Авторская программа «Программа вариативного курса для учащихся 11 класса школ с казахским языком обучения»


Абдикаримова С. С. – учитель русского языка и литературы КГУ “Средняя школа имени Ю.Гагарина” отдела образования Аксуатского района управления образования акимата Абайской области.

Пояснительная записка

В выпускном классе в центре внимания школьного обучения русскому языку находится подготовка к ЕНТ. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение русского языка не позволяют расширенному и углубленному изучению данного предмета, что способствует влиянию на уровень подготовки к итоговой аттестации школьников.

Знания, умения и навыки школьников, в которых выпускники отчитываются на ЕНТ, находятся в прямой зависимости от того, как учитель организовывал работу, насколько полно использовал развивающий потенциал языкового материала для работы над логическим мышлением, памятью, а также эмоциональной сферой.

Подготовить учащихся к ЕНТ можно разными способами.

Программа 11 класса по русскому языку включает в себя материал по «Синтаксису», поэтому уроки нужно строить так, чтобы повторить и закрепить все изученное за курс русского языка и по другим разделам.

Подобное повторение поможет провести введение курса по выбору по определенной теме. Здесь уместно подбирать тему курса таким образом, чтобы появилась возможность закрепления грамматического материала за весь курс основной школы. Одной из актуальных и всеобъемлющих тем является проблема правописания учащихся. Тем более что орфография подразумевает знания на всех языковых уровнях.

Лучшим решением в вопросе выбора темы для вариативного курса естественно явился выбор темы «Русская орфография».

Русская орфография тесно связана со всеми уровнями языка – лексикой, фонетикой, словообразованием, морфологией, синтаксисом. Она включает в себя следующие группы правил:

  1. правила, применяемые при обозначении звуков буквами в составе слова;
  2. правила употребления прописных и строчных букв;
  3. правила о слитных, раздельных и дефисных написаниях слов и их частей;
  4. правила переноса частей слова с одной строки на другую.

Обучение русской орфографии в школах с казахским языком обучения преследует следующие цели: выработать прочные навыки орфографически грамотного письма путем осознания закономерностей русского правописания, его связей с фонологической системой, морфемной структурой слова, лексическим значением и грамматическими признаками частей речи; сформировать умения самостоятельного совершенствования орфографических знаний, умений  навыков; пробудить у учащихся интерес к русскому языку, к русскому правописанию в частности, выработать потребность в постоянном самообразовании.

Русская орфография усваивается в тесной связи с изучением лексики, фонетики, грамматики и развитием связной речи, поэтому создание у учащихся цельного представления о русском правописании как самостоятельном разделе содействует всестороннему их развитию, а в результате – формированию прочных знаний, познавательных интересов, навыков самообразования, обеспечивающих подлинную грамотность.

Учет и взаимосвязь различных уровней языка (лексики, фонетики и фонологии, состава слова и словообразования, морфологии, синтаксиса) являются одним из существенных принципов, учитывающих лингвистическую природу русской орфографии как раздела науки о языке, владение которым обеспечивает осознанное усвоение русской орфографии [1, с.253].

Принцип коммуникативной направленности в обучении русской орфографии имеет в виду тесную связь с обучением всем видам речевой деятельности – аудированию, говорению, чтению и письму.

Овладение каждым написанием рассматривается как процесс, состоящий из двух стадий – из усвоения опознавательных признаков и формирования умений и навыков его обозначения.

Учитывая возможности использования языковых способностей учащихся, приобретенных на уроках родного языка, при обучении русскому правописанию, орфографические умения и навыки по русскому языку можно распределить по трем группам:

  1. умения и навыки, которые формируются путем переноса их с родного языка на языковую способность по русскому языку вследствие совпадения механизмов их действия (такими являются орфографические умения  и навыки обозначения на письме написаний, совпадающих в русском и родном языках);
  2. умения и наыки, требующие корректировки вследствие частичного совпадения механизмов порождения в родном и русском языках (такими являются умения и навыки обозначения на письме написаний, характерных для русского и родного языков, но имеющих существенные различия);
  3. умения и навыки, которые вновь формируются на уроках русского языка (к ним относятся умения и навыки обозначения написаний, характерных только для русского языка).

В школьном курсе русского языка для 11-х классов школ с казахским языком обучения основными теоретическими разделами учебника являются словообразование и синтаксис. Помимо этого, в выпускном классе осуществляется систематизация материала по фонетике, лексике, фразеологии, морфологии и завершается определенный этап работы по развитию речи. При работе с текстами и упражнениями систематически в течение всего учебного года отрабатываются орфографические и пунктуационные навыки всех видов языкового анализа.

Программа «Русская орфография» представляет изучение теоретического материала по орфографии, усиление внимания к практическому аспекту в изучении орфографических норм русского языка путем систематического  контроля знаний, умений, навыков по орфографии. Работа по обеспечению грамотного письма представлена детальным ознакомлением с орфографическими правилами и применением их во время самостоятельных работ, диктантов, тестировании.

Целью данного вариативного курса является выработка прочных навыков грамотного письма путем осознания закономерностей русского правописания и   применения теоретического материала по правописанию на практике при подготовке к ЕНТ.

Задачи курса:

  • углубление знаний учащихся о правилах написания слов;
  • формирование навыков применения орфограмм на практике;
  • формирование прочных знаний, познавательных интересов;
  • выработка потребности в постоянном самообразовании.

Используемые методы – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Виды работы на уроках: тренировочные упражнения, диктанты, тесты.

Курс рассчитан на 34 часа. Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов производится практически на каждом занятии благодаря использованию самостоятельных работ, тестов, различных видов диктантов. Для повторения, контроля, самоконтроля, коррекции знаний по изучаемому материалу составлены рабочая тетрадь по курсу и сборник тестов.

Требования к усвоению курса:

Учащиеся должны знать:

  • основы теории русского правописания;
  • основные орфографические термины.

Учащиеся должны уметь:

  • применять теоретические правила на практике;
  • различать орфограммы;
  • устанавливать связи орфографии со всеми уровнями языка;
  • проводить орфографический разбор слова.

При разработке рабочей тетради по данному курсу была поставлена цель – дать возможность ученику выполнить насыщенный тренировочными упражнениями материал, который можно использовать в качестве классной и самостоятельной работы, а также для выполнения дома. Помимо текстов из лучших произведений русской и казахской литературы, в пособие включены отрывки из произведений восточноказахстанцев, посвященных уникальной природе родного края, вошедших в первую книгу сборника  «АЛТЫН ТАМЫР Библиотека литературы Восточного Казахстана» [2] (Борис Щербаков, Владимир Нетисов, Климент Первушин, Александр Морозов). Кроме заданий практического характера, в рабочей тетради после каждой темы предлагаются тематические тесты для закрепления и контроля изученного материала.

Сборник тестов содержит 10 вариантов тестовых заданий, распределенных по темам и подтемам.

«Любая авторская программа должна отражать некие обязательства, которые берет на себя учитель – обязательства внести конкретный вклад в обучение, воспитание и развитие учащегося средствами своего учебного курса. Любая программа должна определять основные направления работы учителя и регламентировать конкретные шаги по разработке уроков, по их реализации и самооценке результативности» [3, с.20]. Учитель должен обосновать прежде всего для себя актуальность разработки именно данного курса. Основываясь на вышеизложенном, хочется отметить, что выбор именно данной темы курса для выпускных классов не случаен и он был предопределен рядом проблем, встречающихся в подготовке к ЕНТ, а также количеством допускаемых ошибок по вопросам правописания. Программа данного курса была разработана для предоставления всестороннего повторения и расширенного изучения материала с установкой на результативность при итоговой аттестации школьников.

Так как конечная цель обучения русскому языку – свободное владение учениками устной и письменной речью, то сформированность орфографических навыков оценивается по орфографически грамотному оформлению творческих работ, когда ученик приближается к естественным условиям пользования приобретенными орфографическими умениями и навыками в разнообразных жизненных ситуациях. Система упражнений, направляющая последовательность умственных операций учащихся, дисциплинирует их мысль, делает ее упорядоченной и системной. Учащиеся овладевают приемами анализа, синтеза, обобщения материала; углубляются их знания о русском языке, морфологической структуре слова, грамматических признаках частей речи, развивается русская речь, что так необходимо для успешного усвоения русской орфографии.

Продолжение…