Мектеп алды даярлык тобының  балаларына арналған вариативтік бағдарлама «Айсулумен сиқырлы әріптерге саяхат»


Адилбекова .М.С.

Воспитатель детского сада  “КОКТОВЕ” г.Алматы

I  Пояснительная записка

        С каждым годом потребность в изучении казахского языка возрастает. Это в полной мере относиться и к дошкольному периоду. Родители дошкольников проявляют все большую заинтересованность в изучении государственного языка их детьми, в частности, в условиях дошкольных организаций, что во многом определяется тенденцией ведения обязательного обучения казахскому языку. Являясь частью учебного процесса, изучение казахского языка становится одним из основных компонентов образования, это не только ускоряет процесс формирования коммуникативной компетенции, но и, в свою очередь, положительно влияет на общее развитие ребенка.

Для большинства дошкольников первым языком, на котором они учатся говорить, думать, общаться с окружающими, является русский. В то же время дети довольно рано приобщаются к казахскому языку, слыша его по радио, телевидению, от взрослых, детей, в детском саду (в течение дня, на отдельных и специальных занятиях, в зависимости от речевого режима учреждения).

Цели и задачи программы:

1 Формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к   государственному языку (казахскому);

2   Воспитание правильного произношения специфических звуков казахского языка (ә, ө, ү, ұ, і, ғ, қ, ң, ы);

3    Формирование элементарной диалогической и монологической речи;

4   Воспитание культуры общения;

 Обогащение и активизация словаря.

Ожидаемы результаты:

Казахский язык дети  должны освоить через развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, словарную работу, формирование грамматической стороны речи.

Формирование способностей решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, благодаря участию в различной игровой деятельности. Формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе с помощью изучения казахского языка.

Программа направлена на:

Усвоение как можно большего количества лексических единиц, на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя. Установление благоприятного психологического климата и снятия языкового барьера. Погружение в практическое применение слов и речевых оборотов. Формирование мотивации к познанию и творчеству.

II.  Констатирующая (содержательная) часть.

     Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста-групп предшкольной подготовки, как вариативная часть типового учебного плана. Общий объем 72 часа в год, 2 раза в неделю. Программа проходить через образовательные области «Коммуникация» и «Творчество». Реализация всех целей и задач проходит через основные принципы, виды и формы работы.

         1.   Основные принципы обучения.

• Принцип коммуникативной направленности (основная функция – создание условий коммуникации);

• Принцип коллективно – индивидуализированного взаимодействия (основная функция – максимальная реализация индивидуальных способностей ребёнка через коллективные формы обучения);

• Принцип доступности и посильности (учёт специфики и возможностей возраста).

 2.    Виды и формы работы с дошкольниками.

Реализации поставленных задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения.

Общение с взрослыми и сверстниками;

Речь педагога (воспитателя, преподавателя казахского языка) в процессе изучения государственного языка имеет особое значение, так как ребенок усваивает язык практически по подражанию, заимствуя лексику, стиль, тон и манеру говорить. В этом смысле речь педагога для ребенка – образец. Поэтому первое требование к речи взрослого – это соблюдение лексических, грамматических и произносительных норм.

Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к фонетике и интонации речи, поэтому основной задачей начального этапа обучения является формирование у дошкольников навыков правильного произношения. Обучение правильному произношению специфических звуков (ә, ө, ү, ұ, і, ғ, қ, ң, ы) может быть успешным в том случае, если дети научатся самостоятельно контролировать свое произношение и как можно раньше отличать корректное от не корректного.

Песни и стихи так же служат и для создания благоприятного эмоционального настроя, средством релаксации и выполняют развивающую функцию, содействуя эстетическому воспитанию детей и раскрытию их творческих способностей. Разучивание песен, стихов, рифмовок призвано поддержать интерес детей к изучению языка и закрепить навыки произношения на казахском языке, которые успешно применяются в практике дошкольного образовательного учреждения. С их помощью у детей формируются аудитивные навыки и фонематический слух, совершенствуются навыки  правильного произношения (артикуляционные и ритмико-интонационные).

В игровой форме казахский  язык выполняет свою функцию – быть средством общения.

Обучение детей казахскому языку проводится в форме увлекательных игр, с использованием игрового, песенного материала, видео и аудио оборудования, наглядных пособий. Дети знакомятся с миром казахских слов, звуков, произносят слова на изучаемом языке. Дошкольники особенно восприимчивы к фонетике и интонации речи, способны понимать смысл сказанного.

                        3.   Методическое обеспечение

Наглядное пособие, раздаточный материал, обеспечение сенсорного восприятия детей; музыкальное сопровождение занятий; экранно-звуковые пособия; интерактивные игры, игровые атрибуты (мягкие игрушки). Очень важным средством обучения дошкольников являются дидактические игры, которые позволяют в интересной форме закрепить знания детей.

                            4.     Практическая часть

 1   Разрезные картинки -выкладывание целого из частей.

 2   Выкладывание букв  из палочек по образцу.   

 3   Рассматривание иллюстраций. 

 4   Игра-драматизация на ковролине.

 5   Дидактические игры

  6  Игры упражнения.

  7  Использование рабочих тетрадей.

  8  Пазлы и настольные игры .

  9  Нетрадиционные техники по развитию творчества.

5. Заключение.

 Изучения казахского языка в детском саду – это интересно, весело, доступно и полезно всем детям.

Пройдя программу по изучению государственного языка в детском саду у  ребенка формируется интерес к  процессу знакомства с культурой страны изучаемого языка. Яркие и положительные впечатления, связанные с процессом изучения казахского языка в детском саду, формируют у ребенка положительную мотивацию для его успешного изучения в школе.