательные технологии», 2022г., «Интеллектуальный цент Инновационного образования»МП РК

Публикации в республиканских журналах и образовательных сайтах:

  • Республиканский научно-методический журнал «Просвещение»№5(7) 2017г (тематическое внеклассное мероприятие);
  • Республиканский педагогический журнал «Мектеп ұстаздар әлемі» №7(23) 2017г. (урок математики в 1 классе);
  • Республиканский научно- практический журнал «Қызықты психология»№10, 2017г. (внеклассное мероприятие);
  • Республиканский научно-методический журнал «Педагогический мир Казахстана» №22(87)2022г. (разработка занятия факультатива);
  • Республиканский научно-практический журнал «Ы.Алтынсарин ізбасарлары»№19 (7)  2022 г.(педагогическая статья);
  • Республиканский научно-методический журнал «UZDIK USTAZ» №11(10) 2022г (педагогическая статья);
  • Общественно-политическая газета Бурабайского района «Луч», 2017г.,2021г. (публикации статей о школьных проектах);
  • Публикации на республиканских и международных сайтах: «ZIAT», BILIMPORTAL.KZ, «Современный педагог», МИОЦ «Развитие»РК, «Дар учителя», OQU ZAMAN.KZ, сообщество «Филолог»
  1. Результативность опыта.

Какой результат и положительный эффект от моей работы в    этом направлении?

Мониторинг качества знаний

Предмет 2018-2019 учебный год  2019-2020год- 2020-2021учебный год
2 класс 3 класс 4 класс
Успеваемость по итогам учебного года, % Качество знаний  по итогам учебного года, % Успеваемость по итогам учебного года, % Качество знаний  по итогам учебного года, % Успеваемость по итогам учебного года, % Качество знаний  по итогам учебного года, %  
Литературное чтение 100 50 100 66 100 83
Познание мира 100 66 100 83 100 100
Математика 100 50 100 66 100 83
Русский язык 100 50 100 66 100 83
Естествознание 100 66 100 83 100 100

Вывод:

динамика качества знаний учащихся по преподаваемым предметам положительная. Успеваемость по предмету составляет 100%, качество знаний 83-100 %.

   Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающегося. Главным критерием оценки является достижение и цели проекта, и над предметных целей. Если цели проекта достигнуты, можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии методологической компетентности учащихся и личностных качеств, которые особенно востребованы в новых социально-экономических условиях – инициативы и самостоятельности в решении проблем.

       Разработанная система по организации проектной деятельности в начальной школе показывает положительную динамику Четвёртый класс – это время, когда учащиеся достигли наивысших результатов в проектной деятельности, время, когда отмечается положительный уровень обученности проектной деятельности. Учащиеся умеют формулировать проблему, составлять план своей деятельности по её разрешению, самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников, использовать их для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения и навыки публичного выступления Но это не конечный результат, а лишь начальный этап в дальнейшей проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Данная система получает продолжение в 5-7 классах. В среднем звене организовала внеклассную работу кружка «Юные исследователи» для своих выпускников начальной школы. Учащиеся создают и реализуют долгосрочные исследовательские проекты. Для учителей начальных классов и среднего звена проводятся мастер-классы, методические консультации по организации проектов.

   В результате работы над проектами  выявлены позитивные изменения в динамике средних показателей обученности младших школьников в проектной деятельности:

Результаты диагностики

–         умение поставить творческую цель – 60%;

–         умение работать самостоятельно – 60%;

–         творческий подход – 60%;

–         степень включённости в групповую работу –80%;

–         уровень проведения презентации – 60%;

–         количество и качество использованной информации – 60%;

–         планирование деятельности – 60%;

Средний показатель уровня обученности проектной деятельности – 90 %

Степень интереса к проектной деятельности

                              2010                   2011           2012 – 2013

                             2015                  2016              2017

Мои ученики на протяжении  5 лет успешно реализуют себя в проектно-исследовательской деятельности. Об этом свидетельствуют результаты районных, областных и республиканских  конкурсов исследовательских работ и творческих проектов школьников.

название проекта название конкурса Ф.И. учащегося достижения (год)
«Русский фольклор в жизни современного школьника» Конкурсов исследовательских работ и творческих проектов школьников «Зерде» (Республиканский научно-практический центр «Дарын»   Дистанционный конкурс проектов (сайт OQU-ZAMAN.KZ) Збасова Карина Веремей Амир Районный тур – дипломы 2 место (2017г.) Областной тур-дипломы 1 место (2017г.) Республиканский тур-дипломы 3 место (2018г.)   Дипломы (2017г.)
«Строительство детской площадки на территории сельской школы» Конкурсов исследовательских работ и творческих проектов школьников «Зерде»   Конкурс социальных проектов школьников  «Моя инициатива –моей Родине» (Республиканский научно-практический центр «Дарын» Республиканский дистанционный конкурс научных работ школьников «Я-исследователь» (научно-методический центр ZIAT) Збасова Карина Веремей Амир Районный тур-дипломы 3 место (2019г.)       Областной тур-дипломы 1 место (2020г.) Республиканский тур-грамоты (2020г.)     Дипломы 2 место (2020г.)
Книги о военном детстве в жизни современного школьника Конкурсов исследовательских работ и творческих проектов школьников «Зерде» Дыленя Данил Рыбкина Ева Районный тур – дипломы 2 место (2021г.)  
«Мы-дети Великой Победы! Мы-дети военной поры!» (воспоминания земляков о детстве и о войне) Конкурсов исследовательских работ и творческих проектов школьников «Зерде»   Жанайдаров Амир Сибирякова Кристина Районный тур – дипломы 2 место (2021г.) Областной тур- дипломы 3 место (2021г.)

За время организации проектно-исследовательской работы с учащимися я убедилась в эффективности данной инновации. Это проявляется в повышении интереса учащихся к изучаемым предметам, в увеличении количества участников и призеров школьных, районных, дистанционных олимпиад, конкурсов. Также результатами применения своего опыта проектной деятельности  считаю следующие показатели:

                    Призовые места детей в республиканских конкурсах

  • Республиканский интеллектуальный марафон «Ақ бота»(2020г)
  •  «Кенгуру-математика для всех»(2022г.), (2020г.)
  • Республиканский дистанционный проект «Шуакты коктем»(2018г.)
  • Республиканский конкурс чтецов ко дню Победы (2020г.)
  • Районный конкурс детских Ассамблей (2017г.)
  • Районный конкурс народного декоративно-прикладного искусства(2017г)
  • Республиканский дистанц. конкурс DARYNDY ZHAS литературного творчества(2020г.)
  • Респ. образовательный центр GLOBUS конкурс эссе и сочинений (2020г.)
  • Дист .конкурс детского творчества OQU ZAMAN «Юные таланты» (2020г.)
  • Дист.конкурс сочинений «Моя мечта» межд.обр.сайт«Дар учителя»(2018г.)

Призовые места в  олимпиадах школьников

  • Республиканской дистанционной олимпиаде по русскому языку(2020г.),
  • Международной дистанционной олимпиаде по математике и русскому языку, литературе НОУ «Филолог» (2017г.), (2019г.)
  • Общеказахстанская олимпиада по русскому языку среди учеников 3 классов (2020г.)
  • Республиканская дист. олимпиада «День Победы» МЦДЮТ (2020г.).

Таким образом, проектная деятельность в условиях малокомплектной школы необходима, хотя у нее есть свои трудности:

  • работа над проектом – объемная  и трудоемкая,  требующая терпения, поэтому проводится нечасто;
  • периодические проблемы с интернетом в селе;
  •  слабые навыков работы на компьютере у учащихся младшего классов.
  • мало времени для обучения учащихся работе с информацией и  медиаресурсами; 
  • возрастает нагрузка не только на ученика, но и на учителя.

Однако, несмотря на трудности, существуют большие перспективы развития и использования  опыта применения данного метода.

Проектная деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.

В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными и моральными нормами, у них развиваются трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость, коммуникабельность.

Достигнутые высокие результаты помогут им раскрыть свои таланты и стать компетентными в различных сферах деятельности, настоящими гражданами своей страны. Участие в проектной деятельности моих учеников помогает решать главную задачу – повышать учебную мотивацию, успешнее учиться и повышать качество образования.

Таким образом, такая система работы себя оправдала и позволяет выполнить задачи, поставленные по введению и использованию проектной деятельности.

Список литературы.

  1. 1.В.Ф.Феоктистова. Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников.В помощь преподавателю начальной школы. Рекомендации. – Изд”Учитель”, 2012.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2003.
  3. Лейтес  Н.С.  Возрастная  одаренность  и  индивидуальные  различия: Избранные  труды  /Н.С.  Лейтес.  –  М.: МПСИ,  2003. – 412 с.
  4. Л.В.Плиева. Развитие интелектуально-творческого потенциала младших школьников в процессе исследовательской деятельности –  Волгоград: Учитель, 2012г.
  5. Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова. «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития самостоятельности» Методическое пособие. Ульяновск; УИПКПРО,  2006г.

Приложение.

  1. Программа факультатива по литературному чтению «Секреты русского фольклора»;
    1. Разработка факультативного занятия «Каков ум, такова и речь»(защит проектов) + видеоурок;
    1. Краткосрочный план урока-проекта «Моя семья» 2 класс
    1. Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные исследователи» 3 класс;
    1. Исследовательский проект школьников

«Мы-дети Великой Победы! Мы-дети военной поры! (воспоминания земляков о детстве и о войне)»