Рабочая программа занятий по выбору «Весёлая палитра»


Умудова Елена Романовна
Учитель начальных классов
КГУ «Специальная школа-интернат №2» Управления образования Восточно-Казахстанской области

Пояснительная записка

      В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных – дидактических методов обучения, используемых в учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

   Новые подходы раскрепощают ребенка с ТНР. Он уже не боится, что у него что-то не получится, – немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребёнку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

   Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Наиболее эффективное средство для всестороннего развития детей является для них самой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей жизни, то что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание творить.

  В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

    Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво.        В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

Программой отводится 64 часа в учебный год (по 2 часа в неделю)

Актуальность: через развитие мелкой моторики у детей появляется не только художественные способности, но и улучшаются коммуникативные навыки в процессе рисования.

Цель: развитие мелкой моторики детей через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

  • Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
  • Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение.
  • Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).
  • Учить использованию различных материалов
  • Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
  • Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами.
  • Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
  • Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Основные положения:

     В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей, и последующим обучением. Методы обучения, используемые в образовательном процессе, соответствуют возрастным особенностям детей.

   В результате освоения рабочей программы «Весёлая палитра» по ИЗО в 0 классе ученики научатся:

  • уверенно использовать способы нестандартного раскрашивания;
  • экспериментировать с изобразительными материалами;
  • проявлять фантазию, художественное творчество;
  • передавать личное отношение к объекту изображения;
  • штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  • убирать за собой рабочее место.

Календарно – тематическое планирование (64 часа)

итература

1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./

Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо,

итература

1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./

Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо,

4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская

литература, 1984.

5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин,

кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.

Тема урокаЦели обученияКол-во часовДата
1   «Разноцветные бабочки».    Закреплять навыки работы техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность.2 
2«Осеннее дерево»     Развивать умение творчески применять способы изображения, как кляксография и примакивание показать их выразительные возможности.     Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Развивать детское творчество, инициативность, изобразительные творческие способности у детей,2 
3«Воздушные шары»     Закрепить представления детей о цветовом многообразии, закрепить умение различать хроматические (основные) и ахроматические цвета.            Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.2 
4«Компоты и варенье»   Закрепить вид изобразительной техники – печатание фруктами. Упражнять в печатании.     Развивать чувство композиции, световосприятие, память, наблюдательность.     Обобщить знания о фруктах и ягодах.2     
5«Рисуем листопад»    Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.             Продолжить освоение вида изобразительной техники – «печать растений».     Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.     Развивать чувство композиции, цветовосприятие.2 
6«Пёстрый котёнок»    Совершенствовать технику рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного.2 
7«Красная смородина»   Развивать чувство композиции и ритма.    Учить объединять разные техники в одной работе. (техника тычка, печатание листьями.)    Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом красной смородины.    Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве.    2 
8«Волшебная страна-подводное царство»   Способствовать развитию – творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.     Продолжить освоение техники рисования «по мокрому». Продолжать учить детей работать с гуашью.           Воспитывать интерес к творчеству.2 
9«Разноцветные рыбки»   Вызвать интерес к рисованию пальчиками и ладошками. Стремиться передавать образ рыбки, добиваться выразительного образа.2 
10«Унылая пора! Очей очарованье»   Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.    Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).2 
11«Рисуем по шаблону»   Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного.    Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.    Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.2 
12«Рисунки-невидимки»   Развивать воображение, творчество.    Совершенствовать технику рисования свечёй.        Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов.          Воспитывать самостоятельность в выборе сюжета.2 
13«Снегири на ветках»   Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью.   Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины.   Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир.2 
14«Зимние узоры»   Закрепить такие способы изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами.     Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей.         Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.2 
15«Письмо для Деда мороза»Создать предпраздничное нестроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике.2 
16«В лесу родилась елочка»  Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.    Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, координацию движений, мелкую моторику кистей рук.    Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.    Воспитывать инициативность, самостоятельность.2 
17«Волшебница зима»   Закрепить нетрадиционную технику рисования -набрызг.    Учить получать изображения, используя новые способы.   Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.   Воспитывать аккуратность при работе.2 
18«Сказочный зимний лес»  Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования.     Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования.    Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков).2 
19«Семья снеговиков»   Закрепить технику рисования – оттиск тканью.    Создать радостное, предпраздничное настроение, вызвать положительные эмоции у детей.    Продолжать развивать фантазию и образное мышление.2 
20«Музыкальный рисунок»   Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования; чувство композиции в компоновке общего панно. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.)        Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.    Воспитывать аккуратность, активность.2 
21«Разноцветное небо»   Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге.        Развивать чувство цвета, формы и композиции.        Воспитывать умение восхищаться явлениями природы.2 
22«Солёное море»   Закрепить приём оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.    Продолжать развивать фантазию и воображение детей.    Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.2 
23«Красивые картинки из разноцветной нитки»  Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования.   Закрепить технику – ниткография (рисование нитью).     Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.   Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.2 
24«Подарок для мамы»  Развивать композиционные умения, цвето – и формовосприятие, умение самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с задуманным сюжетом   Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования.   Воспитывать инициативность, интерес к рисованию, желание порадовать близких подарком.2 
25«Превращение ладошки»  Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.   Развивать воображение и творчество. Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования.   Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.2 
26«Пейзаж у озера»  Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.    Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с замыслом.    Продолжать совершенствовать нетрадиционную технику изображения пейзажа — монотипия, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.    Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.2 
27«Весенняя фантазия»  Развивать фантазию, воображение, композиционные умения.    Упражнять в рисовании методом размывания краски на стекле и оттиска стекла на лист бумаги. Определить какими красками пользуется «Весна». развивать фантазию, воображение.    Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.2 
28«Волшебные цветы»   Развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы.    Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (кляксография и пуантилизм).    Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы.2 
29«Планеты»  Закрепить умения детей в технике коллаж.       Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем.    Воспитывать аккуратность, самостоятельность.2 
30«Космические дали»  Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги; чувство прекрасного, желание создавать что-то оригинальное.   Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие.       Упражнять в рисовании с помощью данной техники и техники коллаж.    Вызывать эмоциональное отношение к образу.2 
32«Праздничная верба»  Рассказать почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Совершенствовать умение рисовать пастелью.   Учить рисовать вербу по затонированой бумаге пастелью.   Воспитывать аккуратность, самостоятельность.2 
32«Праздничный салют»  Познакомить детей с новой техникой рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (2, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит.2