«Вместе играем – речь развиваем»


Филатова Алла Николаевна

воспитатель Коммунальное государственное казенное предприятие «Ясли-сад №8 отдела образования города   Костаная» Управление образования акимата Костанайской области

Педагогическая статья    «Речь развиваем через игру»

Филатова Алла Николаевна

Воспитатель

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как мы говорим с детьми, сколько внимания уделяем  речевому общению с ребенком, во многом зависит успех его в усвоении языка.

Каждое утро в группе «Сказка»  начинается с артикуляционной  и пальчиковой гимнастики.  Артикуляционная гимнастика  – это  специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

Артикуляционные упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому мы их  объединяем в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

Например: Для артикуляционной гимнастики для звука [Щ] и [Ч]:

  • Первое — это «Лопаточка». Широкий язык кладется на нижнюю губу, удерживают позицию 5 секунд.
  • Второе упражнение – «Лошадка». Ребенок цокает языком. Рот открыт, язык присасывается к небу, резко опускается.
  • Третье упражнение – «Почистим зубки». Рот открыт, кончик языка трогает каждый зуб.

А также детям нравится сочетать  артикуляционную  гимнастику с движением рук –  биоэнергопластика.  Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развиваются гибкость отдельных частей речевого аппарата, развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности

На протяжение учебного года  воспитатели придумывают  артикуляционные сказки. Они  являются эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми.

Именно артикуляционная сказка помогает создать положительный настрой и поддержать интерес к изученным ранее артикуляционным упражнениям. Дети не замечают, что их учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Эти сказки в начале  придумывали воспитатели, затем подключились родители, а сейчас сами воспитанники  придумывают артикуляционные сказки и с большим интересом их выполняют.

Лягушонок и Лучик.

Цель: Развитие  слуховое внимание. Совершенствование умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Маленький лягушонок сидел на камушке и вдруг что-то очень теплое, светлое коснулось.
– Ты, кто? – спросил Лягушонок .
– Я, Лучик – ответил Солнечный Луч.
-А почему ты улыбаешься? – спросил лягушонок
–  Мне весело и я встретил тебя.– ответил Лучик.
Давай улыбаться друг другу.  Лягушонок попробовал улыбнуться Лучику и у него получилось!
Упражнение: «Лягушка» и «Заборчик».

Другим благоприятным фактором развитие речи у ребенка это развивать мелкую моторику рук.

 « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» высказывался В. А. Сухомлинский.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. С большой радостью дети демонстрируют пальчиковые игры друг перед другом, а также и своим родителям.

Перед началом упражнений ребята  разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, воспитатель демонстрирует собственную увлечённость  этой  игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Алла Николаевна  добивается, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

В группе есть картотека с  пальчиковыми играми.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:

Игры – манипуляции.

 «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять…»

Эти упражнения ребенок  выполняет  самостоятельно или с помощью взрослого, карточки схемы. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» — из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» — ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» — ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

«Колечко» — поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кулак – ребро – ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру) .

«Помоем руки под горячей струёй воды» — движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» — большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» — движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» — движения, как при растирании рук.

«Молоточек» — фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» — пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

И самый любимый пальчиковой игрой в группе сказка «Театр в руке»

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

Дети с удовольствием выбирают себе персонажа и демонстрируя перед всеми разыгрывая сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

 «Осьминожки» — правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальца-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Для развития мелкой моторики в группе  используем  игры  шнуровки, мозаику, бусы, конструктор «Лего».