Научный проект «Исследование факторов эмоционального выгорания на примере профессии учитель»
Кирчей Богдан, 14 лет
ученик 9-го класса
Руководитель работы:
Кирчей Ирина Николаевна,
учитель биологии
СШ имени Н.Островского
с.Аманкарагай Костанайской области
Аннотация
Цель исследования :
- Проанализировать литературу по данной теме;
- Выявить уровень профессионального выгорания педагогов;
- Сделать выводы.
Объект исследования – синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования – особенности эмоционального выгорания у педагогов.
Гипотеза : Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога;
Методы решения поставленных задач
Сравнительный, метод анализа, метод опроса педагогов
Теоретическая часть данной работы включает в себя некоторые обобщения по темам:
- Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагога.
- Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания.
- Методы профилактики эмоционального выгорания педагогов.
Результаты работы и выводы: Показана динамика проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Составлены диаграммы и таблицы. Выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания не носит монотонный возрастающий характер, существует определенная закономерность его проявления, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога.
Область практического применения работы:
Работа может быть использована при изучении биологии 8 класс, на конференции, педагогических советах. Данная работа может стать хорошим помощником в профилактике синдрома эмоционального выгорания среди педагогов.
Содержание
Содержание ……………………………………………………… стр 1
Введение …………………………………………………………. .стр 2
Глава 1. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагога ……………………………………………стр 3
1.Понятие синдрома эмоционального выгорания ………………стр 4
2.Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания ………………………………………стр 9
Глава 2.Стадии, следствия и симптомы профессионального выгорания ………………………………………………………….стр 16
1.Требования профессии к личности педагога ………………….стр 20
2.Учитель в напряженных условиях …………………………….стр 23
Глава 3. Методы профилактики эмоционального выгорания педагогов ……………………………………………..стр 26
Глава 4. Исследование ……………………………………………стр 29
Приложение ……………………………………………………….стр 34
Заключение………………………………………………………..стр 35
Список использованной литературы …………………………..стр 36
Введение
В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». При этом очень мало обращается внимания на действующие эффективные психолого-педагогические и медицинские технологии, которые направлены на сохранение здоровья педагога, снижающих риск формирования синдрома «эмоционального выгорания» и появления кризиса профессии в целом.
Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, приобрела особую актуальность в конце XX -начале XXI века – века наук о человеке, среди которых консолидирующее место принадлежит психологии. Повышенный интерес к человеку как к субъекту труда обратил внимание исследователей на изменения, которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек – человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию профессионального выгорания. В настоящее время этот синдром удостоен диагностического статуса. Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета – все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю.
2
Ведь от здоровья учителя во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации.
Метки: Научный проект «Исследование факторов эмоционального выгорания на примере профессии учитель»