Методическое пособие на тему: «Особенности коррекционно – логопедической работы по развитию темпа и ритма речи у детей с ЗПР в условиях детского сада»


Фаттахова Кристина Владимировна
Логопед – дефектолог
ГККП «Ясли – сад «Алтын бесік» города Атбасар при отделе образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области»

Аннотация

Необходимость оптимизации логопедической помощи детям с ЗПР, связанных с развитием темпо-ритмических процессов привели к необходимости разработки системы работы по их развитию в условиях детского сада.

Цель системы – развитие моторных и речевых ритмических процессов в системе логопедической помощи дошкольникам с ЗПР.

Разработанная система построена на основе традиционных для логопедии общедидактических и специальных принципах обучения. Общедидактическими закономерностями являются возрастные возможности и особенности моторики и речи детей с ЗПР, систематичность, закрепление формируемых двигательных навыков, сознательность и активность, индивидуальный подход, наглядность в обучении, прочность результатов обучения. Специальные принципы обучения в процессе развития ритмических процессов в движениях и речи у дошкольников с ЗПР связаны с подбором определенного музыкального и речевого материала и учетом этапа логопедической работы.

В процессе реализации системы развития темпо-ритмических процессов у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста применяются наглядный, словесный и практический методы обучения. Каждый метод включает систему методических приемов, выбор которых определяется этапом обучения, конкретными задачами логопедического и музыкального занятия, сложностью речевого и музыкального материала, индивидуальными особенностями детей.

Задачи системы направлены на поэтапное развитие ритма общих движений, музыкального ритма и разных видов речевого ритма у детей на логопедических и музыкальных занятиях.

Целью I этапа «Моторный ритм» является формирование навыков ритмического совмещения разнородных движений рук и ног в скорости, направлении, плавности.

Данный этап состоит из двух последовательно реализуемых направлений коррекционной работы: развитие темповых характеристик движений и речи и развитие моторной координации.

Развитие темпа движений начинается на музыкальных занятиях и направлено на развитие восприятия, дифференциации и воспроизведения сначала медленного и умеренного темпов в движении, а затем совместного осуществления движений и речи в определенном темпе; закрепление воспроизведения медленного и умеренного темпов музыки в движении.

На логопедических занятиях по развитию темповых характеристик речи решаются те же задачи на речевом материале: развитие восприятия и дифференциации медленного и умеренного темпов речи; развитие воспроизведения медленного и умеренного темпов речи при сопряженном с логопедом проговаривании отдельных слогов, слов; закрепление воспроизведения медленного и умеренного темпов речи.

Переходя ко второму направлению данного этапа системы, направленного на развитие координации движений, музыкальный руководитель на своих занятиях начинает работу с ходьбы в умеренном темпе под счет педагога и звучание музыки. Систематическая тренировка ходьбы с координацией движений рук и ног в определенном темпе необходима для формирования этого базового навыка, который используется в дальнейшем практически на всех занятиях.

Цель II этапа «Музыкальный ритм» – развитие моторной ритмической памяти на музыкальном материале. Содержание работы на данном этапе направлено на формирование моторного ритма только на музыкальном материале, поэтому задачи данного этапа решались только на музыкальных занятиях. А поставленные задачи были направлены на обучение детей осознанию определенного ритма музыкального произведения и развитие способности выполнять движения в задаваемом музыкальном ритме.

Цель III этапа «Речевой ритм на музыкальных и логопедических занятиях» – формирование речедвигательной ритмической памяти при совмещении движений с определенным ритмом музыки и последовательном усложнении речевых задач. Работа на данном этапе направлена на постепенное развитие ритмизации речевой деятельности: работу над слоговым, словесным и синтагменным ритмом на музыкальных и логопедических занятиях.

При развитии ритма речевых движений ритмизированные тексты предлагаются в следующем порядке: ритм хорея – ритм ямба – ритм дактиля, что соотвествует последователньости усвоения этих ритмов в онтогенезе.

Упрочению ритмических речедвигательных и двигательных навыков в индивидуальных формах поведения служит IV этап «Логоритмические игры». Коррекционная работа направлена на использование речевых и неречевых ритмов в процессе логоритмических игр. Дети автоматизированно, т.е. на неосознанном уровне, включаются в ритм музыки и ритм освоенных речевых задач, сочетая их в игре.

Результаты апробации предложенной системы подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что если коррекционно-логопедическая работа по развитию темпа и ритма у дошкольников с ЗПР будет строиться на основе предложенной системы, то она будет эффективной, так как система предполагает поэтапное развитие ритма общих движений, музыкального ритма и разных видов речевого ритма у детей на логопедических и музыкальных занятиях.

Cкачать полностью