Урок математики для 4 класса “Нахождение неизвестного вычитаемого”
ГУ «Специальная общеобразовательная школа № 19»
город Экибастуз,
Павлодарская область
учитель начальных классов 2 категории
Мустафинова Айман Каматаевна
Тема урока: Нахождение неизвестного вычитаемого»
Цели:
- Формировать умение находить неизвестное вычитаемое по известным уменьшаемому и разности (остатку) и проверять правильность решения.
- Закрепить навыки решения примеров с переходом через десяток.
- Развивать мыслительные операции – анализ и синтез, зрительную и слуховую память.
- Воспитывать аккуратность и опрятность при выполнении письменных работ.
Оборудование: М.Н.Перова. Учебник “Математика” 4 класс; таблицы умножения чисел 1-9; таблица названий компонентов при арифметических действиях; таблицы нахождения неизвестных слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; карточки – задания для индивидуальной самостоятельной работы.
Эскиз оформления доски:
Уменьшаемое | Вычитаемое | Разность | ||||||||||
7 | – | Х | = | 4 | ||||||||
О | Д | М | Ы | О | Ц | Л | ||||||
37 | 100 | 50 | 6 | 84 | 71 | 73 | ||||||
Ход урока
I. Организационный момент.
Организация класса, проверка готовности к уроку, задание положительной мотивации.
-Я рада видеть Вас и наших гостей красивыми, стройными, здоровыми. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха и выдоха /1, 2, 3/. С каждым вздохом вы чувствуете, что становитесь все легче и легче, как будто вы парите в воздухе.
А сейчас представьте себе солнце, посылающее свой теплый свет с безоблачного ясного неба на землю. Представьте себе, что с каждым вздохом вы вбираете в себя солнечное тепло, как солнце наполняет вас теплым светом. Вы успокоились и теперь вы можете вернуться бодрыми и отдохнувшими. Потянитесь, немного напрягите все свое тело и откройте глаза.
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать,
Только лишь отметку пять.
- К какому уроку приготовились? ( МАТЕМАТИКЕ)
- Какой он по счету? ( ЧЕТВЕРТЫЙ)
- Какое сегодня число? ( 3 )
- Какой месяц ? ( ДЕКАБРЬ)
- Какой по счету декабрь в году? ( 12 )
1.Открываем тетради и записываем число, месяц
Проверьте свою осанку, как лежит тетрадь, поставьте ноги на пол
3 декабря
Классная работа.
- Минутка чистописания.
– Прописываем число 38
– что можете сказать про это число? ( 2 –х значное, состоит из 3 десятков и 8 единиц)
- Математический диктант.
– В математическом диктанте вы записываете только ответы табличного умножения и деления через запятую.
5 * 2= | 35 : 5= | 40 : 4= |
2 : 8= | 3 * 9= | 45 : 5= |
Проверка – цепочкой (10, 4, 7, 27, 10, 9,).
II. Сообщение темы и цели урока.
– Каждый урок – открытие. Сегодня на уроке открытием для нас будет
нахождение неизвестного вычитаемого.
III .Актуализация знаний.
А сейчас ребята мы повторим изученное.
(Решить у доски примеры на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого)
- 38 + х = 52
— Какой математический знак?
— Как называются компоненты при сложении?
— Что нам неизвестно?
— Как найти неизвестное слагаемое?
- Х – 18 = 55
— Какой математический знак?
— Как называются компоненты при вычитании?
— Что нам неизвестно?
— Как найти неизвестное уменьшаемое?
- IV. Работа над новой темой.
Ребята! Давайте еще раз вспомним компоненты вычитания.
Прочитайте пример:
7 – Х = 3_____
Уменьшаемое, вычитаемое , разность ( остаток)
– Какой компонент неизвестен? ( вычитаемое)
— Вот сегодня мы с вами будем находить неизвестное вычитаемое?
– Как найти неизвестное вычитаемое?
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность (остаток).
7 – х = 3
Х = 7 – 3
Х = 4___
Проверка
7 – 4 = 3
Хоровое чтение правила с доски
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность (остаток).
- Решение примеров на нахождение неизвестного вычитаемого с проверкой у доски под руководством учителя.
18 – х = 8 | 36 – х = 12 | 89 – х = 46 |
х = 18 – 8 | х = 36 – 12 | х = 89 – 46 |
х = 10 | х = 24 | х = 43 |
Проверка | Проверка | Проверка |
18 – 10 = 8 | 36 – 24 = 12 | 89 – 43 = 46 |
8 = 8 | 12 = 12 | 46 = 46 |
Физминутка. Буратино
Упражнения на расслабление мышц
Буратино потянулся,
Раз -нагнулся,
Два – нагнулся,
Три нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на мысочки встать.
- V. Итог урока:
– Мы сегодня находили неизвестное вычитаемое. Повторим правило, с которым работали. (1-2 ученика)
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность (остаток).
– Для того чтобы узнать, как вы поработали на уроке, какую похвалу заработали, нужно решить несколько примеров, правильно расставить буквы и расшифровать похвальное слово.
– Каждому ответу примера соответствует своя буква.
69 – 19 = 50 – М
75 – 38 = 37 – О
56 + 17 = 73 – Л
36 + 48 = 84 – О
63 +37 = 100 – Д
3 * 6 + 53 = 71 – Ц
3 *7 – 15 = 6 – Ы
О | Д | М | Ы | О | Ц | Л |
37 | 100 | 50 | 6 | 84 | 71 | 73 |
Оценка за урок с комментированием.
Домашнее задание: стр 186 № 5 ( с проверкой)
Метки: Урок математики для 4 класса "Нахождение неизвестного вычитаемого"