«Веселый стадион»
Петрова Наталия Ивановна
инструктор по физической культуре, ГККП «Детский сад №6 «Мерей» п. Шантобе при ОО по г. Степногорск управления образования Акмолинской области
ГККП «Детский сад №6 «Мерей» п. Шантобе при ОО по г. Степногорск
управления образования Акмолинской области
Авторская программа
«Весёлый стадион»
Содержание:
«Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр» для средней группы (дети 3-4 лет) | 3 | |
«Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр» для средней группы (дети 3-4 лет) | 9 | |
«Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр» для средней группы (дети 3-4 лет) | 15 |
«Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр»
для средней группы (дети 3-4 лет)
Актуальность.
Национальные подвижные игры благотворно влияют на центральную нервную систему младших дошкольников. Благодаря систематическим занятиям подвижными играми у детей совершенствуется телосложение, корректируется осанка, вытягивается позвоночник, тело становится ровным, стройным.
Необходимо также отметить, что казахские национальные подвижные игры оказывают влияние на течение нервных процессов, определяющих способность быстрых движений дошкольников в ответ на меняющиеся в игре сигналы, в результате чего достигается пластичность двигательных реакций, составляющих основу качества ловкости.
Проблема: Здоровьесберегающие технологии активно применяются в детских садах, но очень мало уделяют внимание именно казахским национальным играм. Дети не знают казахских национальных игр, соответственно не играют в них. Казахские национальные игры дают широкие возможности патриотического и интернационального воспитания поколения, так же формируют отличные физические качества, которыми обладали батыры.
Цель: ознакомление детей с казахскими народными играми, развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость, воспитание патриотизма.
Ожидаемые результаты:
- Обновление материально-технической базы;
- Повышение компетенции педагога по данной проблеме;
- Дети в течение года изучат не менее 9 игр, будут знать правила и играть в свободное время в данные игры.
Паспорт программы
Наименование | «Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр» |
Тип программы | Познавательно-игровая |
Организация | ГККП «Детский сад №6 «Мерей» п. Шантобе при ОО по г. Степногорск управления образования Акмолинской области |
Разработчик программы | Петрова Н.И. |
Цель | ознакомление детей с казахскими народными играми, развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость, воспитание патриотизма. |
Задачи | Познакомить детей с казахскими национальными играми; Развивать физические качества детей; Формировать привычку ЗОЖ; Воспитывать коллективизм и патриотизм. |
Срок реализации | 1 год |
Участники | Дети 3-4 лет Воспитатели Родители |
Обеспечение | Материально – техническое: Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер. Оборудование для игр Учебно-методическое: Картотеки с играми |
Трансляция | Ватсап чат с родителями и педагогами |
Продукты реализации программы | 1.Картотека дидактических игр 2.Альбом «Казахские национальные игры» 3.Консультация для родителей «Развитие физических качеств через казахские национальные игры» |
Основные этапы реализации программы:
Планируемая работа | Ожидаемый результат | Сроки |
1 этап – подготовительный Цель: самосовершенствование по данной теме. | ||
Диагностирование детей через наблюдение, беседу Составление перспективного плана по реализации проекта. Подбор игр Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды. | Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. Будет создана позитивная работа с родителями. | Первый этап |
2 этап – практический Цель: реализация проекта в образовательную практику. | ||
Еженедельная работа с детьми: 1.Рассказ воспитателя об игре, показ иллюстраций; 2.Знакомство с правилами игры; 3.Применение игр на занятиях физической культуры; 4.Организация игр на прогулке | У детей будет сформирован интерес к казахским народным играм. Родители станут участниками образовательного процесса. | Второй этап |
3 этап – заключительный Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив. | ||
Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта. Анкетирование и опрос детей и родителей. Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада. | Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно- образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость. | По итогам проекта на педагогическом совете, на родительском собрании. |
Циклограмма программы
Еженедельно | Раз в месяц | Раз в квартал | Раз в год |
Организация игр на прогулке | Показательная игра с участием родителей | Организация встречи с родителями спортсменами | 1.Экскурсия в спортивную школу 2.Спортивный досуг 3.Фотовыставка |
Перспективное планирование реализации программы с детьми 3-4 лет
Рекомендации к проведению игр
1.Подготовить материально-техническую базу, по необходимости привлечь родителей;
2.Провести беседу об игре, показать иллюстрации, познакомить детей с правилами игры;
3.Организовать игру во время прогулки (не менее 2х раз в неделю, в месяц не менее 8 раз);
4.В конце месяца провести показательную игру с детьми и родителями;
5.Одна игра изучается месяц, обязательно повторяется иногда в других месяцах.
№ | Название игры | Цель | Сроки |
1 | «Алысқа лақтыр» «Брось дальше» | развитие умения совершать броски на дальность. Обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Сентябрь |
2 | «Жаяу көкпар» «Пеший кокпар» | Цель: развитие скоростных навыков, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Октябрь |
3 | «Бәйге ат жарысы» «Конное состязание Байга» | Цель: развитие двигательных навыков: бег и прыжки, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Ноябрь |
4 | «Туилген орамал» «Завязанный платок» | Цель: развитие навыка бросания и ловли предмета, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Декабрь |
5 | «Октау тартыс» «Перетяни-ка» | Цель: развитие силовых качеств, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Январь |
6 | «Соқыртеке» | Цель: развитие внимательности, двигательных навыков, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Февраль |
7 | Болжау және қуып жету» «Угадай и догони» | Цель: развитие внимательности, двигательных навыков, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Март |
8 | «Ат жарысы» «Скачки» | Цель: развитие навыков прыжка, развитие внимательности, двигательных навыков, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Апрель |
9 | «Тышқандар мен мысық» «Мыши и кошка» | Цель: развитие навыка быстрого бега, развитие внимательности, двигательных навыков, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Май |
10 | Спортивное развлечение «Веселье на коктеу» | создание позитивного настроения, показ знаний и умений детей | май |
Работа с родителями
№ | Вид деятельности | Сроки |
1 | Анкетирование | сентябрь |
2 | Привлечение к созданию предметно-развивающей среды; | в течение года |
3 | Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр | октябрь |
4 | Консультирование на тему: «Развитие физических качеств через казахские национальные игры» | ноябрь |
5 | Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр | январь |
6 | Фотовыставка «Папа, мама, я – спортивная семья» | февраль |
7 | Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр | март |
8 | Экскурсия в спортивную школу, знакомство с тренером казахских национальных игр | апрель |
9 | Совместный спортивный досуг «Веселье на коктеу» | май |
Список литературы:
1. Узакбаева С., Айтпаева А. Казахские народные детские игры. — Алматы: Республ. издат. кабинет Казахской академии образования им. И.Алтынсарина, 2000. — 170 с.
2. ТаникеевМ.Т. Мир народного спорта. — Алматы: Санат, 1998. — 318 с.
3. Тотенаев Б.Т. Казахские национальные игры. — Алма-Ата: Казахстан, 1976. — 144 с.
4. Сагындыков Е.А. Қазақтың ұлттық ойындары. — Алматы: Рауан, 2001. — 175 с.
«Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр»
для старшей группы (дети 4-5 лет)
Актуальность.
Национальные подвижные игры благотворно влияют на центральную нервную систему младших дошкольников. Благодаря систематическим занятиям подвижными играми у детей совершенствуется телосложение, корректируется осанка, вытягивается позвоночник, тело становится ровным, стройным.
Необходимо также отметить, что казахские национальные подвижные игры оказывают влияние на течение нервных процессов, определяющих способность быстрых движений дошкольников в ответ на меняющиеся в игре сигналы, в результате чего достигается пластичность двигательных реакций, составляющих основу качества ловкости.
Проблема: Здоровьесберегающие технологии активно применяются в детских садах, но очень мало уделяют внимание именно казахским национальным играм. Дети не знают казахских национальных игр, соответственно не играют в них. Казахские национальные игры дают широкие возможности патриотического и интернационального воспитания поколения, так же формируют отличные физические качества, которыми обладали батыры.
Цель: ознакомление детей с казахскими народными играми, развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость, воспитание патриотизма.
Ожидаемые результаты:
- Обновление материально-технической базы;
- Повышение компетенции педагога по данной проблеме;
- Дети в течении года изучат не менее 9 игр, будут знать правила и играть в свободное время в данные игры.
Паспорт программы
Наименование проекта | «Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр» |
Тип | Познавательно-игровая |
Организация | ГККП «Детский сад №6 «Мерей» п. Шантобе при ОО по г. Степногорск управления образования Акмолинской области |
Разработчик программы | Петрова Н.И., инструктор ФК |
Цель | ознакомление детей с казахскими народными играми, развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость, воспитание патриотизма. |
Задачи | Познакомить детей с казахскими национальными играми; Развивать физические качества детей; Формировать привычку ЗОЖ; Воспитывать коллективизм и патриотизм. |
Срок реализации | 1 год |
Участники | Дети 4-5 лет Воспитатели Родители |
Обеспечение | Материально – техническое: Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер. Оборудование для игр Учебно-методическое: Картотеки с играми |
Трансляция | Ватсап чат с родителями и педагогами |
Продукты проекта | 1.Картотека дидактических игр 2.Альбом «Казахские национальные игры» 3.Консультация для родителей «Развитие физических качеств через казахские национальные игры» |
Основные этапы реализации проекта:
Планируемая работа | Ожидаемый результат | Сроки |
1 этап – подготовительный Цель: самосовершенствование по данной теме. | ||
Диагностирование детей через наблюдение, беседу Составление перспективного плана по реализации проекта. Подбор игр Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды. | Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. Будет создана позитивная работа с родителями. | Первый этап |
2 этап – практический Цель: реализация проекта в образовательную практику. | ||
Еженедельная работа с детьми: 1.Рассказ воспитателя об игре, показ иллюстраций; 2.Знакомство с правилами игры; 3.Применение игр на занятиях физической культуры; 4.Организация игр на прогулке | У детей будет сформирован интерес к казахским народным играм. Родители станут участниками образовательного процесса. | Второй этап |
3 этап – заключительный Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив. | ||
Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта. Анкетирование и опрос детей и родителей. Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада. | Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно- образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость. | По итогам проекта на педагогическом совете, на родительском собрании. |
Циклограмма реализации программы
Еженедельно | Раз в месяц | Раз в квартал | Раз в год |
Организация игр на прогулке | Показательная игра с участием родителей | Организация встречи с родителями спортсменами | 1.Экскурсия в спортивную школу 2.Спортивный досуг 3.Фотовыставка |
Перспективное планирование реализации проекта с детьми 4-5 лет
Рекомендации к проведению игр
1.Подготовить материально-техническую базу, по необходимости привлечь родителей;
2.Провести беседу об игре, показать иллюстрации, познакомить детей с правилами игры;
3.Организовать игру во время прогулки (не менее 2х раз в неделю, в месяц не менее 8 раз);
4.В конце месяца провести показательную игру с детьми и родителями;
5.Одна игра изучается месяц, обязательно повторяется иногда в других месяцах.
№ | Название игры | Цель | Сроки |
1 | «Күзетшілер» «Дежурные» | Цель: развитие ловкости, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Сентябрь |
2 | «Жаяу тартыс» «Кто сильнее» | Цель: развитие силовых качеств, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Октябрь |
3 | «Таяқ – тастау» «Попади в цель» | Цель: развитие меткости, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Ноябрь |
4 | «Орамал» «Платочек» | Цель: развитие скоростных качеств, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Декабрь |
5 | «Куме алу» «Подними монету» | Цель: развитие скоростных качеств и ловкости, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Январь |
6 | «Айгөлек» | Цель: развитие внимательности и ловкости, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма | Март |
7 | «Балтам тап» | Цель: развитие смекалки и ловкости, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Апрель |
8 | “Ай немесе күн” «Луна или солнце» | Цель: развитие силовых качеств и ловкости, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | |
9 | “Алып тастау тақиялар” «Снятие тюбетейки» | Цель: развитие быстроты и ловкости, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Май |
10 | Спортивное развлечение «Нас встречает коктеу» | создание позитивного настроения, показ знаний и умений детей | май |
Работа с родителями
№ | Вид деятельности | Сроки |
1 | Анкетирование | сентябрь |
2 | Привлечение к созданию предметно-развивающей среды; | в течении года |
3 | Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр | октябрь |
4 | Консультирование на тему: «Развитие физических качеств через казахские национальные игры» | ноябрь |
5 | Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр | январь |
6 | Фотовыставка «Папа, мама, я – спортивная семья» | февраль |
7 | Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр | март |
8 | Экскурсия в спортивную школу, знакомство с тренером казахских национальных игр | апрель |
9 | Совместный спортивный досуг | май |
Список литературы:
1. Узакбаева С., Айтпаева А. Казахские народные детские игры. — Алматы: Республ. издат. кабинет Казахской академии образования им. И.Алтынсарина, 2000. — 170 с.
2. ТаникеевМ.Т. Мир народного спорта. — Алматы: Санат, 1998. — 318 с.
3. Тотенаев Б.Т. Казахские национальные игры. — Алма-Ата: Казахстан, 1976. — 144 с.
4. Сагындыков Е.А. Қазақтың ұлттық ойындары. — Алматы: Рауан, 2001. — 175 с.
«Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр»
для предшкольной группы (дети 5-6 лет)
Актуальность.
Национальные подвижные игры благотворно влияют на центральную нервную систему младших дошкольников. Благодаря систематическим занятиям подвижными играми у детей совершенствуется телосложение, корректируется осанка, вытягивается позвоночник, тело становится ровным, стройным.
Необходимо также отметить, что казахские национальные подвижные игры оказывают влияние на течение нервных процессов, определяющих способность быстрых движений дошкольников в ответ на меняющиеся в игре сигналы, в результате чего достигается пластичность двигательных реакций, составляющих основу качества ловкости.
Проблема: Здоровьесберегающие технологии активно применяются в детских садах, но очень мало уделяют внимание именно казахским национальным играм. Дети не знают казахских национальных игр, соответственно не играют в них. Казахские национальные игры дают широкие возможности патриотического и интернационального воспитания поколения, так же формируют отличные физические качества, которыми обладали батыры.
Цель: ознакомление детей с казахскими народными играми, развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость, воспитание патриотизма.
Ожидаемые результаты:
- Обновление материально-технической базы;
- Повышение компетенции педагога по данной проблеме;
- Дети в течении года изучат не менее 9 игр, будут знать правила и играть в свободное время в данные игры.
Паспорт программы
Наименование | «Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством казахских народных игр» для предшкольной группы (дети 5-6 лет) |
Тип | Познавательно-игровая |
Организация | ГККП «Детский сад №6 «Мерей» п. Шантобе при ОО по г. Степногорск Управления образования Акмолинской области |
Разработчик программы | Петрова Н.И., инструктор ФК |
Цель | ознакомление детей с казахскими народными играми, развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость, воспитание патриотизма. |
Задачи | Познакомить детей с казахскими национальными играми; Развивать физические качества детей; Формировать привычку ЗОЖ; Воспитывать коллективизм и патриотизм. |
Срок реализации | 1 год |
Ожидаемые результаты | Обновление материально-технической базы;Повышение компетенции педагога по данной проблеме;Дети в течении года изучат не менее 9 игр, будут знать правила и играть в свободное время в данные игры. |
Участники | Дети 5-6 лет Воспитатели Родители |
Обеспечение | Материально – техническое: Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер. Оборудование для игр Учебно-методическое: Картотеки с играми |
Трансляция | Ватсап чат с родителями и педагогами |
Продукты реализации программы | 1.Картотека дидактических игр 2.Альбом «Казахские национальные игры» 3.Консультация для родителей «Развитие физических качеств через казахские национальные игры» |
Основные этапы реализации программы:
Планируемая работа | Ожидаемый результат | Сроки |
1 этап – подготовительный Цель: самосовершенствование по данной теме. | ||
Диагностирование детей через наблюдение, беседу Составление перспективного плана по реализации проекта. Подбор игр Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды. | Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. Будет создана позитивная работа с родителями. | Первый этап |
2 этап – практический Цель: реализация проекта в образовательную практику. | ||
Еженедельная работа с детьми: 1.Рассказ воспитателя об игре, показ иллюстраций; 2.Знакомство с правилами игры; 3.Применение игр на занятиях физической культуры; 4.Организация игр на прогулке | У детей будет сформирован интерес к казахским народным играм. Родители станут участниками образовательного процесса. | Второй этап |
3 этап – заключительный Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив. | ||
Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта. Анкетирование и опрос детей и родителей. Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада. | Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно- образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость. | По итогам проекта на педагогическом совете, на родительском собрании. |
Циклограмма программы
Еженедельно | Раз в месяц | Раз в квартал | Раз в год |
Организация игр на прогулке | Показательная игра с участием родителей | Организация встречи с родителями спортсменами | 1.Экскурсия в спортивную школу 2.Спортивный досуг 3.Фотовыставка |
Перспективное планирование реализации проекта с детьми 5-6 лет
Рекомендации к проведению игр:
1.Подготовить материально-техническую базу, по необходимости привлечь родителей;
2.Провести беседу об игре, показать иллюстрации, познакомить детей с правилами игры;
3.Организовать игру во время прогулки (не менее 2х раз в неделю, в месяц не менее 8 раз);
4.В конце месяца провести показательную игру с детьми и родителями;
5.Одна игра изучается месяц, обязательно повторяется иногда в других месяцах.
№ | Название игры | Цель | Сроки |
1 | «Итеріспек» «Вытолкни из круга» | Цель: развитие ловкости и силы, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Сентябрь |
2 | «Бельбеу» «Пустое место» | Цель: развитие быстроты, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Октябрь |
3 | «Аңшылар» «Охотники» | Цель: развитие ловкости, точности, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Ноябрь |
4 | «Жапалактар және карлығаштар» «Ястребы и ласточки» | Цель: развитие скоростных качеств, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Декабрь |
5 | «Арқанды сүйреңіз» «Перетяни канат» | Цель: развитие силовых качеств, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Январь |
6 | «Ак каскыр — байланган каскыр» «Белый лютый — серый лютый» | Цель: развитие навыка быстрого бега, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Март |
7 | «Такия тастамак!» «Есть идея!» | Цель: развитие ловкости и навыка быстрого бега, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | Апрель |
8 | «Алармаж» | Цель: развитие смекалки и ловкости, обучение соблюдению правил игры, воспитание коллективизма. | май |
9 | Спортивное развлечение «Веселье на коктеу» | создание позитивного настроения, показ знаний и умений детей | май |
Работа с родителями
№ | Вид деятельности | Сроки |
1 | Анкетирование | сентябрь |
2 | Привлечение к созданию предметно-развивающей среды; | в течение года |
3 | Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр | октябрь |
4 | Консультирование на тему: «Развитие физических качеств через казахские национальные игры» | ноябрь |
5 | Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр | январь |
6 | Фотовыставка «Папа, мама, я – спортивная семья» | февраль |
7 | Встреча с родителями, работающими тренерами либо профессионально занимающимися спортом. На этой встрече родители должны рассказать детям о своем виде спорта, о пользе спорта для здоровья, поиграть в одну из изученных игр | март |
8 | Экскурсия в спортивную школу, знакомство с тренером казахских национальных игр | апрель |
9 | Совместный спортивный досуг «Веселье на коктеу» | май |
Список литературы:
1. Узакбаева С., Айтпаева А. Казахские народные детские игры. — Алматы: Республ. издат. кабинет Казахской академии образования им. И.Алтынсарина, 2000. — 170 с.
2. ТаникеевМ.Т. Мир народного спорта. — Алматы: Санат, 1998. — 318 с.
3. Тотенаев Б.Т. Казахские национальные игры. — Алма-Ата: Казахстан, 1976. — 144 с.
4. Сагындыков Е.А. Қазақтың ұлттық ойындары. — Алматы: Рауан, 2001. — 175 с.