Развитие творческого мышления учащихся на уроках русского языка


Каримова Роза Мухамеджановна

преподаватель русского языка и литературы ГККП на ПХВ «Туркестанский высший медицинский»

Развитие творческого мышления учащихся на уроках русского языка

 «Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

В современных условиях жизнь становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Развитие творческого мышления предполагает творческую активность студента и преподавателя, на котором каждый студент чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех.

Нетрадиционные формы урока позволяют изменить позицию учащегося в учебном процессе. Попадая в необычную ситуацию, студенты активнее сотрудничают с преподавателем и однокурсниками, при этом создается положительный эмоциональный фон, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Подобные уроки способствуют повышению интереса к предмету и к обучению в целом, позволяют создавать проблемные ситуации, решать задачи, активизировать учебную деятельность, организовать различные формы общения, способствуют развитию творческого мышления,

Какие формы и методы развития творческого мышления я использую на своих уроках?

1.Систематически, целенаправленно стараюсь развивать у студентов подвижность и гибкость мышления.

2.Стимулирую процессы переключения, поисковой активности.

3. Стараюсь учить студентов рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы.

Важным моментом в проведении успешного занятия, который всегда тщательно продумываю, и от которого напрямую зависит его результат, является мотивация студенческой деятельности. Обучающиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на занятие. По возможности при помощи наводящих вопросов, путём выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы занятия спрашиваю:

– Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

– О чём, по-вашему, пойдёт речь?

– Какие задачи вы ставите перед собой?

– Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии?

Вопросы могут варьироваться, звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида занятия, но результат будет неизменным: понимая значимость изучаемого материала, студенты проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно. В конце урока обязательно обсуждаю с ними не только то, что узнали, но и то, что понравилось или не понравилось и почему, какие виды работы хотелось бы выполнить ещё раз, а что изменить. Стараюсь дать возможность высказать своё мнение каждому желающему, если даже это мнение о прошедшем занятии расходится с мнением преподавателя или однокурсников.

На современном этапе считается эффективным использование на уроке учебно-педагогической игры. Это групповое упражнение для усвоения программной темы в искусственно созданных условиях, которые имитируют возможную обстановку из будущей трудовой жизни студентов. Игра ускоряет и оживляет многие педагогические процессы. Она стимулирует учащихся к творчеству, осмыслению проблемных ситуаций. Обучение в форме игры обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся, в мыслительную деятельность включаются такие обычно незадействованные факторы, как воображение, эмоции.

Одним из используемых видов творческой игры на уроке русского языка стала игра, например, «Продолжить цепочку» (по теме: «Простое осложнённое предложение»).

Я даю одно предложение. Студенты по очереди называют следующее предложение с любым осложняющим компонентом, но так, чтобы получилась непрерывная цепочка. Если пауза 10 секунд, право ответа переходит к другому студенту.

Образец 1: Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.

1-ый студент: В пальто, кстати, зимнем.
2-ой студент: В зимнем, но цветастом.
3-ий студент: Цветастом, как летний луг.

4-ый студент: Луг, расположенный недалеко от колледжа.
5-ый студент: А колледж, конечно, культуры!
6-ой студент: В котором, между прочим, учимся мы!

«Письмо другу», «Письмо моему сердцу», «Письмо герою», «Письмо в будущее» «Письма от имени героев произведения», «Интервью с писателем».
Студенты пишут короткое письмо, используя в предложении обращения, вводные слова, причастный, деепричастный и сравнительные обороты. Листочек необходимо сложить пополам. На одной стороне пишут «Дорогой друг!» и перечисляют все достоинства человека, имя которого написано на листочке, а на другой стороне пишут свои недостатки, подписываются. После этого письмо торжественно вручают адресату.

Нестандартные задания

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, ролевых игр, соревнований, конкурсов «Кто больше, быстрее?» и других элементов занимательности, позволяющих активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь «с деятельностью, которая в психологии названа продуктивной, творческой».

Орфографическое лото.

Лингвистический диктант.

Найдите заблудившиеся буквы в словах, поставьте их на место и объясните правописание.

Деревенский ст…рожил сад колхозный ст…рожил.

Серый волк в густом л…су встретил рыжую л…су.

Вспомнить пословицы (песни, названия книг, фильмов), где упоминаются числительные. Определить разряд числительных и выделить орфограммы.

Струпа тест, или эффект Струпа, или задача Струпа, – интересное явление, связанное с работой нашего мозга. Чтобы понять, что такое тест Струпа, посмотрите на таблицу и назовите цвета, которыми написано каждое слово. Трудно, не правда ли? Смотря на слово, мы – вольно или невольно – читаем его, и, когда нас просят назвать цвет, первым в голову приходит именно прочитанный, а вовсе не фактический. Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое (причем не всегда с первого раза). Именно в этом и заключается эффект Струпа, а на данном эффекте в свою очередь построен тест Струпа.

синий зеленый красный желтый зеленый
желтый синий зеленый зеленый белый
синий зеленый зеленый белый желтый
красный желтый зеленый синий зеленый
зеленый зеленый белый желтый синий
зеленый белый желтый синий зеленый

Подводя итог вышесказанному, выделим ключевые  идеи:
1.Самому быть творческим. Общаясь со студентами, мы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Личностные качества педагога очень важны. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может.

2.Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрасно известно: умный меняет своё мнение, глупый – никогда. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

3. Нужно следить за тем, чтобы у студента не вырабатывалась привычка к несамостоятельным, нетворческим решениям (многим свойственно часто подражать педагогу, воспроизводить информацию, полученную от него или просто скачать из интернета).

4.Всячески поддерживать самостоятельность студента.

Литература:

1.Глебова М.В. система психолого-педагогических условий развития продуктивного мышления старшеклассников // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 9. – С. 115-119;

2.Ландау, Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребёнка [Текст] / Пер. С нем. А.П. Голубева; Науч. Ред. Рус. Текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.

3.Суровцева, Н.А. Креативность как ключевая компетенция школьников [Электронный ресурс]: www.intellectus.su/conf/с-2009/surovtseva.htm