Методическая разработка занятия для детей старшей группы (4-5 лет) на тему «Сравнение народных сказок – казахской «Хитрый Алдар-Косе» и русской сказки «Каша из топора»
Янцен Людмила Ивановна
воспитатель Мини-центр при Коммунальном государственном учреждении «ОШ №16 акимата г.Сарани»
Методическая разработка занятия для детей старшей группы (4-5 лет)
на тему «Сравнение народных сказок – казахской «Хитрый Алдар-Косе» и русской сказки «Каша из топора»
Цель: Продолжать знакомить детей с казахским и русским устным народным творчеством – бытовой народной сказкой.
Задачи:
- Пересказывание сказки по картинкам и показ по ролям, пользуясь только жестами и мимикой; сравнение сказок по диаграмме Венна; использование ментальных карт Mindmap.
- Учить внимательно слушать, делать выводы, обмениваться впечатлениями; развивать мышление, внимание, память у детей.
- Воспитывать интерес к сказочным персонажам.
Демонстрационный материал: большая свеча, юрта с дастарханом, шкатулка с загадками, слайды с иллюстрациями сказки «Каша из топора», атрибуты для демонстрации сказки «Каша из топора», аудиозапись и слайды с иллюстрациями сказки «Хитрый Алдар-Косе», аудиозапись «Кюи» для входа Алдара-Косе, диаграмма Венна на плакате, ментальные карты Mindmap с героями двух сказок.
Словарная работа: хитрец, бай, седло, скакун, конь-бегунец, лисья шуба, топор, глядеть во все глаза, объедение, дивиться, чуток.
Билингвальный компонент: сапог – етік, козленок – лақ, каша – ботқа, обманывать – алдау (обманет – алдар), безбородый – көсе, бай – богач, хитрец – жылпос, конь – ат.
Ожидаемый результат:
- Знать содержание сказок по картинкам и уметь показать, пользуясь только жестами и мимикой,
- Иметьинтерес к сказочным персонажам, развитые мышление, внимание и память,
- Уметьвнимательно слушать, делать выводы, обмениваться впечатлениями, сравнивать сказки по диаграмме Венна.
Воспитатель заводит детей в группу под музыку, встают в круг.
Воспитатель: Добрый день и добрый час! Приглашаю в сказку вас!
Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие: мы покажем свои знания по художественной литературе, используя нетрадиционные формы работы, будем учиться передавать сюжет при помощи жестов и мимики, вспомним все то, что мы проходили уже на занятиях по ознакомлению с детской художественной литературой, а также научимся сравнивать разные сказки по диаграмме Венна.
Воспитатель: Я приглашаю вас в уютную юрту, присаживайтесь поудобнее. Нас с вами согреет огонёк свечи и нам станет уютно и тепло (зажигается свеча).
Дети заходят, рассаживаются и слушают воспитателя.
– Для начала давайте вспомним, в какой республике мы живем? (Казахстан)
– Какие народы живут у нас в Республике? (Казахи, русские, узбеки, корейцы, турки, украинцы….) А как называются сказки этих народов? (Казахские, русские, узбекские, корейские, турецкие, украинские…)
Воспитатель: Мы знаем, что в художественной литературе есть разные жанры. Назовите мне, какие? (Басня, стих, песня, рассказ, сказка и т.д.) А на какие бывают сказки? (Бытовые, волшебные, о животных…) Чем отличаются эти сказки друг от друга? (Содержанием)
Воспитатель: Что происходит в волшебных сказках? (Выдуманные герои, волшебство, превращение) Что в бытовых? (Жизнь людей. Их быт, их характеры и поступки) А что в сказках о животных? (Главными героями являются животные)
Воспитатель: Назовите мне сказки, которые вы знаете, какие они? (Примеры детей).
Отгадывание сказок в форме загадок:
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке.
(Колобок)
Больных зверей он исцелил
И Бармалея победил.
(Айболит)
На крыше дома он живет,
Человечек – вертолет.
(Карлсон)
Мы дружно, весело живем
И терпеливо маму ждем.
Она нам песенку споет,
Накормит, молока нальет.
(Семеро козлят)
Ничего малыш не знает,
Небылицы сочиняет.
А одет, как попугай,
Его имя отгадай.
(Незнайка)
Мальчик в джунглях очутился,
И с волками подружился,
И с медведем, и с пантерой,
Вырос сильным он и смелым.
(Маугли)
Я появилась из цветочка,
Всего лишь дюйм была росточком,
На мне хотел жениться крот,
А ласточка взяла в полет.
(Дюймовочка)
На королевской дочери
Хозяина женил
Тот кот, что людоеда,
Как мышку проглотил.
(Кот в сапогах)
Воспитатель: А как начинаются и заканчиваются все народные сказки? (Ответы детей)
Сейчас мы с Вами вспомним одну сказку.
Работа по слайдам «Каша из топора»
Дети смотрят слайды и поочередно рассказывают содержание сказки. Далее вопросы по содержанию:
– Какая это сказка? Почему?
– Кто главные герои?
– Давайте охарактеризуем их.
– Кто вам больше понравился? Почему? (Ответы детей)
Далее дети должны показать содержание сказки без слов, только жестами и мимикойс использованием атрибутики сказки. Показывают двое желающих, остальные смотрят и помогают.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы можно подобрать в этой сказке:
- Догадка не хуже разума.
- Сметка дороже богатства.
- Глупый киснет, а умный все промыслит.
Физкультминутка – игра «Летает – не летает» с применением билингвального компонента
Воспитатель называет предметы или объекты из сказок на русском или казахском языках. Дети свободно стоят. Если предмет/объект летает, то дети демонстрируют, как. Если названный предмет/объект не летает, то дети стоят на месте. Например: аю (медведь) – не летает; ұшақ (самолет) – летает; стол (үстел) – не летает и т.д.
Сюрпризный момент: появление казахского народного сказочного героя Алдара-Косе.
Алдар-Косе: Қайырлы күн, балалар! Мен – Алдар-Көсе. Добрый день, дети. Я Алдар-Косе (Дети приветствуют героя).
Я принес Вам казахскую народную сказку «Хитрый Алдар-Косе». Давайте мы сейчас ее прослушаем.
Прослушивание аудиозаписи сказки «Хитрый Алдар-Косе».
– К какому жанру относится эта сказка?
– Почему?
– Сколько героев?
– Кто главные герои?
– Давайте охарактеризуем их:
– Кто вам больше понравился? (Ответы детей)
Диаграмма Венна
Воспитатель: Дети, давайте сравним две сказки – «Кашу из топора» и «Хитрый Алдар-Косе» по диаграмме Венна, посмотрим, что общего у этих двух сказок?
Работают по диаграмме Венна и определяют, что общего в двух сказках.
Воспитатель просит назвать:
1) Характер главных героев по Mindmap (ментальной карте или карте памяти):
а) Алдара-Косе и Жадного Бая,
б) Солдата и Старухи,
2) Жанр сказки,
3) Количество героев сказки,
4) Мораль сказки.
Диаграмма Венна — это схема с пересекающимися кругами, которая показывает, как много общего имеют разные сказки. Для построения диаграммы Венна выбирают несколько объектов и размещают их в отдельных кругах, при этом в область пересечения кругов попадают объекты, совмещающие в себе свойства данных сказок.
«Каша из топора» |
Сходства: 1. Характер главных героев 2. Жанр сказки 3. Кол-во героев 4. Мораль сказки |
«Алдар-Косе и Жадный Бай» |
Алдар-Косе: Жарайсың, балалар!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какая сказка вам больше понравилась? Почему?
Я приглашаю вас в круг, давайте простимся с нашим огоньком, поблагодарим за тепло и уют.
Дети дружно задувают огонек.
Ребята, скажите, что вам запомнилось из сегодняшнего занятия?
Высказывают свои мнения.