Школьная рабочая программа клуба «Подросток» по нравственному воспитанию учащихся старшего звена.


Барзанова Нуршат Имашевна

Воспитатель КГУ «Специальная школа – интернат №7» УО ВКО

Школьная рабочая программа клуба « Подросток»

по нравственному  воспитанию

учащихся старшего звена.

                                                    Составила: Барзанова Н.И

2022-2023 учебный год.

Пояснительная записка

  Подростковый возраст – это пора достижений, стремительного пополнения знаний, умений, становления нравственности, развития самосознания и открытия своего “Я”, обретения новой социальной позиции . Подростковый возраст – это так называемый «переходный период», как бы основной путь от детства к взрослости, которая является особенным периодом в жизни каждого человека. И без того, чтобы пройти этот путь, не может сформироваться, стать самостоятельной личностью ни один человек. Отсюда очень важный вывод: период подросткового развития нельзя миновать или обойти стороной.  Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает подросток, необходимо обучить его социальным навыкам, т.к. комплексу поведенческих навыков, которые должны формироваться у подростка в процессе его социализации.   Существует ряд причин, по которым обучение жизненно важным навыкам необходимо:                                                                

       Во-первых: обучение жизненно важным навыкам позволяет овладеть и развить умения, которые будут способствовать овладению знаниями, правилами и принципами положительных  межличностных отношений и умению нести ответственность за свои действия и поступки.

      Во-вторых: занятия кружка помогут обучить детей способам успешной социализации в современное казахстанское общество.

      В-третьих: обучение навыкам самооценки помогут воспитаникам в освоений правил становлений личности.

Цели и задачи клуба:                                                                                                       

 1.Формирование и развитие у подростков социально значимого комплекса жизненно важных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активация механизмов самопознания и самовыражения;                                                                                                              2.Формирование навыков адекватной самооценки, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению;                                                                                                                       3.Формирование бережного отношения к своему психическому здоровью  как основе нравственного становления личности.

 Основные направления работы:

– Духовно – нравственное развитие личности – основы успешности социализации.

– Психолого- педагогическое сопровождение процессов развития и формирования личности.

– Просвещение и воспитание.

Содержание деятельности клуба

Тематика клубных занятий.

Форма занятия Тема занятия Цели Сроки          выполнения
1 Час общения Что такое моё «Я»? Знаю ли я себя? Закрепить знания учащихся об основных правил самооценки. Сентябрь
2 Урок нравственности Люди существуют друг для друга Расширить знания учащихся о правилах гуманного общения и взаимопонимания Сентябрь
3 Заседание круглого стола Каким ты выглядишь в глазах других с точки зрения других. О пользе критики. Выработать нравственные принципы оценивания своих и чужих поступков. Октябрь
4 Дискуссия Дружба – это… Я и мои друзья. Мои одноклассники и одноклассницы. Закрепить представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности. Выяснить представления ребят о дружбе. Октябрь
5 Встреча с сотрудниками городского РАКС а. Нравственные и правовые нормы семьи. Закрепить навыки, помогающие  устанавливать и поддерживать дружеские  и добрые взаимоотношения в семье Ноябрь
6 Занятие школы психологической поддержки Мир эмоций. Мои эмоции. Закрепить  представления о позах и жестах как выразительных средствах, несущих важную информацию. Ноябрь
7 Занятие школы психологической поддержки Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом. Как помочь человеку справится с горем? Закрепить  представления о состоянии человека в стрессовых ситуациях. Обучить доступным способам выхода из состояния уныния. Закрепить  навыки конструктивного поведения в ситуации переживания. Декабрь
8 Занятие школы психологической поддержки Конфликты и компромиссы. Учимся предотвращать и разрешать конфликты. Способы решения конфликтов с родителями. Закрепление навыков поведения в конфликте, передача знаний о  возможности договариваться в ситуации конфликта. Декабрь
9 Правовой лектории Что такое ответственность? Расширить  представления об ответственности за свои поступки; формирование убеждения, что умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения; формирования умения анализировать свое поведение. Январь
10 Встреча с сотрудниками городской прокуратуры. Путешествие в страну «Законию» Показать, что принятие оптимального решения возможно лишь после критического осмысления ситуации. Расширить особенности принятия персонального и коллективного решения. Январь
11 Практикум Умение принимать решение. Обучение несовершеннолетних принимать решения в экстренных ситуациях в рамках основы безопасной жизнедеятельности Февраль
12 Правовой час Правила защитаы от жестокого обращения. Продолжить знакомство учащихся с существующими нормами международного и республиканского права о защите детей. Февраль
13 Час общения «Можно ли рисковать по –  умному?» Закрепление  навыков  безопасного поведения в ситуациях, связаных с риском для жизни. Март
14 Тренинг «Уроки самооценки» Закрепить представление о самооценке, расширить знания о понятии «самоценности» человеческого «Я». Март
15 Час общения Умеешь ли ты сказать «Нет»? Развитие представлений  о силе группового давления на личность, способности делать самостоятельный выбор и умений поступать в соответствии с собственными решениями. Апрель
16 Урок правовой грамотности Права и обязанности подростков. Расширить знания и представления о правах и обязанностях ребенка. Апрель
17 Встреча с врачом наркологом городского ПНД. Говоря наркотикам «НЕТ», ты говоришь своему здоровью «ДА», Выработать убеждения, что отказ от ПАВ является признаком зрелого поведения, сформировать представления о механизмах возникновения зависимости от ПАВ и возможности противостоять этому. Май
18 Итоговое занятие «Мой выбор жизненных целей» Научить ставить жизненные цели, и понимать отличие мечты от цели. Помочь подросткам построить планы на будущее. Май

Ожидаемый результат:

Ожидаемый результат от реализации программы клуба усвоение данной программы направлено на овладение учащимися следующими навыками:   

Навыки  позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности

Навыки позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.                                                                                                                      Навыки  самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми.                                                                                                                 

Навыки  управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.                                                                                                                                           Навыки  адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.                                                                                                                                       Навыки самостоятельного принятия решений – способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, должен уметь  учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.                                                                            Навык решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению как сложных жизненных проблем, так и нестандартных ситуаций .