«Патриотическое воспитание и основы краеведениядля дошкольников через дидактические игры» обобщение передового педагогического опыта


Берац Елена Ивановна
Воспитатель
ГККП Детский сад №4 «Арман»

  Актуальность           

«Педагог может научить ребёнка

восхищаться и любоваться родным краем,

чувствовать боль и радость родной природы,

любить Родину, Казахстан так чтобы эта                                                                                                                                                                                                                                            любовь  осталась на всю жизнь».

Ибрай Алтынсарин

     Тему патриотического воспитания дошкольников я выбрала, потому что в современных условиях считаю её важной и своевременной. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

     Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. 

       Сегодня, как никогда, актуальны научные труды  казахских учёных, просветителей Абая и Ибрая Алтынсарина. Большое значение И. Алтынсарин придавал нравственному воспитанию. И как близка и нужна нам эта идея гуманизма, патриотизма сегодня.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Только вглядываясь пристально в прошлое, можно найти верные и надежные пути в грядущее.

«Мәңгілік Ел» – это национальная идея как источник непрерывности и неиссякаемости, вечности традиций, языка, духовно-нравственной основы народа. Использование подходов    отраженных в «Методическом  руководстве по внедрению Патриотического акта «Мәңгілік Ел» в образовательный процесс дошкольных организаций» позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников.

Любовь к  Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И моя задача  как педагога – отобрать из множества  впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа, труд людей, традиции дома (детского сада, родного края), эти впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

        Теоретическое обоснование опыта

Плюсом в своей работе считаю то, что задачи по патриотическому воспитанию дошкольников я решаю через использование дидактических игр. Ученые и исследователи едины во мнении, что именно ИГРА в дошкольном детстве – средство всестороннего развития личности ребенка и важный метод воспитания.  Большой вклад в научное обоснование патриотического воспитания дошкольников внесли К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством.  Методические основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста описаны в трудах М.Б. Зацепиной, М.Д.Маханевой, А.Я.Ветохиной Н.ВАлешиной и другими

Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: А. П. Усовой, Ф. Н. Блехер,  А. И. Сорокиной,  «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность», – так оценила дидактическую игру А.П. Усова.

Таким образом, научно доказано, что именно игра для  дошкольников является  средством всестороннего развития личности ребенка и методом воспитания. Именно поэтому работу по патриотическому воспитанию дошкольниковя провожучерез использование дидактических  игр.

 Ведь игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помогает овладеть способами познания, установить связи между предметами и явлениями, а, главное, этот метод понятен дошкольнику и построен на принципах научности, системности, наглядности и доступности.

Ведущая педагогическая идея опыта

Работая на группе с дошколятами, я заметила, что дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Поэтому работу по привитию патриотических качеств дошкольникам я проводила через игру, а точнее , через дидактические игры . Почему выбрала именно игру? Потому что игра это основной вид деятельности детей дошкольного возраста,  это то, что детям интересно, понятно и доступно. А  дидактическая игра рассматривается как многоплановое сложное педагогическое явление. Поэтому в своей работе я использовала её и как игровой метод обучения дошкольников, и как форму обучения, и как  самостоятельную  игровую  деятельность. Это позволило повысить качество знаний детей и сформировать у дошкольников правильное отношение к явлениям общественной жизни,  природе Родного края, систематизировать и углубить  знания о Родине, о Родном крае, об армии,  о Защитниках отечества, об истории  своей страны, ее традициях и обычаях…