Методическое пособие по работе с музыкально – одаренными детьми «Игромузыка» (авторский проект)


Куракбаева Гульжан Амановна
Музыкальный руководитель
«Ақмола облысы білім басқармасының Атбасар ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Атбасар қаласының «Алтын бесік» бөбекжайы» МКҚК
ГККП «Ясли – сад «Алтын бесік» города Атбасар при отделе образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области»

Актуальность

Работая с детьми дошкольного возраста понимаешь, что в современном мире музыкальное развитие и  воспитание требует от педагога иных подходов и методов, которые действительно способны заинтересовать и привлечь ребенка.

Если учесть, как развиваются новые современные тенденции в образовании, то напрашивается вывод – педагоги дошкольного образования должны находиться в постоянном поиске новых идей, которые направлены на развитие интереса дошкольника к образовательной деятельности. Это необходимо, чтобы обучение в детском саду для детей было живое, занимательное, увлекательное во всех видах деятельности, и не стоит забывать, что везде и всегда главенствует – игра. 

Таким образом современные условия активизируют педагогов на поиск интересных, творческих и нестандартных средств и методов работы с дошкольниками.

Музыкальное воспитание требует четкого внимания, отличной памяти, развитого мышления, знаний разных наук. Конечно же всего этого у дошкольника пока нет. Но если поставить перед собой задачу и идти к ней целенаправленно, то научить ребенка различать музыкальные произведения по характеру, по жанру, темпу и динамики можно, и ребенок поймет, что музыка – это ничто иное, как один из видов искусства.

Именно с этой целью возникла мысль о необходимости музыкально-дидактического пособия для работы с одаренными детьми. «Игромузыка» Здесь описаны, те применяемые методы, которые, воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Практика показала, что систематическое применение подобных пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, развивает мышление при выполнении заданий и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Стоит отметить, что применение предложенных приемов идет как дополнение к музыкальным занятиям или же «помощником» при индивидуальной работе с воспитанниками.

В работе с одаренными детьми я ставлю перед собой следующие цели и

задачи:

1. Развитие вокальных способностей у  дошкольников.

2. Формирование и развитие слуха у детей; учить чистому интонированию, пропевая «про себя» и вслух основную тему музыкального произведения.

3 Учить детей правильно дышать во время исполнения, держать при исполнении правильную позу (фонопедическая и дыхательная гимнастики).

4. Развивать в детях артистизм, умение держаться на сцене.

5. Применяя конструктор LEGO знакомить с терминами «высота, динамика, длительность музыкальных звуков.

6. Развитие музыкально – ритмических движений. 

7. Воспитывать в детях желание слушать и исполнять хорошую, красивую, музыку

В методическом пособии описаны подходы к музыкальному воспитанию и развитию дошкольника предшкольной группы с использованием наиболее эффективных современных образовательных технологий:

– здоровьесберегающие технологии, фонопедическая и дыхательная гимнастика

– легоконструирование

– шумовые инструменты

пескотерапия

ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ФОНОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Основой развития голоса является правильное дыхание.  Дыхательная гимнастика, направленна на развитие у ребенка органов дыхания и профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Основные дыхательные упражнения, которые применяю в работе, являются:

– тренировка силы вдоха и выдоха.

– развитие продолжительности выдоха.

Перед пением обязательно провожу дыхательную, артикуляционную, фонопедическую гимнастику. Все указанные оздоровительные упражнения для горла и голосовых связок, положительно влияют на здоровье часто болеющих детей, а также детей, имеющих речевые нарушения.

Используя дыхательную гимнастику в игровой форме. Это хорошая возможность предостеречь ребенка от межсезонных заболеваний. Но при этом надо помнить, что результаты для оздоровления детей возможны при совместной работе с родителями.                                                                        

Предлагаю несколько дыхательных упражнений с элементами игры, которые я использую в работе как с одаренными детьми, так и на музыкальных занятиях. (данные упражнения из интернет ресурсов). 

     Педагогическая технология «Фонопедический метод развития голоса» разработана кандидатом педагогических наук В. В. Емельяновым – доцента и заведующего кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного университета.  Фонопедия – это раздел логопедии, занимающийся восстановлением и профилактикой голоса специальными педагогическими техниками.  Применяя несложные фонопедические упражнения провожу работу над   диапазоном голоса детей, увеличиваю силу, яркость голоса, его мелодичность, красоту звучания.

Данные упражнения доступны всем.  Их  могут использовать в своей работе логопеды и воспитатели, а также родители в домашних условиях с детьми.  Эти упражнения полезны и взрослым. Если в течение рабочего дня есть необходимость много говорить, то с помощью фонопедической гимнастики моно снять усталость голосовых связок и напряжение голоса.

 «Между поющими и непоющими людьми нет непроходимой границы. Голос, голосовые функции заложены в человеке от природы», – считает Виктор Вадимович Емельянов. Поэтому задача музыкального руководителя – приложить все усилия раскрыть и развить в каждом ребенке то, что ему подарила природа, чтобы каждый дошкольник знал и верил, что у него обязательно все получится

ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ

Как только в детском саду стали применять практику внедрения конструктора LEGO, я заинтересовалась, а можно ли связать музыку с конструированием. И заметила, что этот вид игры можно использовать не только традиционно как конструирование, но и совмещать с различными видами деятельности дошкольников, в данном случае с музыкой.

При использовании конструктора LEGO в музыкально-дидактических играх музыкальная деятельность становится не только занимательной для ребёнка, но и способствует его разностороннему развитию.

Первоначально я поставила цели – формирования у детей музыкальных способностей, развития тембрового, ритмического, динамического слуха, умения различать звуковысотность, затем разработала план работы на учебный год с использованием конструктора LEGO

Начальный этап обучения –это сравнение характера музыки или высоты звука с цветом и размером кирпичиков.

Например, в игре «Кошка и котята» когда поёт мама – кошка, дети должны показать большой кирпичик, если запоют детки – котята – маленький.

Тот же принцип применяется в игре «Тихо-громко», помогаю детям соотнести размер кирпичика с громкостью звучания музыки.

Очень доступно и понятно детям. С большим удовольствием они выполняют эти упражнения.

Известно, что существует две основных группы, на которые делятся цвета. Это цвета Теплой гаммы, и цвета Холодной гаммы, объясняю детям, что в музыкально-дидактической игре «Радость-грусть» когда звучит музыка весёлая, показывают красный, желтый, оранжевый или коричневый кирпич, если грустная музыка, то кирпичики синего, голубого, зеленого, фиолетового, серого оттенка

Второй этап применения LEGO усложняется.

Воспитанники прослушивают небольшую композицию и выкладывают дорожку, в соответствии с высотой звуков, применяя большие и маленькие кирпичики.

Также можно построить из кирпичиков вымышленную фигуру.

Третийэтап предполагает использование LEGO-человечка. Воспитанники строят лесенку из 3-х ступеней. Игра «По ступенькам я иду». На инструменте проигрывается мелодия движением вверх или вниз. Воспитанник первый раз внимательно слушает мелодию, второй раз ведетLEGO-человечка, согласно мелодии, вверх или вниз. Также можно под музыкальное сопровождение пропеть «Вверх пойду – вниз пойду»

Со временем можно усложнять задания добавлением количества лесенок. Соответственно и длительность пения будет продлеваться, например, «Вот бегу я вверх – вот спускаюсь вниз».

Мир компьютера и интернета сегодня интересен как взрослым, так и детям. Не стоит отрицать тот факт, что ребенок – дошкольник быстрее своих родителей, сообразит на какую кнопку нажать, как запрограммировать тот или иной гаджет. Особенно ребенок XXI века быстро усваивает и увлекается робот – игрушками, количество которых в наши дни безгранично и разнообразно.

Роботы – игрушки. Что это за игры?

Для  дошкольников самые нетрудные и легко управляемые – это робомыши.

С целью развития у дошкольников музыкально – ритмических движений, я применяю игры, используя умения детей работать с робомышью. Принцип простой –  разучиваю элементарные движения под музыку с детьми. Дошкольники их выполняют. Затем задаю необходимый алгоритм по карточкам робомыши. Дети, согласно команде, его выполняют. Результат в том, что одни и те же движения дети выполняют сами и затем, благодаря их правильному выполнению команды, под музыку танцуют робомыши. Тот есть получается танцевальный батл между детьми и робомышами.

Дети с большой заинтересованностью и радостью работают и играют с робомышами: ведь выполнять алгоритм робомышами и танцевать, выполняя команды – это просто класс!

Сразу возникла идея о движениях робомыши в хороводе. Для этого задается алгоритм, который представлен на карточках-схемах. Робомыши выполняют. Дети выполняют следом при этом, двигаясь «змейкой» или «цепочкой».

 Алгоритмы движения, заранее подготовленные, выполняются полинейно. Например, шаг-шаг-шаг-поворот налево; шаг-шаг-шаг-поворот направо.

Я убедилась, что с помощью данных упражнений у дошколят развивается творческое мышление и пространственное воображение. Когда дети играют с робомышами, самостоятельно придумывая команды, задавая эти команды на карточках-схемах, и после этого выполняя их, то таким образом, развивается ритмический слух, мелкая моторика рук, воспитывается командный дух.

Предлагаю примерныйплан работы по применению легоконструирования и робомыши

.

План работы по применению легоконструирования и робомыши в работе с одаренными детьми предшкольной подготовки.

Мероприятия сроки
1 Вводное занятие, правила ТБ.  Знакомство с конструктором LEGO, робомышью. Введение в конструирование Сентябрь
2 Основы робототехники с элементами музыкальных инструментов. Знакомство с деталями конструктора. Октябрь
3 Высота и динамика музыкальных звуков. Сравнение с кирпичиками конструктора LEGO.        Ноябрь
4 Соотношение характера музыкального произведения  с цветами деталей конструктора LEGO (теплые и холодные гаммы) Декабрь
5 Длительность музыкальных звуков.  Строение звуковой дорожки. Январь
6 Использование LEGO-человечка при строении 3-х и более ступенчатых лесенок. Февраль
7 Знакомство с робомышью. Прокладывание маршрута. Март
8 Учить программировать робомышь на музыкальные движения с помощью карточек-стрелок Апрель
9 Повторение, закрепление. Май

ПЕСКОТЕРАПИЯ

Если легоконструирование мы изучаем, с робомышью воспитанники впервые встречаются и у них идет процесс познавания, то песок мы все когда-то брали в руки и знаем, что, если его намочить можно построить дворец, по нему интересно ходить летом босиком и просто занимательно сыпать его сквозь пальцы.  Песочница и «песочная терапия для детей» развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки. Поэтому, когда передо мной встал вопрос «Песок, глина или воскотерапия», я выбрала первое. С песком я ассоциирую свое детство, детство своих детей, очень часто наблюдаю как малыши возле своих домов с интересом увлекаются и погружаются в построение песочных сооружений и когда отметила, что при рисовании на песке у ребенка захватывает дух, я подумала: «А почему бы и нет?»  Ведь мы на занятиях слушаем музыкальные произведения, анализируем, готовим творческую выставку «Музыка в рисунках».  Почему бы не показать музыку с помощью рисунка на песке, сделать музыкальный анализ с помощью песка?  Из средств массовой информации и интернет ресурсов я узнала, что для это потребуются:

– стол песочный;

– песок.

Также с интернет источников узнала, что использование упражнений с песком на развивают мелкую моторику и диафрагмальное дыхание.

Итак, дыхательные упражнения с помощью песка. Для этого вспомним упражнение «Потуши свечку» (Ребенок, подтягивая живот, набирает воздух, мысленно ставит перед собой зажженную свечу и выдыхает медленно воздух, чтобы не потушить воображаемую свечу. И когда педагог дает команду «Потушим свечку» выдыхает воздух полностью). Упражнение, которое я предлагаю выполнить с помощью песка называется «» Детям выдаются коктейльные трубочки. Дети, подтягивая живот, ровно держа спину, набирают воздух. По команде педагога «Маленькая буря» воспитанники выдыхают воздух на песок, расположенный на специальном столе. Дуть сильно нельзя, так как может подняться сильная буря.

Применяя такую практику на музыкальных занятиях мы еще и развиваем речевое дыхание, так подобные упражнений логопеды проводят на своих индивидуальных занятиях.

Упражнение на развитие динамического и ритмического слуха.

Дети слушают музыкальный фрагмент из 3 – 4 нот. Затем с помощью пальца рисуют на песочном столе длительность в виде фигур. Это могут быть квадратики, окружность и просто палочки. Если первая нота длиннее второй, то и фигура первая будет больше.

Также можно провести вышеуказанную музыкально – дидактическую игру «Кошка и котята» когда поёт мама – кошка, дети рисуют большую фигуру, если запоют детки – котята – маленькую.

ШУМОВЫЕ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Применять в работе с одаренными детьми и на музыкальных занятиях в детском саду шумовые, музыкальные инструменты считаю необходимым. Даже если это игрушечные инструменты, то звучание каждого из них и уверенность ребенка в том,  что на них можно очень быстро научиться играть  вызывают у детей дошкольного возраста  восхищение, удивление, радость и огромный интерес. Они стараются, придумывают сопуствующие движения при игре, пытаются сыграть лучше других. Приемы игры на шумовых интрументах просты. Это постукивание, встряхивание,  шуршание, цоканье, звяканье, щёлканье.

Я применяю следующие шумовые инструменты: металлофоны и ксилофоны, бубенцы, погремушки, ложки, колокольчики, трещотки, маракасы, детские бубны, треугольники. Иногда, для разнообразия, я использую карандаши, бумагу, столовые ложки, кастрюли, крышки от кастрюль, целлофан.   

Фонограмму подбираю простую, до двух минут. Темп произведения – средний, размер две или три четверти. Работа проводится как коллективная, так и индивидуальная. В первую очередь- это прослушивание, музыкальный анализ (темп, характер). Затем закрепление ритма –  простукивание и похлопывание хором, по группам, индивидуально. И когда дети уже уверенно могут пропеть мелодию на любой звук и сопровождать свое пение ритмическим движением, то распределяются инструменты.

Работа проводится индивидуально. Затем, когда музыканты оркестра соединяются, отрабатываю в медленном или среднем темпе, под счет. 

Каждый маленький музыкант должен точно знать время вступления его партии. Постепенно темп добавляется до нужного и исполняется в оригинале.

Здесь возникают некоторые трудности. Во – первых, пока играет одна группа или один ребенок, все остальные отвлекаются на играющих. Во – вторых, очень тяжело ребенку выдерживать паузу и ждать своей очереди для вступления, хочется быстрее сыграть и не останавливаться. Поэтому иногда получается, что звучать лишние, ненужные звуки.

Очень привлекают детей сказки – шумелки, где используются шумовые инструменты Применяю на занятиях такие сказки, которые нахожу в интернет – ресурсах. Также, мини – сказки дети придумывают сами. Одну разработала с детьми на основе сказки «Репка».  

Таким образом, работая с дошкольниками, имеющие музыкальную одаренность, я сделала вывод, что систематические занятия разного уровня повышают музыкальное развитие ребенка, помимо музыкальных способностей, вырабатывают творческий подход и к другим видам деятельности.