«Қамажай» сборник фортепианных пьес композиторов Казахстана, с аудиозаписями


Куракбаева Баян Амановна
Преподаватель по классу фортепиано
ГККП «Детская музыкальная школа города Атбасар
при отделе образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области»

Пояснительная записка

Для нашей страны сохранение самобытной национальной культуры является одной из
важнейших задач «Единой программы воспитания». Характер музыкального образования
побуждают преподавателей искать пути обучения детей на фортепиано, через обращение к истокам
национальной музыкальной культуры. Так как музыкальный язык является одной из форм
проявления самосознания нации, то включение произведений казахстанских композиторов и
казахского фольклора позволит решить проблему формирования у детей ценностного отношения к
национальной культуре, осознания принадлежности к своему народу.

Сборник «Қамажай» содержит разнохарактерных фортепианных пьес композиторов
Казахстана, с прилагаемым диском аудиозаписей фонограмм. В музыкальной школе фонограмму
можно использовать не только для создания яркого концертного звукового образа, но и как
аудиопособие в обучении исполнительству на инструменте. Опыт работы с учащимися младших
классов показывает, что игра с аудиозаписями очень осовременивает обучение, стимулирует и
помогает проявлять исполнительские данные учащихся, начинающий исполнитель быстрее
понимает ритмическую организацию музыкального образа.

Фонограммы, предназначенные для обучения учащихся младших и средних классов,
созданы на основе учебного репертуара, который состоит из пьес казахской народной музыки, пьес
казахстанских композиторов.

Играть юному музыканту под фонограмму можно двумя вариантами – двумя руками,
дублируя музыкальное сопровождение записи или только партию правой руки. Фонограмма четко
организует метроритм музыкального материала, что актуально в любой период обучения.
Использовать фонограмму возможно не только для солиста-исполнителя, но и для
инструментального ансамбля. В этом случае фонограмма поддерживает аккомпанемент
музыкального номера, укрепляет басовую функцию, украшает фактуру ударными инструментами.
Наличие аудиозаписи (фонограммы) для одного или нескольких произведений в репертуаре
учащегося стимулирует его домашние занятия на инструменте в плане разучивания текста,
пробуждает интерес к игре на инструменте.

Сборник адресован преподавателям и учащимся ДМШ, ДШИ.