Школьная рабочая программа клуба «Подросток» по нравственному воспитанию учащихся старшего звена.
Барзанова Нуршат Имашевна
Воспитатель КГУ «Специальная школа – интернат №7» УО ВКО
Школьная рабочая программа клуба « Подросток»
по нравственному воспитанию
учащихся старшего звена.
Составила: Барзанова Н.И
2022-2023 учебный год.
Пояснительная записка
Подростковый возраст – это пора достижений, стремительного пополнения знаний, умений, становления нравственности, развития самосознания и открытия своего «Я», обретения новой социальной позиции . Подростковый возраст – это так называемый «переходный период», как бы основной путь от детства к взрослости, которая является особенным периодом в жизни каждого человека. И без того, чтобы пройти этот путь, не может сформироваться, стать самостоятельной личностью ни один человек. Отсюда очень важный вывод: период подросткового развития нельзя миновать или обойти стороной. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает подросток, необходимо обучить его социальным навыкам, т.к. комплексу поведенческих навыков, которые должны формироваться у подростка в процессе его социализации. Существует ряд причин, по которым обучение жизненно важным навыкам необходимо:
Во-первых: обучение жизненно важным навыкам позволяет овладеть и развить умения, которые будут способствовать овладению знаниями, правилами и принципами положительных межличностных отношений и умению нести ответственность за свои действия и поступки.
Во-вторых: занятия кружка помогут обучить детей способам успешной социализации в современное казахстанское общество.
В-третьих: обучение навыкам самооценки помогут воспитаникам в освоений правил становлений личности.
Цели и задачи клуба:
1.Формирование и развитие у подростков социально значимого комплекса жизненно важных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активация механизмов самопознания и самовыражения; 2.Формирование навыков адекватной самооценки, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению; 3.Формирование бережного отношения к своему психическому здоровью как основе нравственного становления личности.
Основные направления работы:
— Духовно – нравственное развитие личности – основы успешности социализации.
— Психолого- педагогическое сопровождение процессов развития и формирования личности.
— Просвещение и воспитание.
Содержание деятельности клуба
Тематика клубных занятий.
№ | Форма занятия | Тема занятия | Цели | Сроки выполнения |
1 | Час общения | Что такое моё «Я»? Знаю ли я себя? | Закрепить знания учащихся об основных правил самооценки. | Сентябрь |
2 | Урок нравственности | Люди существуют друг для друга | Расширить знания учащихся о правилах гуманного общения и взаимопонимания | Сентябрь |
3 | Заседание круглого стола | Каким ты выглядишь в глазах других с точки зрения других. О пользе критики. | Выработать нравственные принципы оценивания своих и чужих поступков. | Октябрь |
4 | Дискуссия | Дружба – это… Я и мои друзья. Мои одноклассники и одноклассницы. | Закрепить представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности. Выяснить представления ребят о дружбе. | Октябрь |
5 | Встреча с сотрудниками городского РАКС а. | Нравственные и правовые нормы семьи. | Закрепить навыки, помогающие устанавливать и поддерживать дружеские и добрые взаимоотношения в семье | Ноябрь |
6 | Занятие школы психологической поддержки | Мир эмоций. Мои эмоции. | Закрепить представления о позах и жестах как выразительных средствах, несущих важную информацию. | Ноябрь |
7 | Занятие школы психологической поддержки | Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом. Как помочь человеку справится с горем? | Закрепить представления о состоянии человека в стрессовых ситуациях. Обучить доступным способам выхода из состояния уныния. Закрепить навыки конструктивного поведения в ситуации переживания. | Декабрь |
8 | Занятие школы психологической поддержки | Конфликты и компромиссы. Учимся предотвращать и разрешать конфликты. Способы решения конфликтов с родителями. | Закрепление навыков поведения в конфликте, передача знаний о возможности договариваться в ситуации конфликта. | Декабрь |
9 | Правовой лектории | Что такое ответственность? | Расширить представления об ответственности за свои поступки; формирование убеждения, что умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения; формирования умения анализировать свое поведение. | Январь |
10 | Встреча с сотрудниками городской прокуратуры. | Путешествие в страну «Законию» | Показать, что принятие оптимального решения возможно лишь после критического осмысления ситуации. Расширить особенности принятия персонального и коллективного решения. | Январь |
11 | Практикум | Умение принимать решение. | Обучение несовершеннолетних принимать решения в экстренных ситуациях в рамках основы безопасной жизнедеятельности | Февраль |
12 | Правовой час | Правила защитаы от жестокого обращения. | Продолжить знакомство учащихся с существующими нормами международного и республиканского права о защите детей. | Февраль |
13 | Час общения | «Можно ли рисковать по — умному?» | Закрепление навыков безопасного поведения в ситуациях, связаных с риском для жизни. | Март |
14 | Тренинг | «Уроки самооценки» | Закрепить представление о самооценке, расширить знания о понятии «самоценности» человеческого «Я». | Март |
15 | Час общения | Умеешь ли ты сказать «Нет»? | Развитие представлений о силе группового давления на личность, способности делать самостоятельный выбор и умений поступать в соответствии с собственными решениями. | Апрель |
16 | Урок правовой грамотности | Права и обязанности подростков. | Расширить знания и представления о правах и обязанностях ребенка. | Апрель |
17 | Встреча с врачом наркологом городского ПНД. | Говоря наркотикам «НЕТ», ты говоришь своему здоровью «ДА», | Выработать убеждения, что отказ от ПАВ является признаком зрелого поведения, сформировать представления о механизмах возникновения зависимости от ПАВ и возможности противостоять этому. | Май |
18 | Итоговое занятие | «Мой выбор жизненных целей» | Научить ставить жизненные цели, и понимать отличие мечты от цели. Помочь подросткам построить планы на будущее. | Май |
Ожидаемый результат:
Ожидаемый результат от реализации программы клуба усвоение данной программы направлено на овладение учащимися следующими навыками:
Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности
Навыки позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье. Навыки самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми.
Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей. Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас. Навыки самостоятельного принятия решений – способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, должен уметь учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом. Навык решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению как сложных жизненных проблем, так и нестандартных ситуаций .