Авторская программа «Казахстанское право»


Разработала:               Дыба Ю.А. Ю.А. учитель истории КГУ СОШ № 9

Пояснительная записка.

Цель  программы:                   

Формирование у учащихся   целенаправленного развития правовой грамотности, системы патриотического воспитания.

Задачи  программы:

  • Создание организационных  предпосылок и системы мер, способствующих формированию у  учащихся чувства осмысленной  гражданской солидарности  и сопричастности, межэтнического межличностного взаимопонимания;
  • обеспечение взаимодействия  общества  и его граждан, в частности, при проведении комплекса мероприятий по воспитанию казахстанского патриотизма,  толерантности, уважения к правам и свободам человека;
  • создание условий и социальных  предпосылок для формирования цивилизованных гражданских и межличностных отношений;
  • содействие работе по воспитанию патриотизма через формирование позитивных моделей поведения и популяризацию образа героя нашего времени среди молодежи.

 Данная программа подчеркивает актуальность, большую значимость и необходимость развития гражданско-правовой вертикали в содержании школьного образования. В основе концепции и программы — отказ от традиционных подходов к структурированию содержания  гражданско – патриотического образования в школе.

Курс имеет интегративный характер. Его содержание определяют не основы общественных наук (философии, экономики, социологии, права, религиоведения и др.), а проблемы общественной жизни, которые являются предметом изучения этих наук. В центре курса — гражданин, личность человека как участника сложнейших общественно-политических процессов переходного периода. Это позволяет наполнять занятия эмоционально насыщенным материалом

Каждый раздел программы  интегрирует  основные сферы и аспекты общественной жизни. Среди них вопросы государственного устройства, правовой, судебной реформ, проблемы морали, религии, семьи, экологии, межнациональных отношений, наркомании, ЗОЖ, проблемы СПИДа и др. Такой подход учитывает известный педагогам факт: при изучении традиционных для общественных наук содержательных блоков (политика, право, экономика) учащиеся быстро устают и теряют интерес к предмету. 

 Возрастным особенностям учащихся подчинены практически все элементы программы и учебно-методического обеспечения. Приоритет педагогики в структурировании курса обеспечивает максимальную ориентацию программы на заинтересованное изучение школьниками общественных явлений. Детям на занятии должно быть интересно. Все то, что не может быть в принципе усвоено детьми, даже если это базовые положения общественных наук, в программу не включается вообще или включается не в той последовательности, которой требует логика изложения основ науки. Практика подтвердила, что здесь не обойтись без использования инновационных форм обучения, включающих как познавательный, так и эмоционально- ценностный аспекты. Это новые образовательные технологии:

  1. Игровые технологии
  2. Компьютерные технологии
  3. Тренинговые технологии
  4. Технология проектного обучения
  5. Интерактивная технология

           Учащиеся подросткового возраста наиболее восприимчивы к изучению норм уголовного и административного права и вместе с тем склонны к девиантному поведению. Именно прагматические профилактические цели данного раздела курса определяют его характер, который не противоречит   «Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан». Линейное построение материала в данном случае компенсируется эмоциональной насыщенностью тем, отражающих специфические проблемы поведения подростков.

          Система патриотического воспитания предусматривает: формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов; проведение массовой политико-воспитательной работы в трудовых коллективах, армии, общественных организациях; осуществление деятельности средств массовой информации, направленной на анализ, изучение и освещение темы патриотического воспитания граждан. 

Особое значение при этом придается изучению  нормативных правовых актов. Для осмысления политического и нравственного значения  прав и обязанностей несовершеннолетних. 

           Важную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играют детские и молодежные общественные движения и организации, творческие союзы, такие как: молодежное движение «Жас улан», школьные омбудсмены. Основной целью деятельности которых является оказание содействия в самоопределении и становлении личности, формирование правовой культуры учащихся.
 

Учебная нагрузка по предмету:

5 класс – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году

6 класс -1 час в неделю, 34 часа в учебном году

7 класс -1 час в неделю, 34 часа в учебном году.

Программа   «Казахстанское право»

34 час.

Программа для 5 класса.

Введение. Важный этап жизни — стать учеником  основной школы. (1час)

Раздел № 1 : История возникновения прав V-XX вв.(9 часов)

Возникновение государства на территории Казахстана.

История возникновения права( от куда возникло понятие, как и где распространялось право в мире и Казахстане) Сборник законов «Тору»

Амергенство или закон левират. «Ясы Чингизхана». «Қасым ханның қасқа жолы». «Тауке ханның жети жарғы.» Правовая система в казахских жузах.

Казахское право в советское время. Посещение городской налоговой службы города.

 Повторение . (2 час)

 Раздел № 2:  Независимый и суверенный Казахстан.11 часов.

Конституция РК- основной закон. Статус Президента РК, Парламента РК, Правительства РК..Правовое положение Судебной власти и Конституционного Совета. Принципы избирательного права. Предвыборная гонка. Выборы. Глоссарий ( работа над понятиями).«Закон об образовании РК», «Закон о всеобуче».УКРК( знакомство со статьями).

Повторение .( 2часа)

Раздел № 3: Право в других государствах. (7 часов)

Правовая система России. Правовая система США. Правовая система Англии. НАТО и ее функции. ООН и ее функции. Е.С. и его правовая система.

Итоговое повторение.(2часа)

Программа 6 класс.

Введение .Знакомство с программой курс. 1час.

Раздел № 1: «Я – гражданин своей страны».7 часов.

  Поступки человека. Бездумные действия. Спокойствие и благополучие в жизни  . Основные значения понятия гражданин. Защитники Родины. Выдающиеся личности — граждане.   Права человека и гражданина.

Раздел № 2:  Место ребенка в обществе.7часов.

 Что такое общество. Нация и ее признаки. Семья и семейная жизни. Права и обязанности супругов. Основные компетенции жизни в обществе.   

 Повторение .1 час.

Раздел № 3 : Человек в обществе. 12 часов.

 Достоинство человека. Добро и зло. Честь. Зависть. Власть .Государство  и   политика. Терроризм и борьба с ним. Изучение статей А.К.Р.К. Статья 336. Распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в пьяном виде Статья 336-1. Нарушение запрета курения в отдельных общественных местах . Статья 336-2.

Немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в общественных местах Статья 336-3. Нахождение несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время Статья 336-4. Нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища

Раздел № 4 : ЗОЖ – здоровая нация.5 часов.

  Курение — вид наркомании. Подражание взрослым. Привыкание к никотину.  Исторические корни стремления власти к получению “пьяных доходов”.  Наркомания как смертельно опасное заболевание.   Постепенное привыкание к наркотикам. “Ломка”. 

Итоговое повторение .1 часа.

Программа 7 класса.

Введение в предмет «Казахстанское право». 1 час.

 Раздел №1: Преступление и наказание 6 часов.

Проблема правонарушений несовершеннолетних. Правонарушение и преступление.  Вина – Отношение к собственным поступкам.

Ответственность.( Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность.)  Взыскание и наказание.

 Повторение 2 часа.

Раздел №2: Закон и я . 6часов.

Предмет криминологии. (Понятие криминологии.)  Аморализм.(Типичные аморальные поступки учащихся. Аморальное поведение юношей и девушек. Пьянство и преступность несовершеннолетних .) Бездуховность.(Признаки бездуховности. Источники духовной нищеты. Пренебрежение к учебе.) Экстремизм. Безнаказанность – ведет к преступлению.

 Повторение 2 часа.

Раздел № 3: Преступления несовершеннолетних 10часов.

 Корыстные преступления.(  Кража.   Грабеж. Разбой. Мошенничество. ).Вымогательство. (Понятие вымогательства. Рэкет).Некорыстные правонарушения  (Умышленное повреждение или уничтожение имущества. Неосторожное повреждение или уничтожение имущества. Вандализм. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Ответственность за некорыстные преступления против собственности.) Преступление против чести и достоинства.(Оскорбление. Клевета. Хулиганство. Цинизм. Похищения людей.) Преступление против половой неприкосновенности. (Изнасилование — наиболее опасное преступление против личности.) Преступления против здоровья и жизни.(Умышленное причинение вреда здоровью. Убийство — тягчайшее преступление. ) 

Повторение 2 часа.

Раздел № 4: Преступные группировки. 3 часа.

Как попадают в преступную группу? Ответственность за групповые преступления.(Пособник преступления. Исполнитель. Подстрекатель. Организатор преступления. ) .

Итоговое повторение. 2часа.

 Ожидаемые результаты:

  1. Возрастет стремление учащихся к участию в патриотическом движении;
    1. будет усилено информационно- пропагандистское обеспечение реализации государственной политики по повышению               патриотического сознания граждан;
    1. будут активизированы меры на  развитие   гражданственности, правовой культуры и патриотического воспитания;    
    1.  в  воспитательный  процесс будут интегрированы новые методики и материалы, нацеленные на формирование правовой грамотности, чувства патриотизма.

Государственное учреждение акимата г.Экибастуза средняя общеобразовательная школа №9.

Экибастуз-2016год

Данный учебно- методический комплекс содержит программу и методические разработки правовых мероприятий, который способствует

формирование у учащихся   целенаправленного развития правовой грамотности,   высокого уровня патриотического сознания.

     Разработала:               Дыба Ю.А. Ю.А. учитель истории