Авторская программа «Использование нейропсихологических упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников»
Полешко Татьяна Анатольевна г Костанай
Педагог-психолог Академического лицея города Костанай
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый школьник, начиная учебную деятельность, испытывает проблемы в обучении.Среди основных причин возникновения трудностей является недоформированность отделов головного мозга. Это не значит, ребенок умственно отсталый. Он может быть физически и психически здоровым, но его мозг не справляться с школьной нагрузкой. В отличии от взрослого, мозг ребенка обладает высокой пластичностью. Это позволяет поглощать новую информацию с огромной скоростью и положительно влияет на скорость обучения.
Великий русский ученый-физиолог – И.П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Таким образом, своевременная диагностика, коррекция, профилактика трудностей в обучении поможет компенсировать недостатки в функционировании тех или иных познавательных функций, еще не закончивших свое формирование.
Одним из современных направлений в развитии и формировании познавательных процессов является нейропсихологический подход, который в свою очередь обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия. Целенаправленная квалифицированная и своевременная работа с ребёнком, направленная именно на «выпадающие» функциональные звенья, на страдающие функции, может предупредить негативное развитие событий. При соответствующей коррекционно-развивающей помощи, такие дети могут быть успешными в учебе.Именно поэтому в последние годы нейропсихологические методы работы всё чаще востребованы в школе. Выполняя нейропсихологические задания, ребенок развивает свое мышление, воображение, память, другие психические функции необходимые для успешного обучения.
Часто именно в начальных классах, при необходимости
соответствовать требованиям учебного процесса, отчётливо проявляется
дефицитарность функциональных систем и становится актуальной
коррекционно-развивающая работа с ними.
Комплексная программа «Использование нейропсихологических упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников» напрвлена на развитие соответствующих нейропсихологических показателей, способстующих повысить общую работоспособность мозга.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы. Программа основывается на следующих современных представлениях о психологии и генезе (развитии), строении и формировании высших психических функций у детей, представленных А.В. Семенович, Л.С.Цветковой, А.Р. Лурией:
1. Все высшие психические функции сложны по своему генезу и строению, и их правильное формирование и протекание зависит от взаимовлияния с другими психическими процессами.
2. Все высшие психические функции рождаются в деятельности и из внешних и развернутых (когда поначалу в их формировании участвует множество афферентаций) становятся внутренними («интериоризированными») и свернутыми (т.е. внешние практические действия становятся внутренними умственными).
Актуальность программ определяется увеличением количества детей, нуждающихся в нейропсихологическом сопровождении.
Цель и задачи
Цель: Коррекции познавательных процессов, преодоления трудностей в освоении образовательной программы обучающимися.
Задачи:
– развитие высших психических функций, тонкой моторики;
-активизация понимания пространственных координат; произвольного внимания;
– стабилизация сенсомоторной, тактильной, динамической, зрительной, слуховой координации
-проектирование индивидуально-ориентированных рекомендаций для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательной организации;
– активное включение родителей в процесс реализации комплексного сопровождения ребенка.
Программа предназначена для оказания коррекционно-развивающей помощи детям от 7 до 11лет, имеющих:
задержку психического развития различной этиологии,
трудности формирования регуляторных функций, произвольного внимания и контроля (СДВГ),
«мягкую» органическую симптоматику (типология нарушений уточнена в подпрограммах),
эмоционально-личностные особенности,
свидетельствующие об искаженном типе развития,
дискалькулии, дисграфии, дислексии,
неустойчивость стато-кинетического баланса, слабость сенсо- моторного базиса развития.
Программа может быть использована для оказания помощи детям с социальной и/или педагогической запущенностью. (в том числе по рекомендации педагогов, запроса родителей, по результатам заключения ПМПК).
Продолжительность программы
Индивидуальные занятия с педагогом-психологом проводятся 2 раза в неделю по30-40 минут. Комплекс нейропсихолгогического сопровождения предполагает проведение 32 занятий, в течение 4 месяцев.
Ожидаемые результаты усвоения программы:
– оптимизация уровня активности познавательных процессов: – положительная динамика в развитии высших психических функций: моторной, сенсорной, мнестической сфер, речи, внимания (контроль и регуляция своего поведения, концентрация внимания на предложенной деятельности), мышления, создающих основу для успешного обучения ребенка в школе.