РЕЦЕНЗИЯ №188 от 16.02.2024 г.
РЕЦЕНЗИЯ
на программу логопедической коррекции недостатков развития речи
у детей с выраженными речевыми и интеллектуальными нарушениями
(1 и 2 класс) учителя-логопеда, педагога-исследователя
КГУ «Специальная школа-интернат № 3, город Степногорск»
Звигинцевой М.Э.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий. Остается актуальной проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что разработанная Звигинцевой М.Э. программа логопедической коррекции недостатков развития речи у детей с выраженными речевыми и интеллектуальными нарушениями (1 и 2 класс), является своевременной и актуальной.
В пояснительной записке автор раскрывает актуальность затрагиваемой проблемы, причины введения учебной дисциплины. Целью определеноформирование речевых и коммуникативных умений и навыков у детей с использованием речи как средства общения и адаптации в социальной среде на основе создания специальных условий для их развития и обучения.
Среди достоинств необходимо отметитьособенности программного материала и представленную концепцию программы. Автором также обоснованы умения и навыки, которые дети должны приобрести за период обучения, задачи программы.
Особую ценность составляет то, что автором определены роль и место программы, которая входит в число вариативных дисциплин коррекционного компонента,включенных в учебный план. Изучение данного курса тесно связано с такими предметами, как «Коррекция недостатков развития речи», «Обучение грамоте», «Письмо и чтение», «Мир вокруг», «Музыка и ритмика», «Предметно-практическая деятельность», «Адаптивная физкультура».
Заслуживает внимания то, что автором в основу построения программы коррекционных логопедических занятий положены специальные принципы.
Особый интерес, на наш взгляд, представляюткомпонентыорганизации программного материала, а также учебно-тематический план.
Данные материалы адресованы учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям для работы с детьми,обучающимися по программе второго типа специальных школ для детей с умеренными интеллектуальными нарушениями на уроках и во внеурочное время.
Следует отметить, что данная программа построена в соответствии с подпунктом 6) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»; государственными образовательными стандартами соответствующих уровней образования, утвержденных Приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348; типовыми учебными планами начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденными приказами Министерства образования и науки РК от 8 ноября 2012 года № 500 (с изменениями и дополнениями от 12 августа 2022 года № 385).
Автором проанализировано достаточное количество источников по проблеме, что отражено в списке используемой литературы.
Звигинцева М.Э. продемонстрировала высокую способность формулировать собственную точку зрения по рассматриваемой проблеме. Сформулированные в работе выводы достаточно обоснованы и могут быть использованы в практической деятельности.
Комплекс поставленных перед автором задач успешно реализован, что позволяет судить о логической завершенности и научно-методической эффективности предложенной Звигинцевой М.Э. программы логопедической коррекции недостатков развития речи у детей с выраженными речевыми и интеллектуальными нарушениями (1 и 2 класс).
Учитывая актуальность, методическую ценность и соответствие требованиям к публикации разработанная Звигинцевой М.Э. программа логопедической коррекции недостатков развития речи у детей с выраженными речевыми и интеллектуальными нарушениями (1 и 2 класс) рекомендуется к печати.
Рецензент:
проректор по воспитательной работе
Евразийского гуманитарного
института им.А.К.Кусаинова
к.п.н., профессор Я.Н. Оспанова