Авторская программа «Использование нейропсихологических упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников»


Полешко Татьяна Анатольевна г Костанай
Педагог-психолог Академического лицея города Костанай

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый школьник, начиная учебную деятельность, испытывает проблемы в обучении.Среди  основных причин возникновения  трудностей является недоформированность отделов головного мозга. Это не значит,  ребенок умственно отсталый. Он  может быть физически и психически здоровым, но его мозг не справляться с  школьной нагрузкой. В отличии от взрослого, мозг ребенка  обладает высокой пластичностью. Это позволяет поглощать новую информацию с огромной скоростью и положительно влияет на скорость обучения.

    Великий русский ученый-физиолог – И.П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Таким образом, своевременная диагностика, коррекция, профилактика трудностей в обучении поможет  компенсировать  недостатки в функционировании тех или иных познавательных функций, еще не закончивших свое формирование.

   Одним из современных направлений в развитии и формировании познавательных процессов  является  нейропсихологический подход, который в свою очередь обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия. Целенаправленная квалифицированная и своевременная работа с ребёнком, направленная именно на «выпадающие» функциональные звенья, на страдающие функции, может предупредить негативное развитие событий. При соответствующей коррекционно-развивающей помощи, такие дети могут быть успешными в учебе.Именно поэтому в последние годы нейропсихологические методы работы всё чаще востребованы в школе. Выполняя нейропсихологические задания, ребенок развивает свое мышление, воображение, память, другие психические функции необходимые для успешного обучения.

Часто именно в начальных классах, при необходимости

соответствовать требованиям учебного процесса, отчётливо проявляется

дефицитарность функциональных систем  и становится актуальной

коррекционно-развивающая работа с ними.      

Комплексная программа «Использование нейропсихологических упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников» напрвлена на развитие соответствующих    нейропсихологических показателей, способстующих повысить общую работоспособность мозга.

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы. Программа основывается на следующих современных представлениях о психологии и генезе (развитии), строении и формировании высших психических функций у детей, представленных А.В. Семенович, Л.С.Цветковой, А.Р. Лурией:

1. Все высшие психические функции сложны по своему генезу и строению, и их правильное формирование и протекание зависит от взаимовлияния с другими психическими процессами.

2. Все высшие психические функции рождаются в деятельности и из внешних и развернутых (когда поначалу в их формировании участвует множество афферентаций) становятся внутренними («интериоризированными») и свернутыми (т.е. внешние практические действия становятся внутренними умственными).

Актуальность программ определяется увеличением количества детей, нуждающихся в нейропсихологическом сопровождении.

      Цель и задачи

Цель: Коррекции познавательных процессов, преодоления трудностей в освоении образовательной программы обучающимися.

Задачи:

 развитие высших психических функций, тонкой моторики;

 -активизация понимания пространственных координат; произвольного внимания;

 – стабилизация сенсомоторной, тактильной, динамической, зрительной, слуховой                             координации

-проектирование индивидуально-ориентированных рекомендаций для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательной организации;

– активное включение родителей в процесс реализации комплексного сопровождения ребенка.

Программа предназначена для оказания коррекционно-развивающей помощи детям от 7 до 11лет, имеющих:

задержку психического развития различной этиологии,

   трудности формирования регуляторных функций, произвольного внимания и контроля (СДВГ),

 «мягкую» органическую симптоматику (типология нарушений уточнена в подпрограммах),

 эмоционально-личностные особенности,

 свидетельствующие об искаженном типе развития,

 дискалькулии, дисграфии, дислексии,

 неустойчивость стато-кинетического баланса, слабость сенсо- моторного базиса развития.

Программа может быть использована для оказания помощи детям с социальной и/или педагогической запущенностью. (в том числе по рекомендации педагогов, запроса родителей, по результатам заключения ПМПК).

Продолжительность программы

  Индивидуальные занятия с  педагогом-психологом проводятся 2 раза в неделю по30-40 минут.  Комплекс нейропсихолгогического сопровождения   предполагает проведение 32 занятий, в течение 4 месяцев.

   Ожидаемые результаты усвоения программы:
– оптимизация уровня активности познавательных процессов: – положительная динамика в развитии высших психических функций: моторной, сенсорной, мнестической сфер, речи, внимания (контроль и регуляция своего поведения, концентрация внимания на предложенной деятельности), мышления, создающих основу для успешного обучения ребенка в школе.