Методическая разработка занятия для детей старшей группы (4-5 лет) на тему «Сравнение народных сказок – казахской «Хитрый Алдар-Косе» и русской сказки «Каша из топора»


Янцен Людмила Ивановна

воспитатель Мини-центр при Коммунальном государственном учреждении «ОШ №16 акимата г.Сарани»

Методическая разработка занятия для детей старшей группы (4-5 лет)

на тему «Сравнение народных сказок – казахской «Хитрый Алдар-Косе» и русской сказки «Каша из топора»

Цель: Продолжать знакомить детей с казахским и русским устным народным творчеством – бытовой народной сказкой.

Задачи:

  1. Пересказывание сказки по картинкам и показ по ролям, пользуясь только жестами и мимикой; сравнение сказок по диаграмме Венна; использование ментальных карт Mindmap.
  2. Учить внимательно слушать, делать выводы, обмениваться впечатлениями; развивать мышление, внимание, память у детей.
  3. Воспитывать интерес к сказочным персонажам.

Демонстрационный материал: большая свеча, юрта с дастарханом, шкатулка с загадками, слайды с иллюстрациями сказки «Каша из топора», атрибуты для демонстрации сказки «Каша из топора», аудиозапись и слайды с иллюстрациями сказки «Хитрый Алдар-Косе», аудиозапись «Кюи» для входа Алдара-Косе, диаграмма Венна на плакате, ментальные карты Mindmap с героями двух сказок.

Словарная работа: хитрец, бай, седло, скакун, конь-бегунец, лисья шуба, топор, глядеть во все глаза, объедение, дивиться, чуток.

Билингвальный компонент: сапог – етік, козленок – лақ, каша – ботқа, обманывать – алдау (обманет – алдар), безбородый – көсе, бай – богач, хитрец – жылпос, конь – ат.

Ожидаемый результат:

  1. Знать содержание сказок по картинкам и уметь показать, пользуясь только жестами и мимикой,
  2. Иметьинтерес к сказочным персонажам, развитые мышление, внимание и память,
  3. Уметьвнимательно слушать, делать выводы, обмениваться впечатлениями, сравнивать сказки по диаграмме Венна.

Воспитатель заводит детей в группу под музыку, встают в круг.

Воспитатель: Добрый день и добрый час! Приглашаю в сказку вас!

Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие: мы покажем свои знания по художественной литературе, используя нетрадиционные формы работы, будем учиться передавать сюжет при помощи жестов и мимики, вспомним все то, что мы проходили уже на занятиях по ознакомлению с детской художественной литературой, а также научимся сравнивать разные сказки по диаграмме Венна.

Воспитатель: Я приглашаю вас в уютную юрту, присаживайтесь поудобнее. Нас с вами согреет огонёк свечи и нам станет уютно и тепло (зажигается свеча).

Дети заходят, рассаживаются и слушают воспитателя.

– Для начала давайте вспомним, в какой республике мы живем? (Казахстан)

– Какие народы живут у нас в Республике? (Казахи, русские, узбеки, корейцы, турки, украинцы….) А как называются сказки этих народов? (Казахские, русские, узбекские, корейские, турецкие, украинские…)

Воспитатель: Мы знаем, что в художественной литературе есть разные жанры. Назовите мне, какие? (Басня, стих, песня, рассказ, сказка и т.д.) А на какие бывают сказки? (Бытовые, волшебные, о животных…) Чем отличаются эти сказки друг от друга? (Содержанием)

Воспитатель: Что происходит в волшебных сказках? (Выдуманные герои, волшебство, превращение) Что в бытовых? (Жизнь людей. Их быт, их характеры и поступки) А что в сказках о животных? (Главными героями являются животные)

Воспитатель: Назовите мне сказки, которые вы знаете, какие они? (Примеры детей).

Отгадывание сказок в форме загадок:

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке.

(Колобок)

Больных зверей он исцелил

И Бармалея победил.

(Айболит)

На крыше дома он живет,

Человечек – вертолет.

(Карлсон)

Мы дружно, весело живем

И терпеливо маму ждем.

Она нам песенку споет,

Накормит, молока нальет.

(Семеро козлят)

Ничего малыш не знает,

Небылицы сочиняет.

А одет, как попугай,

Его имя отгадай.

(Незнайка)

Мальчик в джунглях очутился,

И с волками подружился,

И с медведем, и с пантерой,

Вырос сильным он и смелым.

(Маугли)

Я появилась из цветочка,

Всего лишь дюйм была росточком,

На мне хотел жениться крот,

А ласточка взяла в полет.

(Дюймовочка)

На королевской дочери

Хозяина женил

Тот кот, что людоеда,

Как мышку проглотил.

(Кот в сапогах)

Воспитатель: А как начинаются и заканчиваются все народные сказки? (Ответы детей)

Сейчас мы с Вами вспомним одну сказку.

Работа по слайдам «Каша из топора»

Дети смотрят слайды и поочередно рассказывают содержание сказки. Далее вопросы по содержанию:

– Какая это сказка? Почему?

– Кто главные герои?

– Давайте охарактеризуем их.

– Кто вам больше понравился? Почему? (Ответы детей)

Далее дети должны показать содержание сказки без слов, только жестами и мимикойс использованием атрибутики сказки. Показывают двое желающих, остальные смотрят и помогают.

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы можно подобрать в этой сказке:

  1. Догадка не хуже разума.
  2. Сметка дороже богатства.
  3. Глупый киснет, а умный все промыслит.

Физкультминутка – игра «Летает – не летает» с применением билингвального компонента

Воспитатель называет предметы или объекты из сказок на русском или казахском языках. Дети свободно стоят. Если предмет/объект летает, то дети демонстрируют, как. Если названный предмет/объект не летает, то дети стоят на месте. Например: аю (медведь) – не летает; ұшақ (самолет) – летает; стол (үстел) – не летает и т.д.

Сюрпризный момент: появление казахского народного сказочного героя Алдара-Косе.

Алдар-Косе: Қайырлы күн, балалар! Мен – Алдар-Көсе. Добрый день, дети. Я Алдар-Косе (Дети приветствуют героя).

Я принес Вам казахскую народную сказку «Хитрый Алдар-Косе». Давайте мы сейчас ее прослушаем.

Прослушивание аудиозаписи сказки «Хитрый Алдар-Косе».

– К какому жанру относится эта сказка?

– Почему?

– Сколько героев?

– Кто главные герои?

– Давайте охарактеризуем их:

– Кто вам больше понравился? (Ответы детей)

Диаграмма Венна

Воспитатель: Дети, давайте сравним две сказки – «Кашу из топора» и «Хитрый Алдар-Косе» по диаграмме Венна, посмотрим, что общего у этих двух сказок?

Работают по диаграмме Венна и определяют, что общего в двух сказках.

Воспитатель просит назвать:

1) Характер главных героев по Mindmap (ментальной карте или карте памяти):

а) Алдара-Косе и Жадного Бая,

б) Солдата и Старухи,

2) Жанр сказки,

3) Количество героев сказки,

4) Мораль сказки.

Диаграмма Венна — это схема с пересекающимися кругами, которая показывает, как много общего имеют разные сказки. Для построения диаграммы Венна выбирают несколько объектов и размещают их в отдельных кругах, при этом в область пересечения кругов попадают объекты, совмещающие в себе свойства данных сказок.

«Каша из топора»
Сходства: 1. Характер главных героев 2. Жанр сказки 3. Кол-во героев 4. Мораль сказки
«Алдар-Косе и Жадный Бай»

Алдар-Косе: Жарайсың, балалар!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Какая сказка вам больше понравилась? Почему?

Я приглашаю вас в круг, давайте простимся с нашим огоньком, поблагодарим за тепло и уют.

Дети дружно задувают огонек.

Ребята, скажите, что вам запомнилось из сегодняшнего занятия?

Высказывают свои мнения.