Развитие творческого мышления учащихся на уроках русского языка
Каримова Роза Мухамеджановна
преподаватель русского языка и литературы ГККП на ПХВ «Туркестанский высший медицинский»
Развитие творческого мышления учащихся на уроках русского языка
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.
В современных условиях жизнь становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Развитие творческого мышления предполагает творческую активность студента и преподавателя, на котором каждый студент чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех.
Нетрадиционные формы урока позволяют изменить позицию учащегося в учебном процессе. Попадая в необычную ситуацию, студенты активнее сотрудничают с преподавателем и однокурсниками, при этом создается положительный эмоциональный фон, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Подобные уроки способствуют повышению интереса к предмету и к обучению в целом, позволяют создавать проблемные ситуации, решать задачи, активизировать учебную деятельность, организовать различные формы общения, способствуют развитию творческого мышления,
Какие формы и методы развития творческого мышления я использую на своих уроках?
1.Систематически, целенаправленно стараюсь развивать у студентов подвижность и гибкость мышления.
2.Стимулирую процессы переключения, поисковой активности.
3. Стараюсь учить студентов рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы.
Важным моментом в проведении успешного занятия, который всегда тщательно продумываю, и от которого напрямую зависит его результат, является мотивация студенческой деятельности. Обучающиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на занятие. По возможности при помощи наводящих вопросов, путём выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы занятия спрашиваю:
– Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?
– О чём, по-вашему, пойдёт речь?
– Какие задачи вы ставите перед собой?
– Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии?
Вопросы могут варьироваться, звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида занятия, но результат будет неизменным: понимая значимость изучаемого материала, студенты проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно. В конце урока обязательно обсуждаю с ними не только то, что узнали, но и то, что понравилось или не понравилось и почему, какие виды работы хотелось бы выполнить ещё раз, а что изменить. Стараюсь дать возможность высказать своё мнение каждому желающему, если даже это мнение о прошедшем занятии расходится с мнением преподавателя или однокурсников.
На современном этапе считается эффективным использование на уроке учебно-педагогической игры. Это групповое упражнение для усвоения программной темы в искусственно созданных условиях, которые имитируют возможную обстановку из будущей трудовой жизни студентов. Игра ускоряет и оживляет многие педагогические процессы. Она стимулирует учащихся к творчеству, осмыслению проблемных ситуаций. Обучение в форме игры обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся, в мыслительную деятельность включаются такие обычно незадействованные факторы, как воображение, эмоции.
Одним из используемых видов творческой игры на уроке русского языка стала игра, например, «Продолжить цепочку» (по теме: «Простое осложнённое предложение»).
Я даю одно предложение. Студенты по очереди называют следующее предложение с любым осложняющим компонентом, но так, чтобы получилась непрерывная цепочка. Если пауза 10 секунд, право ответа переходит к другому студенту.
Образец 1: Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.
1-ый студент: В
пальто, кстати, зимнем.
2-ой студент: В зимнем, но цветастом.
3-ий студент: Цветастом, как летний луг.
4-ый студент: Луг, расположенный
недалеко от колледжа.
5-ый студент: А колледж, конечно, культуры!
6-ой студент: В котором, между прочим, учимся мы!
«Письмо другу»,
«Письмо моему сердцу», «Письмо герою», «Письмо в будущее» «Письма от
имени героев произведения», «Интервью с писателем».
Студенты пишут короткое письмо, используя в предложении обращения, вводные
слова, причастный, деепричастный и сравнительные обороты. Листочек необходимо
сложить пополам. На одной стороне пишут «Дорогой друг!» и перечисляют все
достоинства человека, имя которого написано на листочке, а на другой стороне
пишут свои недостатки, подписываются. После этого письмо торжественно вручают
адресату.
Нестандартные задания
Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, ролевых игр, соревнований, конкурсов «Кто больше, быстрее?» и других элементов занимательности, позволяющих активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь «с деятельностью, которая в психологии названа продуктивной, творческой».
Орфографическое лото.
Лингвистический диктант.
Найдите заблудившиеся буквы в словах, поставьте их на место и объясните правописание.
Деревенский ст…рожил сад колхозный ст…рожил.
Серый волк в густом л…су встретил рыжую л…су.
Вспомнить пословицы (песни, названия книг, фильмов), где упоминаются числительные. Определить разряд числительных и выделить орфограммы.
Струпа тест, или эффект Струпа, или задача Струпа, – интересное явление, связанное с работой нашего мозга. Чтобы понять, что такое тест Струпа, посмотрите на таблицу и назовите цвета, которыми написано каждое слово. Трудно, не правда ли? Смотря на слово, мы – вольно или невольно – читаем его, и, когда нас просят назвать цвет, первым в голову приходит именно прочитанный, а вовсе не фактический. Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое (причем не всегда с первого раза). Именно в этом и заключается эффект Струпа, а на данном эффекте в свою очередь построен тест Струпа.
синий | зеленый | красный | желтый | зеленый |
желтый | синий | зеленый | зеленый | белый |
синий | зеленый | зеленый | белый | желтый |
красный | желтый | зеленый | синий | зеленый |
зеленый | зеленый | белый | желтый | синий |
зеленый | белый | желтый | синий | зеленый |
Подводя итог вышесказанному, выделим ключевые идеи:
1.Самому быть творческим. Общаясь со студентами, мы должны демонстрировать ему
образцы творческого поведения и деятельности. Личностные качества педагога
очень важны. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может.
2.Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрасно известно: умный меняет своё мнение, глупый – никогда. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.
3. Нужно следить за тем, чтобы у студента не вырабатывалась привычка к несамостоятельным, нетворческим решениям (многим свойственно часто подражать педагогу, воспроизводить информацию, полученную от него или просто скачать из интернета).
4.Всячески поддерживать самостоятельность студента.
Литература:
1.Глебова М.В. система психолого-педагогических условий развития продуктивного мышления старшеклассников // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 9. – С. 115-119;
2.Ландау, Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребёнка [Текст] / Пер. С нем. А.П. Голубева; Науч. Ред. Рус. Текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
3.Суровцева, Н.А. Креативность как ключевая компетенция школьников [Электронный ресурс]: www.intellectus.su/conf/с-2009/surovtseva.htm