«Обучение дошкольников основам безопасного поведения», обобщение опыта работы
Борисова Татьяна Сергеевна
Воспитатель
ГККП Детский сад №4 «Арман»
«Чтобы дети росли нормально, они должны чувствовать
наши заботливые руки. Многое может быть в их жизни скромным:
еда, одежда, жилище. Но нельзя испытывать недостатка
в чувстве защищенности».
Герман Гмайнер.
Актуальность
Стремительный рост автомобилизации в последние годы вызвал множество проблем, в том числе дорожно-транспортный травматизм, который все чаще становится «национальной катастрофой». Дети – особая категория жертв дорожно-транспортных происшествий.
Современная ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом стала показателем недостаточного уровня знаний детьми правил дорожного движения и их неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, самостоятельно принимать решение, что является показателем недостаточного внимания к профилактике детской безопасности.
Социальная острота проблемы требует разработки и реализации программ и профилактических мер по предотвращению роста количества несчастных случаев с участием детей. В соответствии с этим я выбрала образовательную тему «Обучение дошкольников основам безопасного поведения» и разработала программу «Светофор» с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Предлагаемая программа является попыткой продемонстрировать на практике систему действий педагога по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения, развивая навыки поведения внимательных и осторожных пешеходов.
Теоретическая база опыта
Главная цель моей работы по теме – формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Ключевое слово здесь «сознательное».
Для достижения этой цели я поставил следующие задачи:
• Знакомство детей с правилами поведения на дороге;
• Уточнение и расширение представлений детей обо всех участниках дорожного движения;
• Сформировать умения использовать полученные знания в жизни;
• Развитие способности детей предвидеть возможные опасности и формировать адекватное безопасное поведение в случае реальных ситуаций.
Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и осмотрительными на улицах, осторожными и внимательными. За время работы по этой теме, я провела множество диагностических исследований и выстроила коррекционную работу с детьми. Для успешной реализации наметила основные направления работы и этапы реализации намеченных плановс использованиемследующих инновационных форм работы с детьми:
1.Обучающие и развивающие беседы.
Для проведения бесед и организованной деятельности детей по обучению безопасному поведению на дороге педагоги используют игрушки различных видов транспортных средств (грузовые и легковые автомобили, троллейбусы и автобусы, специальную технику, пожарные); модели средств регулирования (дорожные знаки, светофоры, фигуры пешехода и регулировщика); схемы с дорожной разметкой перекрёстков и городских дорог; разрезные картинки, мозаики, кубики; дидактические игры, сюжетные картинки, настенные плакаты, отражающие дорожные ситуации.)
2. Целевые прогулки.
План работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма включает и направлен на закрепление знаний, полученных дошкольниками на прогулках. В разное время года мы гуляем по дорогам микрорайона, наблюдая за взаимодействием пешеходов и транспортных средств, его многообразием, знакомя детей с назначением дорожных знаков и работой светофоров. При этом мы обращаем внимание детей на такие важные вещи, как погодные условия, количество пешеходов, видимость и состояние дороги.
3. Индивидуальная работа.
При обучении детей правилам дорожного движения необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, выбирать дифференцированный подход соответственно возрасту.
4. Праздники и развлечения.
В нашей группе есть своя агитационная группа, которая пропагандирует безопасность на дорогах города. В беседах с родителями, детьми и педагогами дети призывают быть осторожными и внимательными на проезжей части.
5. Участие в конкурсных мероприятиях.
Конкурс «За безопасность всей семьи» для детского сада, участие воспитателей детского сада в конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года» с подведением итогов опыта работы по данному вопросу.
6. Познания детей отражаются в рисунках и творческих поделках.
7. Развивающая среда.
8. Создание групповой библиотеки.
В ходе игры дети не только закрепляют свои знания, но и изучают культуру поведения в общественных местах, разгадывают загадки, ребусы, кроссворды – это способствует закреплению теоретических знаний, а также развитию логического мышления.
9. Работа с педагогами.
Теоретические недели, проведение круглых столов, сбор информации – позволяют проанализировать работу с детьми и родителями, выявить передовой опыт для распространения в детском саду. Разработана определенная система обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста согласно каждой возрастной группе.
10. Работа с родителями.
Стенд информации для родителей, инновационные компьютерные технологии (ИКТ): составлена электронная адресная книга для родителей, в которой организованы опросы, адресные советы, рекомендации, интерактивные игры для индивидуальной работы с ребенком в домашних условиях. Разослана информация о правилах дорожного движения, проводятся семейные мастер-классы по «Обеспечению безопасности ребенка во время поездки на автомобиле» и другим темам, участие в акции «Письмо водителю», посвященной Всемирному дню памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.