Урок математики на тему “Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд”
Учитель: Орлова Елена Анатольевна
средняя школа №7 им. Ю.А.Гагарина
г.Степногорск
Урок математики. (3 класс)
Тема: Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд. (слайд)
Цель: Совершенствование письменных и устных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел.
Задачи: (слайд)
- Совершенствовать навыки устных и письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел;
- Развивать умения применять алгоритмические предписания;
- Развивать вычислительные навыки, умение логически мыслить, рассуждать, внимание, речь учащихся
- Формировать умение ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока: Орг. момент
Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг – другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.
Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните.
Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство.
Забудьте о них.
Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей.
Я желаю вам хорошего настроения.
Тема нашего урока: письменное сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд.
– На этом уроке мы закрепим письменные и устные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, вспомним таблицу умножения и деления, а также порядок действий, будем учиться рассуждать, красиво и правильно говорить.
– Сегодня у нас необычный урок, нам предстоит трудное, но интересное дело.
Послушайте легенду:
Говорят, что в незапамятные времена древняя казахстанская степь была покрыта обильной и пышной растительностью, морями, реками, озерами.
Легенда гласит о том, как однажды бай устроил в честь своего сына соревнования, кто дальше всех плюнет. В честь победы был обещан годовалый верблюжонок. В этом соревновании победил сын бая. Богачу это понравилось, и он решил в честь победителя зарезать 100 баранов. Ели люди и хвалили сына бая за его умение плеваться…
К вечеру того же дня с песков подул горячий ветер. И дул три дня и три ночи. От его горячего дыхания высохла трава; моря, реки, озера засыпало песком.
Отчего случилась такая беда?- спросили люди мудреца – странника.
– Земля – наша мать, ответил он.
– На нее плевать нельзя. Нанесенную земле обиду только слезами можно смыть.
– Как знать, быть может эта древняя притча относится и к нашему наплевательскому отношению к проблемам загрязнения окружающей среды.
– И сегодня на уроке мы с вами примем активное участие в очистке озера.
– А как называется это озеро, мы узнаем, выполнив математический тест, цель которого, проверить знания математической терминологии, вспомнить порядок действий и таблицу умножения и деления.
- К частному чисел 45 и 5 прибавь произведение чисел 7 и 4
- От числа 198 вычти сумму числа 34 и произведения чисел 6 и 7
- Сумму чисел 46 и 18 уменьши в 8 раз
- Частное чисел 24 и 3 увеличь в 4 раза
- Из суммы чисел 45 и 55 отними разность чисел 190 и 90
- Произведение чисел 8 и 7 уменьши на разность чисел 90 и 45
– Расположите ответы в порядке убывания и расшифруйте название озера.
Проверили! (сверились с доской) Поставили оценки. (слайд)
– Итак, как называется это озеро? (Балхаш)
– Как вы думаете, где находится это озеро?
– Проверим?
– Для этого вам надо решить пример на порядок действий. А может ли кто из вас сразу сказать ответ, не считая? Посмотрите внимательно на пример! (слайд)
45 : 5 ∙ 3 ∙ 10 : 270 ∙ 8 ∙ 0 =
Россия – 1
Казахстан – 0
– Где же находится озеро Балхаш? (в Казахстане)
– В Казахстане находится единственное в мире озеро Балхаш, у которого одна часть воды (западная) – пресная, как понимаете слово пресная? (без соли, не соленая), а другая часть (восточная) – соленая.
– В озеро Балхаш впадают реки, которые пополняют и питают озеро водой.
– А сколько впадает рек в озеро Балхаш, мы выясним, решив уравнения:
(девочки) (мальчики)
567 + х = 932 – 358 325 – х = 146 + 172
Проверили!
– Что интересного заметили при проверке уравнений?
(у всех одинаковый корень уравнения)
– И в озеро Балхаш впадает 7 рек.
(прочитаем названия рек: Или, Каратал, Аяксу, Моинты, Аягуз, Баканас, Токрау)
– У каждого названия реки есть своя история. Про две из них мы читали легенду на уроках чтения, давайте вспомним ее, (рассказ легенды)
– Эти реки впадают в озеро и питают его. В западную часть впадает всего лишь одна река – Или, а в восточную часть 6.
– Но кроме этого озера Балхаш на территории нашей страны есть такие озера, как Зайсан, Алаколь, Маркаколь.
– Вам надо узнать какое из этих озер самое большое, а какое самое маленькое
- Площадь озера Зайсан меньше площади озера Балхаш
- Площадь озера Алаколь меньше площади озера Зайсан, но больше площади озера Маркаколь (слайд)
– Да, Балхаш одно из самых больших озер в Казахстане.
– Если вы правильно найдете длину ломаной линии, то узнаете, на сколько км растянулось озеро Балхаш
132 + 158 + 95 + 115 + 100 = 600км
– Уменьшите 600 в 10 раз = 60км такова ширина озера
– А теперь 60 уменьшите на 34 = 26м это глубина (слайд)
– А вот экологи бьют тревогу!
– Кто такие экологи?
– Посмотрите, как загрязнено озеро. (слайд) Наша задача помочь экологам очистить озеро. Для этого надо выполнить следующие задания:
Работа по учебнику с.146 №2 1в. – 1, 2 столбик; 2в. – 3, 4 столбик
Взаимопроверка
Блиц – турнир: (слайд)
- Длина сазана 1м, а Маринка на 30см короче. Найти длину Маринки.(100см-30см=70см)
- Линь весит 6кг, что составляет одну десятую часть веса сома. Сколько весит сом?
- Пеликан весит 7кг, это на 5кг меньше, чем весит лебедь-шипун. Сколько весит лебедь-шипун?
Самопроверка
Решение составной задачи.
За три дня экологами от мусора было очищено 945 кв.м. В первый день экологи очистили 326 кв.м, во второй день 174 кв.м, а весь оставшийся мусор в третий день. Сколько кв.м экологами от мусора было очищено в третий день?
(Коллективное решение)
– Вот и подошел урок к концу. Мы закрепили тему: сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд.
– Математика нам сегодня помогла очистить озеро Балхаш.
– Что интересного узнали на уроке? Для этого вам выполнить тест?
Оценки!
Метки: Урок математики на тему "Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд"