Доклад “ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ”
Аралбаева Шолпан Жакановна
учитель русского языка и литературы
ГУ «Специальная общеобразовательная школа № 19»
г.Экибастуз Павлодарской области
Забота о здоровье – это важнейший труд педагога
от жизнедеятельности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А. Сухомлинский
Основной задачей специальной общеобразовательной школы является сохранение и развитие здоровья детей с ограниченными возможностями.
Очевидно, что проблема сохранения здоровья всегда является актуальной задачей, поэтому волнует каждого человека.
Конкретными задачами работы в данном направлении являются:
- здоровьесберегающее обучение (построение урока на здоровье сберегающей основе);
- активизация физической деятельности;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
- пропаганда здорового образа жизни.
Русский язык и чтение – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать и читать, поэтому учитель должен применять на уроках здоровьесберегающие технологии.
Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Дети быстро утомляются, появляется низкая работоспособность, теряется интерес к учебному процессу.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения физкультминутки провожу примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса, иногда в конце урока. Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за чередованием видов деятельности в течение урока.
- Психологический настрой на урок.
Урок начинается с психологического настроя учащихся:
А) Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
Б) Сегодня у нас на уроке будет много интересного.
Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся!
2.Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы. Чередую виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, списывание с доски, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия и др. – 4 – 7 видов за урок т .к. однообразность урока способствует утомлению школьников.
3.Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Использую различные виды физкультминуток.
Оздоровительно – гигиенические. Мы их выполняем как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами».
Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счёт. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённой группы мышц. Сюда включаем бег на месте, прыжки, приседания, ходьба на месте и по классу и т. д.
В младшем звене на уроках русского языка провожу такие физминутки:
По дороге Петя шел
А)По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)
Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)
А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить вдругую сторону.)
Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево.)
Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)
Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)
Б) Поднимайте плечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.)
Подражательные. Показываю схематические изображения «человечков», выполняющих гимнастику, ученики повторяют движения. Использую мимические упражнения. На карточках нарисованы лица с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, смеющиеся, испуганные, удивлённые. Дети копируют. Здесь можно проявить свою фантазию и творчество
Двигательно – речевые. Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения.
Утром встал гусак на лапки, (потянулись, руки вверх – вдох-выдох)
Приготовился к зарядке (рывки рук перед грудью)
Повернулся влево, вправо, (повороты влево-вправо)
Приседанье сделал справно, (приседания)
Клювиком почистил пух, (наклоны головы влево-вправо)
Поскорей за парту – плюх! (присели)
Б)Назвали все предметы по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки — раз, два, три.
Легкие прыжки — раз, два, три.
Мягкая посадка — раз, два, три.
/слайд 2-3 класс физминутки/
На уроках чтения и развития речи использую артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
/слайд Сафаров Илья упр «Трубочка»/
Для профилактики и коррекции нарушений зрения. На каждом уроке стараюсь использовать упражнения для глаз с целью профилактики улучшения зрения.
Использую гимнастику для глаз: «Вверх – вниз, влево – вправо». Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
Чуть присела на карниз и свалилась сверху вниз.
«Круг». Следить за рукой учителя, выводящей круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
«Рисование носом», «Раскрашивание», «Часики» и другие.
Также на уроках русского языка и чтения использую элементы игры:
– хлопанье в ладоши; (при изучении имен собственных провожу диктант в ладоши, при изучении темы «Состав слова» рисуем в воздухе руками: корень, приставку, суффикс, окончание и т.д.)
– поднятие руки;
– сигнальные карточки различного цвета.
Объем домашнего задания и его сложность надо соизмерять с индивидуальными возможностями каждого ученика.
С целью сохранения здоровья использую дидактический и наглядный раздаточный материал, имеющий здоровьесберегающую направленность, куда включаю упражнения на развитие:
– связной устной и письменной речи;
– орфографической зоркости;
– а также материал информационного характера, направленный на формирование ЗОЖ.
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
И главное правило, которого должны придерживаться педагоги специальной общеобразовательной школы «Сделай так, чтобы ребенку стало полезно находиться в школе, чтобы он совершенствовался и физически, и духовно».
Метки: Доклад "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ"